Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Екатерина Образцова: Дедушка умел угадывать вещи

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Развлечения
Екатерина Образцова: Дедушка умел угадывать вещи
Фото: Из личного архива Екатерины Образцовой

«Вечерняя Москва» поговорила с режиссером Екатериной Образцовой, внучкой великого кукольника, о Сергее Владимировиче, о театре, в котором она служит уже четверть века, о днях минувших и дне сегодняшнем…

Екатерина, созданному Сергеем Образцовым театру в сентябре исполнится 90. Как он пережил пандемийный 2020-й и чем живет сегодня?

— Пережил без преувеличения героически. Столько роликов мы выпустили для нашей страницы в социальных сетях! Работа шла каждый день — кто-то писал сценарии, кто-то делал кукол... А недавно вот выпустили премьеру — спектакль «Чиполлино». Это моя режиссерская работа. Музыку к спектаклю написал Александр Журбин, костюмы и декорации создала молодая художница Александра Павлова. И, конечно, давно идет подготовка к юбилейному фестивалю.

Сергей Владимирович советовал вам идти в режиссеры? Дед разглядел в вас искру?

— В нашей семье не было принято вмешиваться в такие дела, уговаривать или отговаривать. Всегда, когда в моей жизни возникала ситуация выбора, близкие расходились по разным комнатам и говорили: «Катя, принимай решение, мы тебе мешать не будем». Так же было, когда мне предложили в одном из театров должность главного режиссера, но для этого я должна была вступить в партию. И тогда тоже все разошлись по комнатам... В партию я не вступила и главным режиссером не стала. У нас в семье никто не имел партбилета. При этом диссидентских настроений в домах не витало. А дедушка, кстати, называл себя беспартийным коммунистом.

Вы как-то рассказывали, что дед любил в свой выходной объезжать родственников и потом в одном из домов все собирались за накрытым столом. Какие разговоры за ним велись?

— В основном о том, кто чем жил в последнее время, у кого какие планы на ближайшее время. Не было такого, чтобы дедушка требовал отчетов, кого-то за что-то распекал или пускался в воспоминания. Он вообще прошлое не вспоминал, предпочитал говорить о будущем.

Екатерина Образцова: Дедушка умел угадывать вещи Сцена из спектакля «Чиполлино» в постановке Екатерины Михайловны Образцовой / Фото: Из личного архива Екатерины Образцовой

Ради дедушки готовилось какое-то блюдо, которое он особенно почитал?

— У него была двоюродная сестра тетя Софа, которую мы все очень любили. Вот я внучка Образцова, а актер Женя Цыганов — внук тети Софы. Так что мы с ним брат и сестра. Кстати, сейчас подумываем об одном совместном проекте… Так вот, тетя Софа, наполовину татарка, готовила перемячи, это такие беляши татарские. Таких вкусных я не ела никогда и нигде. И дедушка их обожал и поэтому с особой радостью ходил с нами в гости к тете Софе. А когда пойти не мог, просил: «Ой, у меня концерт, а вы идете к Софке! Принесите и мне беляшек!» Мы, конечно, принесем, он вечером ест этот перемяч и нам говорит: «Ага, завидуете? Я ем, а вы только поглядываете!» Мы: «Нет, мы это ели с пылу с жару, а ты — подогретое!» Вот так пикировались. (Смеется.)

Актерство в повседневной жизни в Образцове проявлялось?

— Актером дедушка был на сцене, а в жизни просто человеком. Он никогда не звездил, не зацикливался на чем-то одном, ему все было интересно, он прекрасно разбирался в литературе, живописи, музыке... В театре был непререкаемым авторитетом, истинным хозяином. И при этом настоящим интеллигентом, умеющим руководить большим творческим коллективом, никогда ни на кого не повышая голоса.

Дедушка очень дружил с мастерами по куклам, с художниками, он же сам ВХУТЕМАС окончил, живописный и графический факультеты. С друзьями-художниками они ездили на Арбат, когда там разрушали старые дома, на этих руинах они находили какие-то старые вещи, которые потом приводили в порядок. Дедушка был из тех людей, которые умеют угадывать вещи. Все, что он где-то подбирал или приобретал за копейки, а потом приводил в порядок, неизменно оказывалось уникальным.

Так, одна картина, которую Сергей Владимирович купил за какие-то смешные деньги, как потом выяснилось, принадлежала кисти французского художника Себастьяна Бурдона, жившего в XVII веке, любимого художника кардинала Мазарини. Его работы украшают многие музеи мира. Сейчас та картина висит в нашем Пушкинском музее.

Вы ведь и в кино снимались, и ставили драматические спектакли, но выбрали кукольный театр. Дань семейной традиции?

— У меня папа был главным художником Московского театра кукол на Спартаковской улице, мама — там же актрисой, потом перешла в Центральный театр кукол, которым руководил дедушка. Я действительно росла в особенной атмосфере. Однако прежде чем сделать тот выбор, о котором вы говорите, я прошла свой путь, очень для меня важный. И я благодарна родителям и дедушке, что они мне в этом не мешали. Я работала актрисой в театре «Сфера», режиссером-постановщиком в мультипликации — у меня много фильмов. Кстати, чтобы этим заниматься, я, уже имея театральное режиссерское образование, должна была снять дипломный фильм во ВГИКе. Его принимал сам Герасимов и пятерку поставил! Потом была работа на телевидении, я снималась в кино… То есть я перепробовала все.

А еще у меня была антреприза, с которой мы с моим большим другом Виталием Соломиным объездили весь мир. В спектакле «Клетка», который я поставила, играли Виталий, Дмитрий Назаров, Наталья Красноярская. Потом мы вдвоем с Соломиным отправились в Нью-Йорк на его сольное шоу. Это было на Бродвее, в театре «Круг в квадрате». Он играл свои основные роли, а я ему подыгрывала на английском — была даже городничим в «Ревизоре». Прижимистые американцы нас сразу спросили: «Вы за славу будете играть или за деньги?» — «В каком смысле?» — «За славу — это значит, мы дадим рекламу, но денег не будет». Мы: «За славу!» Такие были бессребреники! Зато о нас рассказала «Нью-Йорк таймс». И был полный зал.

Екатерина Образцова: Дедушка умел угадывать вещи Сцена из спектакля «Чиполлино» в постановке Екатерины Михайловны Образцовой, 2021 год / Фото: Из личного архива Екатерины Образцовой

Почему для вас было важно испытать себя в разных, по сути, профессиях?

— Потому что шишки, которые я набивала, были только моими, и, если случался успех, это был только мой успех. Зато в этот театр я пришла с немалым профессиональным и человеческим багажом.

Правда, что в юности вы хотели стать археологом?

— Да, тяга к этому делу у меня есть. В детстве я жила на даче у Еланских. Клавдия Еланская и Илья Судаков — это были знаменитые мхатовцы, актриса и режиссер. Судаков — это описанный у Булгакова в «Театральном романе» Фома Стриж. Дочь Клавдии Николаевны Екатерина была лучшей подругой моей мамы, а с ее сыном Сашей Коршуновым, который сейчас народный артист, мы вместе росли. Так вот, рядом с той дачей был курган, на котором я вела свои «раскопки» и однажды приволокла оттуда собачий череп. Меня так ругали, что тащу в дом разную заразу! При этом я, конечно, читала Германа Шлимана, плакала, когда проезжала мимо раскопок, потому что не могла выйти и там остаться… А еще я, между прочим, могла стать крутым математиком.

Увлекались этой наукой?

— Я училась в английской математической школе, куда вызывали моих родителей и говорили, что в их семье растет великий математик. Помню, придем в гости, и кто-то обязательно попросит: «Катя, помножь-ка 2678 на 2555» — и я мгновенно выдавала результат. Подобное бывает у детей, но это временное явление. Я в это же время и рисовала хорошо, и стихи писала. Но однажды упала в обморок, мне сделали какую-то электроэнцефалограмму с кучей датчиков. Врач, увидев результат, сказал маме: «Если ваша девочка будет жить как жила, у нее впереди лет пять, не больше, потому что мозг от такой интенсивной работы стареет. Но я бы посоветовал несколько месяцев не давать ей считать, читать и писать. Тогда, возможно, опасность минует». В общем, я не читала и не считала и через три месяца перестала быть вундеркиндом. Цифры уже не складывала. Когда я стала поступать в театральный институт, учительница математики пыталась меня переубедить, она хотела, чтобы я шла в университет на математический факультет. А когда поняла, что уговоры бесполезны, сказала: «Ну, в режиссуре тоже, наверное, умные люди нужны». (Смеется.)

Вы рассказали, что Сергей Образцов обладал способностью «угадывать» вещи. Вам это умение передалось?

— Не знаю. Но я так же, как дедушка и мама, которая была его лучшим другом, люблю блошиные рынки. У меня в доме все… заблошинино. Искать жемчужное зерно в этом развале — что может быть интереснее? Сравнить могу только со сбором грибов. Меня папа и мама пристрастили — с самого маленького возраста брали c собой по грибы. Так что блошиные рынки — это мое любимое занятие за границей, а у нас — грибы!

Основатель Центрального театра кукол Сергей Образцов руководил созданным им театром до конца жизни. 22 июня исполнилось 120 лет со дня рождения этого актера и режиссера.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.