Многоликая Наталья Гончарова. Выставка, которую ждали сто лет
Эта экспозиция-блокбастер (включающая в себя около 400 экспонатов) – из разряда тех, которые категорически не рекомендуется пропускать. Во-первых, потому, что в последний раз персональная выставка Натальи Гончаровой подобного масштаба проходила в России ровно сто лет назад. А сейчас в экспозиции, кроме работ из Третьяковской галереи, представлены произведения из 23 музейных и частных собраний со всего мира. Во-вторых, сегодня Наталья Гончарова – амазонка русского авангарда - считается самой дорогой художницей во всем мире. В 2010 году ее полотно «Испанка» было продано на лондонском аукционе «Кристис» более чем за 6 миллионов фунтов стерлингов. И, по словам специалистов, Запад сейчас наводнен подделками работ нашей соотечественницы.
Впрочем, все это, как говорится, сухие факты. А на выставке посетителей ждет поэзия, поэзия в живописи и графике. Совсем недаром Гончарову очень любила ее современница Марина Цветаева, которая даже написала очерк об этой художнице. Многие работы Гончаровой можно назвать звонкими и звучными, как стихи. А многообразие тем ее творчества и способов их воплощения на холсте и бумаге просто поражает.
Наталья Гончарова была открыта всем современным ей веяниям и течениям, а их в начале ХХ века было совсем немало: кубизм, лучизм, футуризм, беспредметное искусство… И ничто из этого не прошло мимо амазонки русского авангарда. В 1911 году она даже создала серию «Художественные возможности по поводу павлина», в которой объединила пять полотен с птицей, изображенной в разных стилях. К сожалению, на выставке можно увидеть только две картины из этих пяти – сделанные в египетском стиле и в стиле русской вышивки.
Зато в экспозиции впервые с 1926 года воссоединены все части знаменитого полиптиха «Испанки» (1923 – 1926), и перед этой работой трудно не замереть в восхищении. Женщины в белых кружевных мантильях на картинах кажутся или феями, или представительницами внеземной цивилизации – настолько они прекрасны и таинственны. Пятью частями этого полиптиха владеют разные музеи. Два полотна принадлежат Музею современной истории города Парижа, два – Центру Жоржа Помпиду, еще одно – Третьяковской галерее.
Впрочем, красоту вполне земную Наталья Гончарова тоже вполне умела запечатлеть так, что она надолго остается в памяти и в сердце. Я говорю сейчас об образах из ее «Крестьянского цикла». Люди с грубыми, словно бы вырубленными топором лицами кажутся наделенными необыкновенной жизненной силой и энергией. Деревенская тема была близка художнице, выросшей в Тульской губернии, в поместье своего отца, который приходился внучатым племянником жене Пушкина Наталье Гончаровой.
В 1913 году художница говорила: «Мною пройдено все, что мог дать Запад до настоящего времени… мой путь к первоисточнику всех искусств – к Востоку». Кстати, и полное название выставки в Третьяковской галерее звучит так: «Наталья Гончарова. Между Востоком и Западом».
В творчестве художница обратилась к традиции восточно-христианского мира и допетровской Руси: к лубку, иконописи, деревянной скульптуре. Они давали ей импульс, в частности, для ее многочисленных монументальных картин на религиозную тему (их довольно много в нынешней экспозиции). Так что в живописи путь Гончаровой к Востоку удался. Но в реальной жизни ее дорога наоборот, лежала на Запад. В 1915 году Дягилев позвал ее во Францию работать для «Русских сезонов». С тех пор в Россию художница уже не вернулась, хотя и очень тосковала по ней. Она умерла в Париже в 1962 году. Деятельность Гончаровой за рубежом, впрочем, тоже была довольно плодотворной. Она не только создала множество живописных работ, но и посотрудничала со знаменитыми театрами и ведущими парижскими Домами моды… Эти аспекты ее творчества также нашли свое отражение в пространстве экспозиции…
О судьбе наследия Наталии Гончаровой корреспонденту «Вечерней Москвы» рассказала куратор выставки Ирина Вакар:
«Наталья Гончарова и ее муж Михаил Ларионов еще при жизни мечтали передать свое наследие Советскому Союзу. Но СССР, к сожалению, не предоставил им никакой помощи в возможной передаче их богатейшей коллекции, в которой были, кроме всего прочего, и книги, и различные документы. Огромный пласт наследия этих художников поступил к нам только в 1989 году по завещанию второй жены Михаила Ларионова. За помощь в юридическом оформлении этой процедуры мы заплатили французской стороне картинами – Центр Жоржа Помпиду отобрал себе в собрание несколько очень хороших работ. Но мы не жалуемся на это, потому что Гончарова – художник, который должен принадлежать миру. И все-таки самое крупное собрание ее работ находится в Третьяковской галерее. Уже в 1999 здесь прошла выставка «Шедевры из парижского наследия», посвященная Наталии Гончаровой и Михаилу Ларионову. Но на ней были показаны далеко не все работы, которые нам передали. Многие вещи надо было отреставрировать, датировать. На это ушел большой срок».
Выставка продлится до 16 февраля 2014 года