К нам приехал Хармс
Ну так вот – он уже тут, Хармс. 2 ноября картина выходит в прокат. Нет, правда, это шокирует. О нем ведь старались не говорить в советские времена и почти забыли в наше время. И вот – чудо: Даниил Хармс собственной персоной! Фильм о нем снял Иван Болотников.
Фильм странный и стильный, насыщенный какими-то символами и авангардом, угловатый, ретроспективный и современный. Ну, собственно, как Хармс… Пересказать его невозможно, его можно только прочувствовать. Или не прочувствовать. Все зависит от того, как вы относитесь, или не относитесь, к самому главному герою. Кстати, фильм побывал в Китае, где произвел фурор. Разница лишь в том, что когда старушка выпадает из окна, наши зрители хохочут, как сумасшедшие, а китайцы – хватаются за сердце и принимаются переживать до слез. Мы разные…
Даниил Хармс родился в 1905 году, а умер в 1942-м. Его фамилия была Ювачев, о его литературных пробах можно написать докторскую диссертацию, то сейчас явно не до нее. Главное – этот странный большой ребенок в основном писал для детей, это был фактически единственный возможный для него заработок, и критики авангардизма отмечали, что у Хармса была в характере и сущности одна немаловажная деталь – он просто не мог писать плохо. За то, как говорят, и пострадал: его арестовали в 1931 году, но не за выходки на каких-то невероятно эпатажных вечеринках обериутов (общество ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства), членами которого были Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Юрий Владимиров и ряд других поэтов, провозглашали отказ от традиционных форм искусства и культивировали гротеск и политику абсурда – прим.ред.), а за участие в антисоветской писательской группе, а инкриминировано было ему сотоварищи участие как раз в детской литературе.
Потом он вышел, потом – сел снова: на этот раз за распространение клеветнический и упаднических настроений. Однако некоторые исследователи жизни Хармса полагают, что переписанные в постановлении о его аресте слова на самом деле Хармсу не принадлежали, но содержались в доносе, который и стал основанием для ареста. Якобы Хармс говорил, что «Советский Союз проиграл войну в первый же день, Ленинград теперь либо будет осажден или умрет голодной смертью, либо разбомбят, не оставив камня на камне…»
Кроме того, Хармс якобы говорил, что не будет служить в советских войсках, а если заставят стрелять из пулемета «с чердаков во время уличных боев с немцами, то я буду стрелять не в немцев, а в них из этого же пулемета».
Было ли это так, или нет, доподлинно не ясно; известно лишь, что Хармс хотел избежать расстрела, для чего изображал сумасшествие. В связи с этим его и правда не расстреляли, но поместили в отделение психиатрии знаменитой ленинградской больницы «Кресты». Тут он и умер в 1942 году, во время блокады, которую предчувствовал и предсказывал. На дворе стоял февраль – самый страшный по количеству голодных смертей месяц…
Не исключено, что о Хармсе забыли бы – как, думается, забыли о многих. Но своим необычным творчеством, яркостью, независимостью он невероятно отличался от толпы. И влияние его на дальнейшую литературу оказалось колоссальным – при том, что он и прожил всего ничего, и написал не так много. И даже в творчестве наших современных звезд литературоведы прослеживают «следы Хармса» - возьми хоть Бориса Гребенщикова, хоть Вячеслава Бутусова…
О чем же фильм? О непростой жизни и сложной душе творческого человека, обреченного талантом на внутреннее одиночество. Хармс считает себя гением, но издательства его не печатают. А он – любитель женщин, эпатажа и вечеринок – решает бросить вызов времени и вступает в битву с самим собой…
Вот что рассказывает о своей работе режиссер Иван Болотников:
- У нас была очень талантливая команда. И хочу подчеркнуть огромную заслугу компании Proline Film и продюсера Андрея Сигле - если бы я работал с другим продюсером, он запросто мог бы меня остановить. А Андрей - интеллигентный человек, он чувствует это, ему это интересно. Понимание таких вещей либо есть, либо нет. Мы прошли вместе целый путь, и он продолжается, мы сейчас запускаем следующий проект. Бывают какие-то парадоксальные отклики. Например, мы представляли фильм в Шанхае, в Китае. Там были английские субтитры, на которые еще накладывался китайский перевод – иероглифы. И когда китайцы смотрели, я вообще не знал, что они понимают. Но были очень интересные, необычные реакции.
В фильме снимались Войцех Урбаньски, Аисте Диржюте, Артем Семакин, Андрей Феськов, Никита Кукушкин. В российский прокат фильм выйдет 2 ноября 2017 года. Дистрибьютором выступает компания «Парадиз». Кроме того, уже в ноябре картина будет представлена на восьми международных киносмотрах.
Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!