«Не ждали»? А он — пришел! К юбилею Олега Басилашвили
Этого актера у нас любят давно и преданно, и к знаменательной дате — 26 сентября ему исполняется 85 лет, — конечно же, активно готовилось телевидение.
Первый сюрприз — картина «Не ждали», снятая режиссером Виктором Мережко по его же сценарию в 2017 году. Ее покажут 28 сентября в 14:00 по Первому каналу. Тема картины — ответственность за содеянное.
Мы живем в мире, наполненном разноплановыми поступками — и хорошими, и дурными. И все в жизни подчинено закону бумеранга: добро возвращается добром, разрушение — разрушением. Невозможно и недопустимо жить по принципам безнравственности, безнаказанности, строить собственное благополучие на несчастье других, и наказания за принесенные несчастья рано или поздно непременно вернутся.
— «Не ждали» — это история современная, драматическая. Хотя она и выдуманная, но основана на многочисленных фактах, которые были в нашей жизни, да и, чего греха таить, нередко случаются и сейчас… — рассказывает Виктор Мережко.
В этой картине он снимал Басилашвили враз. Драматург и актер встретились в Таганроге, и Басилашвили попросил написать для него сценарий.
— Я пообещал. Довольно быстро придумал историю про музыканта Кешу. Жена его умерла, сын в тюрьме. Кеша остался один в старинном доме, на который положил глаз глава города. И чтобы завладеть жильем, он отправляет музыканта в психушку. Но в итоге справедливость торжествует...
Главного противника героя Басилашвили, главу города, играет Евгений Князев. Также в картине снялись Иван Колесников, Ольга Хохлова, Владимир Кошевой.
— Сейчас время «сложных» героев, как и в жизни, иногда сразу не поймешь про человека — хороший он или плохой. Как к нему относиться? Пока не увидишь его поступки и отношение к жизни — не поймешь. И в этом мой интерес: быть полярным, на грани. Одной фразой я так определял своего героя: «Чтоб добрым быть, я должен быть жесток». Пусть будет момент открытия и узнавания героя!
Ради съемок фильма Олег Басилашвили отправился в психиатрическую клинику. Ему нужно было прочувствовать состояние его героя, который оказался в сумасшедшем доме. В одном из интервью актер рассказывал, что, снимаясь в картине, он пытался отыскать в себе качества, которые бы позволили ему называть себя не совсем адекватным человеком.
— Мама мне рассказывала, — вспоминает актер, — что когда она пришла рожать меня в так называемую Лепехинку — больницу на Покровке, мест там не оказалось. И ее поместили на единственную свободную койку — в отделении для буйнопомешанных… Не думаю, что это круговая мистическая композиция жизни. Просто такой факт…
— После первого показа «Игрока» в БДТ за кулисами было много людей, я никого не видел — меня колотило от боли ( накануне получил травму), — рассказывает актер Владимир Кошевой. — Мы стоим, прижавшись друг к другу со Светланой Крючковой. И я слышу рядом: «Молодой человек, поздравляю, хорошая роль, без швов, чисто. Давно не видел артиста, который может любить на сцене заразительно». Это был Олег Басилашвили. «Мы всегда любим», — сказала Крючкова. «Вижу-вижу», — продолжал Олег Валерианович. И мы смеялись. А потом мы встретились на площадке «Не ждали» у режиссера Виктора Ивановича Мережко. Снимали в центре Петербурга, недалеко от маленького храма. И я видел, как проходящая мимо пожилая дама заметила стоящего рядом народного артиста и прокричала: «Ой, Басик», и… перекрестилась. Олег Валерианович не обратил внимания, он был уже героем фильма, «держал состояние», он играл слепого музыканта и только ждал команды «Мотор!». Был сосредоточен и ни с кем не говорил. Снимали сложную сцену. Я занят был в другой, но смотрел на артиста открыв рот. Происходило нечто особенное... и я это чувствовал. Я играл мерзавца, которому мешает Кеша, и переживал, что опять «клише». «Зрителям необязательно знать, какой ты на самом деле. Это же игра», — подбадривал Олег Валерианович. Доброжелательность, открытость, чувство юмора, гражданская позиция и твердость в своих убеждениях, вера в порядочность и честность — все это я узнал про Басилашвили из его автобиографической книги, которую он подарил мне в один из съемочных дней. И я очень дорожу этим общением и часто вспоминаю после сыгранного спектакля: «Неужели это я, Господи?».
Но и это еще не все. К юбилею покажут и знаменитый «Вокзал для двоих». Знаменитый фильм, снятый Эльдаром Рязановым, вышел на экраны в 1982 году, в нем масса типично советских деталей, но и сегодня смотрится на ура. Поздравляем юбиляра и отправляемся в город Заступинск!
Читайте также: Тюрьмы России: узнаем их реальную историю