Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Какие существуют профилактические меры наркопреступлений?

Как Москва встречала 9 мая

Как Москва встречала 9 мая

Соль

Соль

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Что делать с закладчиками, если их увидел?

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Хрусталь

Хрусталь

Гагарин

Гагарин

Библиотеки

Библиотеки

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Прощай, мастер! Друзья, коллеги и поклонники проводили в последний путь Юрия Любимова

Сюжет: 

Ушел из жизни Юрий Любимов
Развлечения
С Юрием Петровичем попрощались под народные песни казачьего хора с аплодисментами и слезами на глазах.

Выдающийся режиссер, основатель Театра на Таганке скончался 5 октября на 98-м году жизни. Последние дни Любимов провел в Боткинской больнице, куда был доставлен в тяжелом состоянии 2 октября. Врачи делали все возможное, чтобы поставить его на ноги, однако болезнь оказалась сильнее.

Гражданская панихида прошла в Театре имени Вахтангова. Корреспонденты "Вечерней Москвы", как и большинство театральных деятелей и поклонников, тоже пришли проститься с великим режиссером.

ХРОНИКА

13.14. Церемония прощания закончилась. Но люди не расходятся, стоят у театра. Те, кто не успел проститься в зале, несут цветы к его портрету, установленному на фасаде здания.

Ирина Евгеньевна Гавриленко, инженер, специально приехала из Санкт-Петербурга, чтобы попрощаться со своим кумиром:

– Я – большая театралка и очень любила Георгия Товстоногова, но когда увидела «Антимиры» Юрия Любимова – именно он стал моим кумиром. Я не могла не придти сегодня сюда. Я ездила на все премьеры Театра на Таганке в Москву. Потом стала ходить на репетиции Любимова: сначала по знакомству, а потом уже с его разрешения. В 6-7 утра сходила с поезда Ленинград-Москва и бежала за лишним билетиком, который давали по брони. Для меня сегодня горький день. Мои печальные дни начались еще 5 октября. Хотя я знала о его состоянии, и возраст... Любимов ассоциируется с понятием театральная жизнь. Вряд ли кто-то сумеет продолжить его дело. Он неповторим. С его уходом что-то оборвалось. Замечательное цветение... Всегда после его премьер было о чем думать и размышлять. Конечно, по-человечески его подкосила та ситуация с уходом из Таганки. Но он был очень сильным человеком, думаю, его не могли сломить такие события. Сегодня очень тяжелый день, – со слезами на глазах говорит Ирина Евгеньевна.

13.06. Траурный кортеж под аплодисменты зрителей отбыл на Донское кладбище. 

12.50. Из театра вынесли гроб. Люди продолжают прощаться с Любимовым прямо на улице. Казачий хор не смолкает. Выглянуло солнце. В воздухе веет печаль. Кто-то плачет, кто-то на слезе. Кто не смог войти в театр проститься, прильнули к заграждению. Все и с теплом вспоминают мэтра, никто не хочет говорить о театральных перипетиях. 

12.47. Наступает завершающая часть панихиды. Выносят венки и цветы из зала. Хор идет к выходу и поет прощальную песню.

Уж вы, страннички мои, собирайтесь ко мне. На распятие мое, я за вас и пострадал, Кровь отдал... Алилуйя

12.36. Открылся занавес. Казачий хор затянул народные песни. Никто не покидает зал.

12.32. Под громкие аплодисменты гроб вынесли со сцены.

12.30. Последние минуты прощания. Громко зазвучала музыка. Сцена озарилась светом, духовная музыка звучит все громче, она слышна во всем театре, зал встал и зааплодировал. Занавес закрывается. В эту минуту с Юрием Петровичем прощаются самые близкие, которые все это время были на сцене.

12.28. Церемония прощания с режиссером подходит к концу. Уже закрыли вход в театр и никого не пускают. С режиссером прощаются те, кто торопится бежать на работу.

