Карта городских событий
Смотреть карту

Разглядели музыку. Завершился масштабный театральный фестиваль

Развлечения
Разглядели музыку. Завершился масштабный театральный фестиваль
Концепция фестиваля «Видеть музыку» уникальна / Фото: Елена Лапина / Фестиваль «Видеть музыку»

Торжественным вечером в Бетховенском зале Большого театра завершился четвертый фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку». Форум ежегодно собирает в Москве спектакли, созданные не только в столицах, но и в российской провинции в жанре оперы и оперетты, а также представляет балеты и мюзиклы. В этом году фестивальную афишу составили почти три десятка театров, показавших более 40 спектаклей. А в финале состоялась уже ставшая традиционной торжественная церемония вручения премии «Легенда». Среди ее сегодняшних лауреатов — прима золотой эпохи Большого балета Людмила Семеняка и звезды театра «Московская оперетта» Светлана Варгузова и Юрий Веденеев.

Концепция этого фестиваля уникальна: она предоставляет абсолютную свободу выбора театрам приезжать в Москву с теми спектаклями, которые они сами считают достойными и интересными для подобного формата — без участия всякого стороннего экспертного мнения. Тут надо заметить, что в последнее время ландшафт наших музыкальных театров пестрит самыми разными премиями национального масштаба. Тут и награды «Онегин» и Casta Diva, больше сосредоточенные на персоналиях, и фестивали «Золотая маска» и «Видеть музыку», делающие акцент именно на спектаклях. Это конкурирующее разнообразие наград общими усилиями создает довольно полную картину музыкально-театрального процесса. К тому же «Видеть музыку» стремится минимизировать неизбежную спорность любых критериев выбора.

Разглядели музыку. Завершился масштабный театральный фестиваль Фестиваль предоставил театру такой важный шанс — быть в Москве / Фото: Елена Лапина / Фестиваль «Видеть музыку»

Правда, очевидно, что некоторые столичные коллективы воспринимают свое участие в фестивале как некую формальность, другие приезжают в Москву, как на свои личные гастроли — сразу несколькими продукциями. Но большинство театров к редчайшей для себя возможности выступить на столь престижных подмостках относятся трепетно и ответственно. И публика подобные представления принимала особенно тепло. Среди таких на нынешнем фестивале оказались «Джанни Скикки» Пуччини от Самарского театра, «Дон Паскуале» Доницетти, поставленный в «Мюзик-холле» Санкт-Петербурга, «Фауст» Гуно — недавняя премьера Башкирского оперного театра. И, конечно, особое событие: появление в Москве «Донбасс Оперы» с «Турандот» Пуччини. Быть может, оно не стало художественным откровением, но доказало, что музы умеют не молчать, когда их постоянно перебивают пушки. Этот героизм вызывает безоговорочное уважение, и фестиваль предоставил театру такой важный шанс — побывать в Москве.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Георгий Исаакян, режиссер, президент Ассоциации музыкальных театров, инициатор фестиваля «Видеть музыку»:

— Из смотра формирующегося, становящегося на ноги фестиваль стал постоянно действующим институтом на культурной карте страны. В Год театра мы получили расширенную поддержку и от Министерства культуры, и от Фонда президентских грантов. Спасибо большое всем участвовавшим! Понимаю, что для каждого театра выезд в Москву — это не только радость, но и огромная головная боль. Но теперь можно утверждать, что несколько лет назад, когда мы только начали придумывать «Видеть музыку», нами была угадана та ниша, которую сегодня фестиваль занял. Ведь, если задуматься, 95 процентов спектаклей из тех, что были показаны на форуме, большинство из нас никогда бы не увидели. Это, на мой взгляд, неправильно, так как именно все это и есть отечественный музыкальный театр. Этап «незаметности» фестиваль тоже преодолел: все спектакли прошли при полных залах — и это тоже наше общее достижение.