Культовый режиссер Иван Вырыпаев показал очень страшную историю
Московский «Современник» премьерой «Нэнси» в постановке культового режиссера Ивана Вырыпаева в очередной раз доказывает, что откликается на острейшие проблемы мирового значения. Правда, даже самые большие поклонники этого театра не могли предположить, что на основной сцене развернется действо о сексуальных домогательствах американского продюсера Харви Вайнтштейна.
Спектакль начинается с рассказа о том, что эта история случилась в большом городе. Может, в Нью-Йорке. Зато время более или менее конкретно — годы правления Дональда Трампа Первого.
Молоденькая американка Нэнси (героиня Полины Пахомовой) как и сотни тысяч девушек мечтает о карьере актрисы. Она работает официанткой, но судьба дает шанс встретиться с могущественным продюсером Джонатаном (Илья Лыков) на 66 этаже роскошного отеля. Здесь прямая аналогия с Харви, который в гостинице устраивал актрисам кастинги.
Не узнать Вайнштейна в этом персонаже невозможно. И гримеры постарались, хотя Лыков и без них внешне похож на своего прототипа. Актер превзошел самого себя, создавая образ главного сексуального монстра Голливуда.
Разумеется, режиссер (и он же автор пьесы) Иван Вырыпаев не ограничился сугубо «американской историей». В Джонатане каждая зрительница увидит мужчину, который с помощью силы, возможностей, хитрости и наглости пытался совершить над ней или физическое, или духовное насилие. Илья Лыков придает своему герою масштаб вселенского зла, которое коснулось и России. Американки Нэнси, Бэтти, Кэтти как две капли воды похожи и на москвичек, и на петербурженок, и на киевлянок. Глобализация сделала мир почти одинаковым.
Спектакль создан в оригинальной форме «про мюзикл». И по задумке Ивана Вырыпаева он такой же страшный, как, судя по рассказам и статьям, Харви Вайнштейн. Режиссер мог бы, конечно, взять для объекта пародий и гротеска отечественную историю! У нас ведь и своих мюзиклов — море, да и сексуальные скандалы имелись. Правда, наши громкие истории не охватывали все материки, но все же они как-то ближе российскому менталитету.
Осмеивать то, что уже два года назад все осмеяли и раскритиковали, — дело нехитрое. Но Иван Вырыпаев на сатиру, памфлет или политический театр не претендует. С помощью музыки, танцев и большого экрана, висящего на стене, он довольно остроумно и неожиданно рассказал популярную среди сплетников историю.
Если в чем его и можно упрекнуть, так это в излишней громкости. Артисты с микрофонами, говорящие об интимных вещах, соблазнении и любви, напоминают шоу Малахова. Только если в телевизоре можно убавить звук, то в зрительном зале сделать это невозможно. Барабанные перепонки могут пострадать от откровенного крика Джонатана-Вайнштейна. Уходить во время спектакля некрасиво. Хотя невольно чувствуешь себя жертвой насилия, как девушка Нэнси. И в этом тоже некий психологический прием. Кто-то выдержит, как выдерживали и молчали жертвы Джонатана, а кто-то выскочит вон, как героиня постановки из номера отеля.
Но молодежи постановка нравится. Зрители постарше иногда затыкают уши, когда кричит Джонатан, но глаза не закрывают. Артисты красивые, стройные, с хорошими голосами, танцующие... Однако эта история на сцене «Современника» — как один из фильмов продюсера Вайнштейна, который называется «Очень страшное кино». С такой же яркой оберткой.
Читайте также: Куратором Московского биеннале современного искусства режиссер Дмитрий Черняков