Евгений Князев: Я строил коровники, мечтая о сцене
В Вахтанговском театре Князев служит более 30 лет, что само по себе впечатляюще. Еще больше, впрочем, впечатляет его желание передавать свои знания молодым. Об этом мы и поговорили, начав, впрочем, с праздничного.
— Как отметили юбилей, Евгений Владимирович?
— В кругу семьи. Собрались, выпили по рюмочке... Так получалось, что в августе я постоянно был или на гастролях, или на съемках, а в этот раз судьба подарила шанс побыть вместе с близкими: родственниками, друзьями, учениками...
— Среди ваших учеников — звезды театра и кино Виктор Добронравов, Владимир Яглыч, Станислав Дужников. Кем-то гордитесь особенно?
— Поскольку я сам постоянно нахожусь в творческом поиске, то никого из учеников не хвалю и не ругаю. Наша профессия очень трудная, и, к сожалению, далеко не все в ней зависит от мастерства артиста. Но слежу за многими и радуюсь их победам. С некоторыми учениками — Олегом Макаровым, Виктором Добронравовым, Александрой Стрельциной — работаю на одной сцене Театра имени Вахтангова. Многие из моих учеников — артисты Московского театра оперетты... В настоящее же время я возглавляю музыкальный курс, лучшие выпускники которого будут служить в музыкальных театрах России.
— Можете назвать три главных качества, необходимых для артиста?
— Три «Т»: трудолюбие, терпение и талант.
— А у вас какое из этих качеств доминирует?
— Я достаточно терпелив, при- чем от рождения, да и от работы никогда не бежал. Еще когда учился в Политехническом институте (по первому образованию я инженер), добровольно записался в студенческий строительный отряд и поехал на Целину, где строил коровники и свинарники. Когда учился в театральном институте, ездил с концертными бригадами по стране. Не могу вспомнить, чтобы в своей жизни отдыхал больше недели.
— Не устаете?
— Чтобы чего-то добиться на сцене, надо отдавать свое здоровье, нервы. По-другому не получится! Если человек переживает из-за того, что переработал лишних два часа, в нашей профессии делать ему нечего. После успеха фильма «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время», в котором вы сыграли главную роль, зритель ассоциирует вас исключительно с этим персонажем... Не у каждого артиста есть роль, по которой его узнают и вспоминают, а у меня есть, и это хорошо. Хотя, помимо Мессинга, я сыграл более 60 персонажей.
— Сами-то вы верите в необыкновенные способности этого человека?
— Да, верю. Но отталкивался я от того, что сам Мессинг считал себя артистом оригинального жанра. На мой взгляд, жизнь известного человека должна быть овеяна легендами, и это случилось с Мессингом через десятилетия после его смерти... Кстати, признаюсь: когда мне предложили данную роль, я с трудом вспомнил, кто это вообще такой, а после выхода фильма даже дети узнали его имя.
— У вас есть что-то общее?
— Мне неоднократно говорили, что я похож на Мессинга, хотя я совершенно на него не похож ни внешне, ни по сути!
— Еще одна ваша нашумевшая роль — роль Сталина в телефильме «Орлова и Александров».
— Эту роль я получил в результате сложных проб. Когда я прочитал сценарий, то в Сталине увидел качества, свойственные многим людям, и это меня заинтересовало. В других фильмах Иосиф Виссарионович показан как политик, диктатор, а я решил сыграть Сталина-человека...
—...к тому же очень любившего кинематограф.
— В те годы на кинематограф была невиданная мода. Возможно, потому что кино снимали не так часто, как сейчас. Сталин не просто любил кино! Мы знаем режиссеров — того же Александрова, — которых Сталин отправил учиться в Америку искусству создавать фильмы!
СПРАВКА
Евгений Князев родился 9 августа 1955 года в Туле, недалеко от Ясной Поляны, в поселке Скуратово. Окончил в 1977 году Тульский политехнический институт, после чего поступил в Театральное училище им.Б.Щукина, по окончании которого в 1982 году был принят в Театр имени Вахтангова. Ректор Театрального института им. Б. Щукина. Народный артист Российской Федерации, лауреат Государственной премии Российской Федерации. В настоящее время руководит целевым курсом для Московского театра оперетты.