Елена Проклова: я ни о чем не жалею
Впервые участвую в такой экстраординарной постановке, где трагедия, правда жизни передаются всеми сценическими, музыкальными и хореографическими способами. Никогда не участвовала в таком спектакле... или мюзикле? Даже не знаю, как это назвать... Такой формы еще не бывало в постановках, где и хореография, и вокал, и драматическое искусство — все слито воедино в русской литературе.
Бывает не столько важна роль, сколько важно участие в компании тех людей, которых ты уважаешь и с которыми тебе интересно. «Омут любви» мне по-настоящему актерски интересен.
Увидите, какая я могу быть некрасивая, когда захочу.
Это тоже интересная актерская задача — особенно если в жизни тебя считали красавицей... Хромая, некрасивая, забитая, озлобленная, несчастная женщина — экономка Зоя. Не надо называть меня смелой, отважной, я просто по-актерски любопытная. Работа над ролью Зои превратила меня в хромоножку и в жизни.
Ужас же, когда дети мне говорят: «Мама, у тебя что-то с ногой». И я понимаю, что я и в жизни начинаю хромать. Впрочем, хромота — не главное. Я играю судьбу женщины. Она оставлена в этом доме экономкой, потому что была изнасилована в детстве. Ее из жалости оставили — здесь самое для нее страшное было и самое доброе — ее не выгнали и не выбросили.
Если рассказать, от каких ролей мне пришлось отказаться в силу тех или иных обстоятельств, вы бы удивились. Например, отказалась играть стюардессу Тамару в фильме Митты «Экипаж», и в результате ее сыграла Александра Яковлева. Отказалась, потому что была плотно занята в Московском Художественном театре. Но ни о чем в этой жизни не жалею. Мой принцип — радоваться тому, что есть, а не огорчаться из-за того, что не состоялось. Советую всем: «Не гневите судьбу и не унывайте».
Я не горюю, что сегодня не выхожу на сцену МХТ. Вопервых, у меня четыре антрепризы, очень хорошие роли, которые играю с удовольствием. Во-вторых, служить в репертуарном театре — очень большая ответственность. Нужно посвятить этому жизнь. В-третьих, я играла в МХТ в его лучшие годы, с Олегом Николаевичем Ефремовым. Он — мой кумир, мой папа, человек, который всегда обо мне заботился, вникал в мои проблемы, поддерживал и морально и профессионально. Он сделал для меня больше всех людей вместе взятых. Я, конечно, говорю о театре, а не о личном. Ефремов — мой театральный папа, мой учитель, наставник.
В кино у меня нет работы. То, что предлагают, мне неинтересно. Более того, если бы я согласилась это играть, то перечеркнула бы весь свой путь в кино. Я бы убила себя как актрису. Второстепенные, неинтересные, серые роли в сериалах — увольте. Конечно, как любая актриса, мечтаю о какой-то роли, которая, возможно, будет еще в моей жизни. Да, мне нужно зарабатывать — и я работаю на телевидении. И хотя сама телевизор не смотрю, считаю, что в нашем обществе роль телевидения сегодня огромна.
Думаю, что изменить реальность невозможно. Поэтому с ветряными мельницами не сражаюсь. Я — не Дон Кихот и, уж конечно, не Дульсинея. Наше время — бездуховное, безнравственное, жестокое и циничное. А вот то, что имею в своей душе, — совсем другая история. Сегодня, наверное, мало кому интересная.
В моей жизни есть и свет, и любовь, и нравственность, но для этого я очень сильно старалась. Человек — создание далеко не совершенное, и сколько бы мы ни говорили о демократии, нравственности, духовности, — все это наши мечты, иллюзии и прекрасные устремления. Мир таков, каков он есть. Страшный мир. Надо отдавать себе отчет в этом и стремиться к хорошему. А делать вид, что все идеально, — глупо.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!