Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

История любви: две главные женщины художника Василия Поленова

Развлечения
(слева направо) Рим, кладбище Тестаччо. Надгробие на могиле Маруси Оболенской. Портрет Натальи Якунчиковой кисти Василия Поленова, 1879 год
(слева направо) Рим, кладбище Тестаччо. Надгробие на могиле Маруси Оболенской. Портрет Натальи Якунчиковой кисти Василия Поленова, 1879 год / Фото: (слева направо) Официальный сайт не католического кладбища. Портрет жены Натальи. Автор Василий Поленов

175 лет исполнилось со дня рождения русского художника Василия Поленова. В Третьяковской галерее открывается выставка его работ. Мы же расскажем о личной жизни живописца.

Открыть для себя Поленова — не только пейзажиста, а художника многопланового, разножанрового, — это радость. Он и правда был уникален, как уникально и построенное им Поленово — центр культуры, «место силы» для многих русских художников. Но о личной жизни Василия Поленова обычно говорят мало. Но складывалась она непросто, и ее изучение объясняет некоторые вехи в его творчестве и наличие в нем трагических мотивов.

...На римском кладбище Тестаччо, утопающем в зелени, покоится немало именитых русских. Тут похоронены великий Карл Брюллов, Татьяна Львовна Толстая, дочь Льва Николаевича Толстого, представители семьи Раевских… Но в воспоминаниях Ильи Репина есть такой момент: «Не могу не упомянуть о памятнике Оболенской на лютеранском кладбище в Риме, работы Марка Антокольского. (...) Я увидел эту статую-оригинал на месте и был поражен ее красотой, поэзией и задушевностью». Не многие знают, что история этого печального места связана с именем Поленова.

...После окончания Академии художеств и получения золотой медали Василий Поленов, выходец из творческой семьи, получил право поездки «в Европы» на деньги академии. Такие командировки назывались пенсионерскими и по сути давали художникам еще одно образование: так, Поленов шесть лет мог изучать культуру Европы «в оригинале». Он был занят этими поездками и творчеством, и ему просто было не до любви. Но она пришла, и неожиданно, как это и бывает.

…Уставший немного от этих поездок — Швейцария, Австрия, Германия, Поленов решил: Рим — средоточие культуры, вот где надо отдохнуть душой! В Вечном городе молодого художника приветила семья Саввы Мамонтова. Поленов скромничал, краснел от похвал. А потом начал алеть щеками от вспыхнувшего чувства к еще одной гостье «из русских».

18-летняя Маруся Оболенская была дивно хороша. Она приехала в Италию учиться оперному пению. 28-летний Поленов ощущал себя рядом с Марусей робким мальчишкой. Они бесконечно гуляли вместе.

— Я разучила новую партию, — сообщала Маруся. — А что вам нравится в опере? Я непременно разучу!

Он видел, что нравится ей, но не мог преодолеть нерешительности и так и не осмелился сказать девушке о чувствах. Поленов страдал, потерял покой, и даже новость о том, что дети Саввы больны корью, как-то особо его не испугала — дети все болезни переносят легче. Увы, корью заразилась и Маруся. Она было пошла на поправку, но тут заболела и Марусина сестра.

Приехавший доктор заявил, что это оспа, и велел всем сделать прививки от страшной болезни. Для Марусиного ослабленного болезнью организма это оказалось смертельным решением...

Все понимали, что Поленов влюблен, и о смерти Маруси решилась ему сказать только жена Мамонтова. Художник был безутешен. Марусю хоронили в белоснежном, как у невесты, платье. После похорон Поленов сутками сидел возле могилы любимой, коря себя, что так и не успел сказать ей важных слов...

Позже Марк Антокольский поставил на могиле Маруси памятник, так восхитивший Репина, — фигуру скорбной девушки. Как ни странно, но из оцепенения Поленова вывела просьба матери Маруси: женщина умоляла его написать портрет дочери.

…Теперь он закрывал глаза и вспоминал. Затем наносил мазок за мазком, еле сдерживая слезы. Маруся оживала на портрете, пугая сходством с той, что уже не могла вернуться. Сходством была поражена и Марусина мать: «Я ждала портрет с лихорадочным нетерпением. Признаюсь откровенно, действительность превзошла мечты моего воображения... Вы один могли передать на полотно тот внутренний мир, которым жила Маруся». Конечно, она поняла все о чувствах Поленова — картина не смогла удержать его тайны.

Увы, это одно из полотен Василия Дмитриевича, судьба которого неизвестна.

...Шли годы. Василий Поленов становился все известнее, продолжал путешествовать, но образ Маруси не оставлял его. Однажды он возвращался в Москву, от дремы его пробудил кондуктор, объявивший, что подъехали к Орлу. Поленов задремал вновь, но...

— Простите, что помешаю вашему сну, — услышал он мелодичный голос и, пробудившись, вздрогнул.

