Евгений Славутин: Таланты в чистом поле не вырастают
Сегодня здесь на сцену выходят таланты нового поколения. Театр процветает, билеты распроданы на месяц вперед. Самые популярные спектакли — «Кабаре 03», «Есть ли жизнь на Марсе?», «Иллюзион», «Счастливый неудачник» и «Книга судеб».
Корреспондент «ВМ» беседует с художественным руководителем и главным режиссером театра Евгением Славутиным.
Евгений Иосифович, вы ведь математик, а связали свою судьбу с театром. Почему науку на искусство поменяли?
В детстве я хотел стать математиком — учился в спецшколе, участвовал в олимпиадах, а потом окончил математический факультет МГУ и стал преподавать алгебру и начало анализа. Тогда и возникла мысль, что ребят нужно как-то развивать и просвещать, чтобы они не были однобокими математиками.
Мы стали ставить спектакли, и я вдруг понял, что эта — другая — профессия мне тоже очень интересна. Но с математикой я не сразу порвал. Защитил диссертацию, написал монографию и только потом решил себя полностью посвятить театру.
И не зря: вы можете гордиться своими учениками… Как каждый раз вам удается разглядеть талант?
Талантливого человека видно сразу. Алексей Кортнев и Валдис Пельш пришли в Студенческий театр на первом курсе, чуть позже к ним присоединилась и Ира Богушевская. Мы для них организовали музыкальную студию, пригласили Иващенко и Васильева, поставили четыре мюзикла. Делать карьеру творческому человеку всегда непросто. Сегодня в массовом искусстве все работает по законам шоу-бизнеса.
Это машина, завязанная на рекламу и продюсерство. А художники в эту схему не укладываются. Леша Кортнев сделал прекрасную карьеру как певец и актер, но я считаю, что ему Богом отпущено еще больше. Ира Богушевская работает в уникальном жанре «кабаретного» романса. Для меня она автор и исполнитель, сравнимый с Вертинским.
Но сейчас самый известный ваш ученик — Максим Галкин. Как оцениваете его работу?
Максим Галкин пришел с пародиями на первом курсе. И уже через месяц мы выпустили его на сцену. Теперь он — ведущий актер эстрадного цеха. Иногда возникает ощущение, что он устал от этого амплуа и ему на эстраде делать больше нечего.
Я считаю, что у него огромный творческий потенциал.
Галкин — человек с серьезным филологическим образованием. Он окончил аспирантуру.
Он очень одаренный парень и еще не раз нас удивит.
А что нужно, чтобы талант раскрылся?
Талантливые люди не вырастают в чистом поле. Чтобы человек состоялся, нужна «питательная» окружающая среда. Вот Пушкин — гениальный поэт, но не менее важен и круг, в котором он развивался.
Мы в театре тоже создаем такую плодотворную среду общения. Меня радует, что к нам приходят ребята с широким кругозором, которые получают фундаментальное университетское образование в серьезных вузах — в МГУ, МФТИ и других.
Как сейчас вы набираете труппу?
Два раза в год, в сентябре и феврале, мы проводим конкурсный отбор. На прослушивание приходят около четырехсот человек, из которых мы отбираем сорок. Главное требование — обязательно быть студентом.
После трехмесячного обучения азам актерского мастерства ребята сразу вводятся в спектакли на небольшие роли. Кто-то потом находит работу на телевидении, радио, а кто-то остается в своей профессии. В любом случае работа в театре «МОСТ» — это возможность очень ярко прожить свою студенческую жизнь. У нас чудесный репертуар. Мы ставим современных культовых авторов: Нину Садур, Татьяну Толстую, Михаила Шишкина.
Есть в вашей биографии замечательная страница — в 70-е годы вы были организатором семинаров, где выступали Мамардашвили, Гачев и другие яркие мыслители. Нечто подобное планируете делать сегодня?
В 70-е годы я работал в Институте истории естествознания и техники, который был местом, куда ссылали всех неугодных мыслителей. Там мы и организовали семинары, на которых можно было послушать Мамардашвили, Гачева, Жолковского. В то время не было ощущения, что это выдающиеся философы и ученые — личное общение «сбивало» их монументальность. Но было понятно, что это очень интересные люди. Сейчас мы в театре «МОСТ» делаем вечера, куда приходят Владимир Войнович, Виктор Коркия… Ориентируемся в первую очередь на писателей.
У вас в театре всегда аншлаг. Что к вам притягивает зрителей?
Мы стараемся, как сказал поэт, «чувства добрые лирой пробуждать». Наш театр праздничный, веселый, демократичный, интеллигентный, семейный. Станиславский считал, что задача театра — показывать жизнь человеческого духа. Нам близок неогуманизм: мы стараемся показать человеческое, а не звериное начало — людей, а не уродов. И наши герои стараются жить по заповедям, а не нарушать их.
«МОСТ» процветает в этом сезоне. Зрители записываются в очередь. Бывает, что человек приходит на один спектакль, а потом говорит: «Я хочу посмотреть весь репертуар» и приводит с собой друзей.