12.14. Время прощания с Юрием Петровичем скоро закончится, а на Арбате все еще стоит огромная очередь. В театр попадают лишь немногие. Вошедшие подходят к гробу, затем садятся на свободные кресла в зале, который вскоре заполнился полностью. Актриса и педагог Щукинского театрального института Наталья Захава-Некрасова призналась, что с 12 лет влюблена в Юрия Петровича, и ее отец первым поставил спектакль, в котором Любимов играл как актер. Это был спектакль «Молодая гвардия», где будущий режиссер сыграл Олега Кошевого. Наталья рассказала, что в последние годы очень часто встречала Любимова на Арбате, он гулял там, заходил в кафешки. Юрий Петрович любил вспоминать, каким был Арбат до перестройки.

12.06. Люди все еще идут. Хотя уже говорят, что пришли автобусы, которые отвезут поклонников, артистов и близких режиссера на Донское кладбище. 

Поклонница Любимова Екатерина Александрова, художник по костюмам Киностудии им. М. Горького:

– Конечно, мы все соприкасались, все друг друга знали в мире кино и театра. С начала 60-х годов все говорили, что Любимов – столп. И то, что мы его провожаем сейчас – может быть, следствие того, что театр его обидел тогда. Возможно, это ускорило его уход. Эта наша не самая лучшая человеческая черта, мы не можем себя сдерживать. Борьба за деньги, власть... Юрий Любимов – человек огромного таланта, и время все рассудит.

11.55. Люди все идут и идут с цветами от метро. Прощание продолжается. У театра все еще толпа. 

Инженер Виктор Кузьмичев, который вышел из зала со слезами на глазах, поделился с "ВМ":

– Пришел, потому что я ровесник Театра на Таганке. Становление мое как личности связано с этим домом. Мне нравился этот театр с юных лет своей бешеной энергией, потому что сам Юрий Петрович был всегда молодым, несмотря на возраст. И я здесь по велению сердца. Я сохранил и программки, и автографы. Этот театр научил меня жить. Считаю Юрия Петровича своим учителем. Пересмотрел все спектакли по несколько раз. И утром приходил в театр, и вечером. На утренний спектакль было легче достать билет. Сидел в бельэтаже – оттуда хорошо видно. У меня сегодня тяжелый день...

11.30. Театральный художник Юрий Зайцев вспоминает Любимова как учителя:

– Когда я был молодым, студентом художественного училища, пробирался на репетиции к Юрию Любимову. У меня был знакомый осветитель в его театре. Он на меня надевал рабочую одежду, я забирался в его будку и видел, как работает мастер. Таким образом он преподавал не только артистам, но и мне. Я тоже считаю себя учеником Любимова. Видел репетиции «Статуи свободы», «Доброго человека» и других спектаклей. Был под влиянием его магии и энергетики. Потом, когда я работал главным художников в Молодежном театре Вячеслава Спесивцева, который был учеником Любимова, и присутствовал на репетициях Спесивцева наблюдал, что они были настолько похожи на репетиции Любимова, перекликались, потому что Спесивцев был выращен Юрием Петровичем. Вячеслав Семенович также, как и Любимов, умел доносить главную мысль пьесы. Когда Юрий Петрович был в ссылке, в его кабинете мне довелось делать макет к спектаклю «Тень», который, к сожалению или к счастью, так и не вышел. Но я видел эту атмосферу, я ее чувствовал. Я его любил. Есть люди, которые сыграли в нашей жизни большую роль, от которых мы много чему научились. Для меня Юрий Любимов – личность и Москва. Можно говорить, что он был деспот, такой-сякой, но все у него многому научились. Как раньше говорили, что все мы вышли из гоголевской шинели, то теперь можно сказать: все мы вышли из «Доброго человека» Сезуана.

Полный зал. Люди продолжают идти. Зал и сцена наполняются цветами. Очень много журналистов.

Вошли в зал артисты театра «Ромэн». Среди них известная актриса Екатерина Жемчужная с мужем Георгием – режиссером театра.

