Серафим Саровский: анимированный святой
В настоящее время об учении великого подвижника русской церкви снимают полнометражный мультипликационный фильм.
На Руси его почитают как ходатая пред Господом обо всех обездоленных и нуждающихся в помощи. Знаменит он и тем, что ко всем приходящим обращался: "Радость моя!", а приветствовал в любой день словами: "Христос воскресе!". Согласно пророчеству Серафима Саровского, спустя 100 лет после обретения его мощей (т. е. начиная с 2003 года) Россия начнёт возрождаться.
В миру он был Прохором Мошниным (или Машниным). Мальчик родился в семье курского купца то ли в 1754, то ли в 1759 году 30 июля по новому календарному стилю. 19-летним он пришёл из Курска в Саровскую обитель, где остался навсегда. Сначала парень восемь лет был послушником, затем постригся в сан инока. Далее он усмирял свою плоть, а после вся его жизнь была посвящена страждущим. В 1903 году российская церковь причислила чудотворца к лику святых - это произошло после того, как были обнаружены его утерянные мощи. О наставлениях и учении старца расскажет полнометражный анимационный фильм "Серафим". "Вечерняя Москва" расспросила создателей картины об их проекте, мы побеседовали с генеральным директором студии “КиноАтис” Вадимом Сотсковым:
- Пожалуйста, расскажите, по каким материалам написан сценарий фильма?
- Инициатором фильма "Серафим" является Фонд Преподобного Серафима Саровского и его директора - Сергей Габестро и Игорь Мещан. Этот фонд заказал сценарий, с которым они долгое время пытались найти студию для реализации проекта. Два года назад они пришли на нашу студию "КиноАтис" (до 2011 года студия называлась “ЦНФ-Анима”). К тому времени у нас уже был опыт производства христианских мультфильмов - в 2009 году мы выпустили фильм "Библейские притчи". Сценарий, с которым к нам пришёл фонд Серафима Саровского, был явно не прокатный, не коммерческий, и мы предложили переосмыслить историю. Фонд с нашими доводами согласился, и мы для разработки новой истории пригласили автора, Тимофея Веронина, который написал несколько детских книг, в том числе и о преподобном Серафиме.
- Ваш фильм похож на рассказ о житии святого? Какова этическая мотивация его создателей?
- В нынешнем сценарии действие фильма разворачивается в послевоенные годы (конец 1940-х годов), а главной героиней стала девочка из детского дома по имени Сима, которой и помогает преподобный Серафим. Девочка зашла в полуразрушенный храм, святой явился ей и познакомил её с миром православия. С одной стороны, нам пришлось уйти от жития почитаемого святого, но с другой стороны, батюшка Серафим открывается зрителю через девочку, которая нуждается в его помощи. В данном виде сценарий получился очень понятным и интересным не только для детей и их родителей, которые ходят в церковь, но и для самого обычного зрителя. Очень хочется, чтобы фильм стал по-настоящему миссионерским.
- Кто режиссёр проекта, когда намечена премьера?
- На фильме работают два режиссёра - Сергей Антонов, снявший "Библейские притчи", и Станислав Подивилов, который тоже работал над христианскими мультфильмами. Художник-постановщик - Юрий Пронин. Фильм мы должны сделать к новому году, а в прокат фильм должен выйти предположительно на Пасху 2015 года. На данный момент подписано соглашение с кинопрокатной компанией "Централ Партнершип", она и определит точную дату выхода фильма в прокат.
Кстати, об этом святом уже есть короткометражный мультипликационный фильм выпуска 2009 года - "Святой Преподобный Серафим Саровский Чудотворец".
Чудеса и не только
Прохор Мошнин (Машнин) в отроческом возрасте упал с колокольни строящегося храма Сергия Радонежского, и на удивленье, не получил травм. Среди ровесников Прохор отличался набожностью, в 1776 году он совершил паломничество в Киево-Печёрскую лавру, там старец Досифей благословил его и указал ему место, где он должен принять послушание и постриг - Саровскую пустынь. Вскоре Прохор стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии, в 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродьяконы, а в 1793 году рукоположен в иеромонахи.
После этого он стал жить в лесу в пяти километрах от монастыря в строгом посте, в трудах и в молитве. Серафим летом и зимой ходил в одной и той же одежде, питался тем, что добудет в лесу, а близ кельи он развёл огород, устроил пчельник. Отшельник очень мало спал, зато много читал - Евангелие, святоотеческое писание. В глухом лесу не обошлось без происшествия - на Серафима однажды напали разбойники, проломили ему голову, они надеялись поживиться хоть чем-то в его келье, но там ничего привлекательного для них не оказалось. Разбойников нашли, но отшельник упрашивал не наказывать их.
В лесу Серафим наложил на себя трёхлетнее молчальничество, а затем в 1810 году вернулся в монастырь, но стал затворником. Когда вышел из затвора, он стал принимать страждущих, исцелять их, желающих попасть к Серафиму всегда было много, среди них - царь Александр Первый.
Серафим Саровский образовал особую Серафимо-Дивеевскую общину в нынешней Нижегородской области, участвовал в устройстве Ардатовской женской обители и зеленогорской общины. Он умер в самом начале 1833 года во время молитвы. Через семьдесят лет могилу старца открыли, канонизировали старца Серафима в присутствии императора Николая Второго. В 1920-ых в молодой Советской стране разговор о религии был короткий, храмы разорялись; вот и обитель с мощами Серафима Саровского закрыли, мощи вывезли в Ардатов, а там они и вовсе потерялись. В 1991 году их обнаружили в фондах Государственного музея истории религии, расположенного в Казанском соборе Санкт-Петербурга, и летом доставили крёстным ходом в Серафимо-Дивеевский монастырь.
Памятник Серафиму Саровскому в Курской Коренной пустыни
Цитаты из писем Серафима Саровского:
"Славяне же любимы Богом за то, что до конца сохраняют истинную веру в Господа. И удостоятся великого благодеяния Божия: будет всемогущественный язык на земле, и другого царства более всемогущественного, чем Русско-Славянского не будет на земле".
"Россия сольётся в одно море великое с прочими землями и племенами славянскими, она составит громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрёк устами всех святых: "Грозное и непобедимое царство всероссийское, всеславянское - Гога Магога, пред которым в трепете все народы будут".
Изречения Серафима Саровского:
"Не должно без нужды другому открывать сердца своего. Когда случится быть среди людей в мире, о духовных вещах говорить не должно, особенно когда в них не примечается и желания к слушанию".
"Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом".
"Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: