Первому альбому группы «Ария» — 34. Как это было?
Альбом «Мания величия» увидел свет 31 октября 1985 года. Это дебютная запись легенд отечественного хеви-метала — группы «Ария». Дата выпуска альбома считается и днем создания бэнда. «Вечерняя Москва» поговорила с участниками записи, музыкальными обозревателями об альбоме и его роли. Ведь сборник стал дверью для отечественных исполнителей в мир хеви-метала.
«Это рок»
Шел 1984 год. На Западе вовсю гремел метал. Гиганты жанра, такие как Judas Priest, Iron Maiden, Black Sabbath, уже давно конвейером выдавали зубодробительные альбомы. К этому времени Оззи Осборн успел отколоться от Black Sabbath и выпустить три сольника, начать кутить в турах с Motley Crue. Judas Priest издали девять пластинок, а более свежие Iron Maiden, находясь в локомотиве неудержимого, свистящего, убойного поезда, подарили миру пятую студийку — «Powerslave».
Жанр жил, эволюционировал, менялся. Из андерграунда резко вырывался, оскалившись на глэм, треш-метал. Головы фанатов тряслись все сильнее, волосы становились длиннее, а музыка — агрессивнее и злее. После успеха «Kill`em All» группы Metallica успел выйти «Ride the lighting», который наделал еще больше шума. Годом ранее самые быстрые из «большой четверки» — Slayer — уже успели заявить миру: «Никакого милосердия», — своим «Show No Mercy», Anthrax били кулаками под «Fistful of Metal», а Дейв Мастейн, выгнанный из Metallica, готовил бывшим коллегам кровавую месть в виде «Killing Is My Business… And Business Is Good!». А в России…
«Тореро»
Точнее, в СССР. Не было ничего…
— 1984–1985 год? Метал в СССР? О чем речь?! Могу вспомнить «Легион», еще пару групп, которые можно пересчитать по пальцам одной руки, но ни о каких выступлениях, записях и вообще какой-либо известности речи быть не могло. Был черный список музыкантов (перечень зарубежных музыкальных групп и исполнителей, в репертуаре которых содержатся идейно вредные произведения — прим. ред.). Их нельзя было просто так взять и послушать, но это зарубежные. Отечественных групп просто не было, да и откуда им взяться? Тотальный контроль. Запись не выпустить — цензура. Следили за всеми хорошо, тем более если отечественная группа подражает западной моде. Ну что они, с хаерами, во всем черном, в цепях или лосинах выйдут? — рассказывает музыкальный обозреватель Денис Ступников.
Подполье, но только в голове — так можно описать метал в СССР. Тогда даже групп, или же, другим словом, банд, и быть не могло, но… Тут и начинается история «Арии». Точкой отсчета стало участие в вокально-инструментальном ансамбле «Поющие сердца».
— Да, «Поющие сердца», там мы играли, — рассказывает бывший басист «Арии» Александр (Алик) Грановский. — Руководил им Виктор Векштейн (директор ансамбля и группы «Ария» — прим. ред.). Со мной выступал мой хороший друг Сергей Потемкин, на вокале был Николай Носков. Были планы, хотели играть рок. Вот с Векштейном и начали общаться. Он направление «Поющих сердец» немного сместил, начали собирать группу.
Вокально-инструментальный ансамбль — вещь все-таки государственная. Играть там что попало не получится по идеологическим соображениям, а вот средства — отличные.
— Участники «Арии» — бывшие музыканты ВИА «Поющие сердца». То есть, иными словами, профессионалы. Естественно, играть они умели, это не гаражные подростки, которые взяли гитары и начали потихоньку джемить и так учиться, — объясняет музыкальный критик Алексей Певчев.
Постепенно из «Поющих сердец» ушли Потемкин и Носков. Место гитариста освободилось.
«Волонтер»
— Тут мне звонит Владимир Холстинин (Холст — бессменный участник, один из основателей и двигателей «Арии» — прим. ред.), и спрашивает, нужен ли гитарист. Мы с ним уже работали в «Альфе» (советская рок-группа — прим. ред.). Ну место-то было, договорились, что будет играть, — рассказывает Алик.
Музыканты берутся за дело. Векштейн видит в группе продукт, который хочет продать на Западе. Естественно, у Холстинина и Грановского амбиции сыграть за рубежом есть, но с Векштейном по поводу творчества они постоянно спорят.
— Могу сказать точно, что альбом «Мания величия», по сути, был записан вообще без ведома Векштейна и, соответственно, без его участия, — говорит музыкальный обозреватель Денис Ступников.
А еще цензура…
— Приходилось просить каких-нибудь академических песенников, музыкантов, чтобы они разрешили свое имя поставить в соавторы текстов. Дескать, если такой есть — больше шансов, что пропустят, пройдет цензуру и вообще выйдет альбом, — добавляет Ступников.
Более того, тексты песен проверялись, менялись, утверждались, перепроверялись, снова менялись и переутверждались.
— Мы боролись за каждую строчку. Я не шучу. Во время создания альбома «Мания величия» много спорили относительно текстов. Мы же хеви-метал делали, нам надо быть «тру», но, с другой стороны, необходимо, чтобы песню пропустили. Приходилось выкручиваться, — рассказывает автор текстов альбома «Мания величия», поэт-песенник Александр Елин.
«Мечты»
Разговор с обозревателями и критиками сразу наводит на мысль: неужели «Ария» — коммерческий проект?
— Я бы назвал ее бойз-бэндом. Правда, Векштейн собрал бойз-бэнд. В том плане, что это был коммерческий проект изначально, — говорит музыкальный критик Алексей Певчев.
— И да, и нет. Конечно, отрицать это нельзя: музыканты профи, сделать все стремились качественно, на пять с плюсом. Тексты вон писал им Елин (Александр Елин указан как автор семи из восьми композиций альбома «Мания величия», слова к «Тореро» написала поэтесса Маргарита Пушкина — прим. ред.). Сами музыканты не стремились заняться текстами. Они даже говорили, что могут, но сначала напишут какую-нибудь фигню, потом набьют руку и будут создавать нормальные композиции, но хочется сразу и качественно, — говорит музыкальный обозреватель Денис Ступников.
«Ария» жаждала стать популярной. Еще бы, люди в СССР хотели хеви-метала, своего, отечественного. Группа смогла им это дать. Альбом «Мания величия» перевернул все. Его релиз можно считать началом истории хеви-метала в России. А вышел он, кстати, на магнитофонной ленте — самиздат.
— Выпустили. И никто ничего не понял. В смысле, никто не понял, что произошло. Звучит жестко, сурово, как там (на Западе — прим. ред.). Никаких концертов даже не было до этого. Да и группы, по сути, не существовало — название не придумали. И вот Холст листал словарь, нашел там слово «ария». Было необходимо, чтобы оно на английском языке звучало так же, как на русском. Отлично подошло: ария есть ария, — говорит музыкальный обозреватель Денис Ступников.
«Позади Америка»
«Ария» взяла жанр у Запада. Хеви-метал — британо-американское творение. Получается, то, что играли отечественные музыканты, — калька?
— «Ария» рубила хеви-метал. Западный, но свой. Посмотреть тексты — сразу все ясно. Лирика-то о своем. Это не транслитерация Iron Maiden и Judas Priest. «Ария» взяла стиль, приютила его в нашей стране и начала играть согласно своей культуре, — говорит музыкальный обозреватель Денис Ступников.
— Безусловно. Схожесть с западными группами максимальная. Гитарные рифы очень похожи. Можно даже сказать, калька. Но это на первый взгляд. «Ария» все равно внесла самобытность в наш хеви-метал, — объясняет музыкальный критик Алексей Певчев.
«Мания величия»
Однако, в отличие от группы Gorky Park, которая была изначально собрана для того, чтобы поймать западного слушателя, с «Арией» такого не случилось. Цели создать русский китч не было.
— А вот «Парк Горького» отличный пример, кстати. Барабанщик их (Александр Львов — прим. ред.) из «Арии» пришел. Один из основателей «Парка Горького». Покатались ребята по Америке, успешно. Но «Ария» все-таки такой цели не преследовала. Устремилась в СНГ, — говорит Денис Ступников.
«Мания величия» в 1985 году увидела свет. Альбом удался. Продолжение не заставило себя ждать: в 1986 году вышла вторая запись «С кем ты?», но также на магнитофонной ленте (только «Герой асфальта» 1987 года был выпущен госкомпанией ВФГ «Мелодия» — прим. ред.).
«Бивни черных скал»
После альбома «С кем ты?» группу покидает Алик Грановский и клавишник, бэк-вокалист из первого состава Кирилл Покровский.
— Холстинин и Грановский определенно что-то не поделили: творчество, — уверен музыкальный обозреватель Денис Ступников. — Вот и разошлись. Еще из группы ушел гитарист Андрей Большаков. Грановский с ними сделал прекрасную группу «Мастер».Так вот все сложилось.
Читайте также: Дибров, Арбенина, Стоцкая и другие звезды рассказали о своих автомобилях