10.55. Началась церемония прощания. Официальных речей не произносят: в Вахтанговском театре это не принято. Поэтому прощание проходит в тишине под тихую классическую и духовную музыку. Первыми проститься с Юрием Любимовым пришли министр культуры РФ Владимир Мединский, глава Департамента культуры Москвы Сергей Капков, председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин, актер, режиссер и депутат Евгений Герасимов, актер и режиссер Сергей Юрский, актер Леонид Ярмольник, гендиректор Первого канала Константин Эрнст, лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский, актеры и режиссеры Вениамин Смехов и Никита Высоцкий.

– Любимов много сделал. Я с ним работал очень мало, но мы соприкасались из-за отца. Юрий Петрович точно не был медовым пряником. Он был человеком непростым. Мне по временам тоже доставалось. Это нормально. Сегодня здесь многим есть за что сказать ему спасибо, – сказал "ВМ" Никита Владимирович.




10.45. Попрощаться с Любимовым пришел руководитель Театра Сатиры Александр Ширвиндт с большой корзиной оранжевых цветов. Он очень долго стоял у гроба. Актер и политический деятель Евгений Герасимов сказал, что главная память о Любимове – это действенная помощь Театру на Таганке, чтобы там прекратились скандалы и он остался ведущим театром.

В театре открыли специальную комнату с красным крестом на двери. Туда заходят очень многие, чтоб получить медицинскую помощь – настолько тяжело людям дается прощание с Юрием Петровичем.

10.40. Очередь уже протянулась до середины Новопесковского переулка, несмотря на то, что уже в театр впустили вторую партию поклонников. А дальше движение остановилось. Среди пришедших попрощаться с мэтром театра, стоит мужчина с палочкой – Евгений Кармилов, инженер-строитель. По его словам, он является поклонником театра Любимого много лет и собирается отстоять очередь, чтобы попрощаться с руководителем тем, кто создал знаменитую Таганку.

– Уходит эпоха, эпоха великого советского театра. Анатолий Эфрос, Георгий Товстоногов, Андрей Гончаров, Олег Ефремов... Юрий Любимов –завершает список гениальных режиссеров, – сказал Кармилов.

10.35. В театр пускают партиями. Первая уже прошла, вторая часть очереди осталась за ограждением. Со стороны служебного входа идут артисты, театральные деятели, среди них Сергей Арцибашев.

– Это была стихия. Сейчас трудно это себе представить, но на его спектакли было почти невозможно достать билет. У театра всегда дежурила конная милиция. Я остался подпаленным Любимовым навсегда, – сказал Сергей Николаевич.

К театру идут люди. Очередь уже так велика, что уже заглянула в переулок. 

Попрощаться с Любимовым пришли артисты Театра им. Ермоловой, принесли венок.  Актеры Евгений Шляпин, Николай Зазулин и заместитель художественного руководителя Олега Меньшикова Галина Боголюбова.

– Я хорошо знала Юрия Петровича. Первый мой в жизни репортаж, поскольку я филолог, был из Театра на Таганке. Любимов был удивительным человеком, мне жаль молодежь, которая не знала и не видела тех самых легендарных спектаклей, которые могли смотреть мы. Нам повезло, – поделилась с "ВМ" Боголюбова.

Цветов несут много. Компания молодежи пришла с ромашками, желтыми хризантемами и гвоздиками.

10.30. Среди тех, кто пришел проститься с режиссером, врач Леонид Рошаль. Он сказал, что Театру на Таганке нужно дать имя Любимова, сохранить его кабинет и прекратить все ссоры. Режиссер-мультипликатор Андрей Хржановский сообщил, что находящийся сейчас в Питере близкий друг Любимова писатель Андрей Битов, узнав о смерти Юрия Петровича, серьезно заболел. Художественный руководитель Театра на Покровке Сергей Арцибашев признался, что Юрий Петрович его крестный отец в режиссуре, он выпустил его на сцену со спектаклем «Надежды маленький оркестрик».