Она стояла в дверях купе — стройная женщина с копной непослушных волос. И было что-то до боли знакомое в движениях ее гибких рук, посадке головы. Поленов вскочил, представился. Его имя ни о чем ей не сказало.

— Мария! — протянула ему руку молодая женщина, и он на миг задержал ее пальцы в ладони, тут же вспыхнув от такой неслыханной дерзости. Но незнакомку это не смутило. Она села напротив, сняв шляпку, кокетливо откинулась назад.

— Мария Климентова, певица. Еду поступать в Московскую консерваторию.

Они пили чай, и он терял нить разговора, поражаясь сходству: она тоже была Марией, и тоже училась пению.

Два образа соединились вместе, и к концу поездки художник не столько понял, сколько решил, что, если сердце его вновь бьется учащенно, значит, он влюблен.

Выдающийся русский художник и педагог Василий Поленов Выдающийся русский художник и педагог Василий Поленов / Фото: Работа И. Репина, 1877 год

Увы, вторая Мария (точнее — Марья) сильно отличалась от первой. Маруся, чистая душа, не умела играть, а Мария Климентова была большим мастером по этой части. Ей было всего двадцать, но она была искушена в любовной игре — обожала играть чувствами других, вот и Поленова она то приближала, давая ему надежду, то отдаляла. Он написал ее портрет, четыре года слал ей нежные письма.

Но роман продолжал оставаться платоническим, а однажды, вернувшись из очередной поездки, Поленов узнал, что Марья Николаевна вышла замуж за адвоката Сергея Муромцева, позже ставшего председателем первой Государственной думы.

Брак их, правда, получился неладным. С годами Мария подурнела, по слухам — начала выпивать и стала картежницей, хотя в эмигрантских кругах Франции была уважаема.

Может, все это — злые языки? После разрыва с Климентовой Поленов фактически поставил крест на личной жизни. Человек чистый и благородный, он ощущал себя обманутым и опустошенным после этого недоромана. И тут случилось еще более страшное — не стало его сестры-близнеца Верочки. Как всегда в минуты отчаяния, он отправился к Мамонтовым.

В Абрамцеве ему было хорошо. Его любили тут, и душа его излечивалась от боли. Он, благодарный, ценил все, что делали для него Мамонтовы, а более других — кузина жены Саввы, Наташа. Ему нравились ее скромность, тихость. Дочь московского купца была не избалована, ненавязчива. Однажды, гуляя, он увидел ее за мольбертом.

— Как дивно вы пишете! Услышав его голос, Наташа вздрогнула, обернулась и зарделась смущенно.

— Полноте, Василий Дмитриевич, ну что вы. Я немного рисую, для себя только.

Он всмотрелся в работу и продолжал искренне:

— Да нет, Наташенька, правда очень хорошо, у вас талант. Пейзаж живой. И краски подобраны чудесно.

Он ушел, не желая мешать ей, а по дороге до усадебного дома все думал: уж больно странно она вспыхнула. И смущение это... Не оттого оно, что я хвалил ее работу… Однако он угадал верно: в ее глазах жила любовь.

Поверить в это Поленов, истерзанный предыдущими историями, просто не мог. Но теперь он украдкой наблюдал за Наташей и видел в ней прежде незамеченное: трогательность, нежность, трепетность. Она не была какой-то исключительной красавицей, но обаяния и ума ей было не занимать.

Он не испытывал той страсти, что вызывали у него Оболенская или Климентова, но и возраст любви был иным: Поленову было сорок, Наташе — 26. Страсти сменило более глубокое чувство.

Как только Наташа оказывалась рядом, он ощущал спокойствие, тепло и уют. Когда в Абрамцеве закончили возводить храм по проекту Поленова и Виктора Васнецова, Наталья Якунчикова и Василий Поленов первыми обвенчались в нем.

...Он любил ее глубоко и благодарно. Наташа стала его талисманом и оберегом, его вторым «я». Она оберегала его от неурядиц, мелких забот, следуя за ним повсюду, точно ангел-хранитель, спустившийся на землю.

Все годы, проведенные рядом с ней, он был осенен ее любовью, верностью, он и его творчество составляли смысл ее жизни и ее гордость. В этом плане Поленов — один из самых счастливых русских художников.

...В усадьбе Борок, куда вскоре после свадьбы уехали Поленовы (ныне это — Поленово), у них родятся шестеро детей — два сына и четыре дочки. Смерть первого сына им придется пережить вместе — он умер совсем маленьким, и эта драма еще больше укрепила их брак. И что бы ни придумывал Поленов, рядом с ним до последнего мига его жизни будет его Наташа — художница, режиссер созданного им театра, душа построенного им дома.

После ухода Василия Поленова Наталья Якунчикова проживет только четыре года. Жизнь без Поленова для нее не имела ни вкуса, ни смысла.

Читайте также: Москвичи вновь устроили ажиотаж вокруг выставки русского художника

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.