– За все, что умею в режиссуре, я обязан Любимову, – сказал Арцибашев "ВМ". – Любимов взял меня в театр еще со студенческой скамьи. И я имел счастье общаться, учиться. У него я многому научился. Это для меня крестный отец в профессии, в режиссуре, в театре. Его неистовая страсть к театру, через который он мог многое поведать миру, зрителям, – это незабываемые уроки – на репетициях и в общении.

– Вы не думаете, что последняя ситуация с Таганкой ускорила его уход?

– Наверное, для создателя театра это большой был удар. Хотя он в жизни столько ударов получал. Как он их переносил! Всегда поднимался и выживал и продолжал работать. И всегда была страсть к работе, любовь к театру.
– Сложно сказать, кто прав, кто виноват?
– Думаю, что таких, как Любимов, нет. Он – один. И он всегда прав.
– Вам не грустно, что с ним сегодня здесь прощаются, а не на Таганке?
– Здесь его альма-матер. Он отсюда вышел и отсюда уходит.

10.25. В самом театре тишина. На сцену рабочие в белых перчатках вынесли гроб с телом Юрия Петровича. У гроба сидит вдова Любимова – Каталин и сын Петр, рядом сел художественный руководитель театра Вахтангова Римас Туминас и молча прощался с Любимовым. Вот Вениамин СмеховАлла Демидова... В почетном карауле – молодые артисты театра Вахтангова и режиссер Театра у Никитских ворот Марк Розовский. 

В зале люди обмениваются мнениями: кто-то считает, что такое благопристойное прощание Любимову бы не понравилось, он устроил бы балаган с балалайками. А писатель Евгений Попов, друг Любимова, наоборот, говорит, что такие скромные похороны понравились бы Юрию Петровичу, потому что он не хотел бы, чтоб были громкие похороны. Евгений Попов назвал Любимова демократическим королем, «в нем не было снобизма и он не терпел театральщину в жизни». 

10.20. В очереди на панихиду стоит, как все, главный раввин Москвы Адольф Соломонович Шаевич.

– Я побывал на Таганке в первый раз в 1972 году и посмотрел несколько спектаклей. Это было сильное и яркое впечатление, потом уехал на учебу в Венгрию, куда театр не раз приезжал на гастроли. И там я тоже ходил на спектакли Юрия Любимова. В 1980 году лично познакомился с режиссером. Мы дружили семьями. У меня тоже жена из Венгрии и тоже Катя. Ровно год назад он был у меня дома, это было 29 октября, когда его наградили орденом. Он человек невероятно яркий, с фантастической памятью и умеющий талантливо изображать людей, любых, начиная со своего деда до руководителей нашего государства всех времен. Часами можно было его слушать. Он прожил достойную жизнь, нелегкую, но стержень в нем всегда присутствовал. Это он смог передать в своих спектаклях. Первый состав Таганки – это настоящее созвездие. С Любимовым связана история советского и российского театра. Но с возрастом трудно спорить, у всех наступает период ухода. Светлая ему память. Дай Бог, чтобы его душа пребывала в Раю,  – сказал Адольф Соломонович "ВМ".

9.45 У театра имени Вахтангова уже была километровая очередь пришедших проститься с Юрием Любимовым. Люди идут и идут с белыми, красными розами, много мужчин с белыми хризантемами. Большинство – люди старшего поколения. От разговоров на тему раздела Театра на Таганке все  отказываются, объясняя это тем, что слов сегодня вообще нет. У театра, оцепленного охраной, дежурит скорая помощь и реанимация. Подошли сразу несколько съемочных телегрупп.

В начале очереди стоит группа, у мужчин два огромных венка. Их принесли поклонники Любимова из Московского финансового юридического университета. Ректор Алексей Григорьевич Забелин сказал "ВМ":

– Один наш венок – от студентов, а второй - от преподавателей. Мы очень любили Юрия Петровича, он помогал нам создавать нашу студенческую театральную труппу с 2007 года и три года сотрудничал с нами до тех самых трагических событий в 2011 году. Сам я с юности ходил на Таганку и мне повезло, что я сумел посмотреть все эти непохожие на другие спектакли Любимова. Юрий Петрович был одновременно и добрым и требовательным, это очень сложно сочетать, а у него это получалось. Мы потеряли великого человека.

СПРАВКА "ВМ"

В 1939 году Любимов окончил Щуку при Вахтанговском театре, а после войны был принят в легендарную труппу.

С театром его разлучала войны: сначала участвовал в Советско-финской, а в Великую Отечественную выступал в на фронтах с Ансамблем песни и пляски НКВД.

Здесь, в театре, в 1959 году Любимов дебютировал как режиссер, поставив пьесу Александра Галича «Много ли человеку надо». В 1963 году со студентами Щуки, в которой преподавал с 1953 года, поставил свой самый знаменитый спектакль «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольда Брехта. Все, кто играл в этом спектакле, в 1964 году вошли в труппу Театра на Таганке.

С театром на Арбате связаны и страницы личной жизни Любимова. Звезда советского кино Людмила Целиковская, актриса Вахтанговского театра, стала в 1959 году женой Любимова. Вместе они создавали новый Театр на Таганке.

В 2012 году Любимов вернулся домой, в родные стены, поставив с вахтанговцами «Бесы» Достоевского.

ФОТОГАЛЕРЕЯ ПАМЯТИ ЮРИЯ ЛЮБИМОВА

Век Юрия Любимова. Неподвластный и недостижимый

Колонка нашего обозревателя Ольги Кузьминой

5 октября на 98-м году жизни скончался прославленный театральный режиссер, основатель Театра на Таганке Юрий Любимов.

Да, недостижимый. Несносный, невыносимый.

Тяжелый. И неподвластный пониманию большинства.

Скала – недоступная. Океан – бурный, с водой то прозрачной – на отмели, такой влекущей, то – мутной и скребущей песком, обдирающей до крови.

Все это – Юрий Любимов.

Он весь, от непокорной шевелюры до кончиков нервных, таких театральных пальцев, - был целостен и един, неделим и – казалось – вечен (далее...).

ЧЕЛОВЕК БЕЗ СНОБИЗМА И ПРЕВОСХОДСТВА

 

Евгений Попов, писатель:

 

- Он был абсолютно независимым человеком, который слушал только свою совесть. Я назвал Любимова Демократическим королем. В нем не было снобизма, высокомерия, неуважения к людям, превосходства...

 

Юрий Рост, журналист, фотограф, писатель:

 

- Думаю, что чаще всего я буду вспоминать Любимова, сидящего в его кабинете в Театре на Таганке, с японской маской в руке, и у него абсолютно счастливое выражение лица. Юрий Петрович был человеком взрывного темперамента, но он постоянно держал себя в руках. Что касается последних лет его жизни... Он понимал, что его зритель ушел вместе с той эпохой, вместе с XX веком, и переживал из-за этого.

 

Евгений Герасимов, артист:

 

- Через определенное время после ухода великого человека устанавливаются памятники, называются в его честь улицы, театры... Юрий Любимов достоин всего. А Театру на Таганке, который он создал, необходимо помогать, сохранять его дух, спектакли мастера. Уверен, что Юрий Петрович больше всего хотел бы, чтобы Театр на Таганке стал любимым театром Москвы в новом веке.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Юрий Любимов: почти век сражений с рутиной, чиновниками и жизнью

В воскресенье, 5 октября, на 98-м году жизни скончался прославленный театральный режиссер, основатель Театра на Таганке Юрий Любимов.

Когда Юре Любимову было 15 лет, на него напала шпана – приняла за вора и избила. Домой пришел в таком виде, что мать открыла дверь и рухнула в обморок. Отлежавшись, взял у приятеля финку и пистолет «монтекристо» и пошел искать обидчиков. Они хотели его похлопать по плечу: мол, извини, пацан, ошиблись. Любимов двинул тому, кто стоял ближе, и вытащил оружие: «Еще раз подойдете, стрелять и резать буду». Было это в 1932 г. в районе Таганки – Любимов учился там в фабрично-заводском училище. С тех пор Таганская площадь стала для него местом непрерывных боев (далее...).

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.