Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Елена Качура: Сегодня «Геликон» — настоящий оперный дом

Развлечения
Елена Качура: Сегодня «Геликон» — настоящий оперный дом
Фото: helikon.ru

Этой весной «Геликон-опере» исполнилось 32 года. За это время из небольшого столичного театра он превратился в настоящий оперный дом, известный на весь мир. Особенное внимание здесь уделяют не только спектаклям, но и обучению молодых артистов. В 2021 году театр совместно с АНО «Арт-Гелиос» при поддержке президентского Фонда культурных инициатив Российской Федерации начал молодежную программу оперных артистов. 10 певцов, отобранных на конкурсной основе, получают возможность стажироваться в театре в течение одного сезона. Опыт, полученный за время стажировки, в будущем они смогут применить на работе в «Геликоне» и других российских музыкальных театрах.

Управляющая творческим коллективом театра Елена Качура, в служебные обязанности которой входит курирование молодежной программы оперных артистов, рассказала о преемственности поколений и о том, каким театр был в самом начале своего пути.

Елена Юрьевна, в сентябре в «Геликон-опере» начнется Вторая молодежная программа оперных артистов. В этом году активнее присылают заявки, чем в прошлом?

— Да, сразу все началось бодрее. В прошлом году из-за пандемии мы дольше принимали заявки, полтора–два месяца как минимум. В этот раз сроки меньше — три недели — и заявок больше. Каждый день добавляется 40–50 заявок. В каждой — анкета: год рождения (нужно быть не старше 35 лет), образование, тип голоса. Если есть оперный стаж или опыт работы в театре, просим прислать ссылки на видео. 10 мая мы отобрали 20 человек, которые будут допущены ко второму этапу отбора. Эти 20 участников придут в театр, позанимаются с концертмейстером, споют два произведения. Мы выберем из них половину — в программе будут участвовать 10 человек.

Вы рассматриваете тех, кто умеет петь, но не имеет музыкального образования?

— Нет. Это просто невозможно. У нас профессиональный театр, образование крайне важно. В прошлом году, кстати, было очень много студентов, еще не окончивших вуз. Возрастной ценз был до 30 лет, сейчас его немножко приподняли.

Что ждет тех, кто пройдет все испытания?

— Уроки вокала, актерское мастерство, занятия пластикой, сценическим движением, хореографией. Будут также уроки с преподавателями иностранных языков — оперы ведь исполняются на немецком, английском, итальянском, французском и других языках. Будет большое количество мастер-классов вокальных педагогов, режиссеров. В прошлом году были занятия со стилистами. Были интересные лекции телеведущего, актера Сергея Майорова — он рассказывал о том, как себя правильно подать в пиар-пространстве. Очень полезно для любого артиста!

Даты программы примерно совпадают с учебным годом — с 1 сентября по 30 июня. Участники будут только учиться или их интегрируют в жизнь театра?

— Конечно, они сразу интегрируются. Собственно, в этом вся суть программы. Обязательно будем задействовать их в репертуаре. В прошлом году все 10 человек были заняты в нем довольно плотно. У каждого была большая роль, роли второго плана (у кого-то их было больше, у кого-то — меньше). Они выходили в спектаклях и в качестве артистов хора, принимали участие в наших выездных концертах. У нас есть проект «Медицина как искусство» — ребята вместе с артистами труппы ездили выступать в онкологические центры, хосписы, больницы.

«Ждем тех, кто любит театр и оперу»

Кто-то из них остался в труппе?

— Да, с некоторыми ребятами театр заключил контракт. Мы их оставили на какие-то роли, чтобы посмотреть, как они будут вливаться в коллектив, развиваться. Многие из них еще студенты второго–третьего курса — пока доучатся, может быть, как раз и будут готовы окончательно. Но одну артистку, Елизавету Кулагину, взяли сразу. Она успела спеть три партии за сезон — в «Садко», «Царской невесте», «Иоланте». Елизавета покорила всех еще на прослушивании. Помимо того что у нее прекрасный голос, в ней есть какая-то особая одухотворенность. Она выпускница Санкт-Петербургской государственной консерватории, класса Тамары Новиченко — замечательного педагога, у которой учились многие оперные звезды.

Именитые артисты, старшее поколение, помогают молодежи адаптироваться?

— Конечно, они этому счастливы совершенно. Многие из них — преподаватели. Например, Наталья Загоринская, наша примадонна, народная артистка России, 32 года поет в театре и преподает. Лиза Кулагина как раз ее ученица. Обе заняты в спектакле «Евгений Онегин». Когда-то Наталья Игоревна была Татьяной, потом, с возрастом, стала играть ее маму. Теперь парию Татьяны поет ее ученица Лиза. Такая вот преемственность поколений. Кстати, они даже чем-то похожи внешне, смотрятся как родные.

Эта программа — не единственный способ попасть в труппу «Геликона» для молодого артиста?

— Конечно, к нам приходит много молодых людей, только что окончивших вуз. Условия для них создаются прекрасные, но конкурс огромный. Особенно это касается сопрано: например, из 150 заявок, которые поступают, 90 — это сопрано. Остальные 60 — меццо-сопрано, тенор, баритон и бас. А вообще молодым людям, которые хотят у нас работать, нужно не только иметь хорошее образование, но и быть талантливым, любить театр и оперу. Таких мы ждем.

«Маленький коллектив вырос в профессиональную труппу»

Свой путь в «Геликон-опере» вы начали как солистка в 1992 году. Театру тогда было всего два года, он только открылся. Почему вы выбрали именно его?

— Это чудесная история, я обожаю ее рассказывать. В 1992 году я как раз оканчивала консерваторию в Саратове, училась там на отделении музыкального театра и была влюблена в оперетту. Но где-то на третьем курсе стала петь оперу Николая Римского-Корсакова «Снегурочка» и поняла, что это вообще другая планета, и мне бы хотелось на ней поселиться.

Уже к пятому курсу я всерьез думала, что мне бы очень хотелось петь в оперном театре, но в каком-то особенном, «настоящем» — с молодой Татьяной, молодой Джульеттой и так далее. А потом я приехала на каникулы домой, мы с мамой обедали и услышали по радио, как Дмитрий Бертман рассказывает о своем театре, которому на тот момент исполнилось уже два года. Он даже не был государственным. Меня заворожил, очаровал тот рассказ. А после того как Дмитрий Александрович обозначил концепцию театра, меня уже окончательно пленила идея познакомиться с ним. Маме я сразу сказала: «Я буду работать в этом театре».

И тут же поехали?

— Да, в марте я поехала в Москву искать «Геликон». Учтите, что это было время без компьютеров, мобильных телефонов и интернета. Я пришла в первую билетную кассу, спросила, где находится «Геликон». Мне сказали, что такого театра нет, и закрыли окошко. Я очень расстроилась и не понимала, куда идти.

А дальше?

— В конце концов я решила поехать к друзьям в общежитие Гнесинского института. Захожу, открываю стеклянную дверь — прямо перед собой вижу афишу, на которой написано: «Театр «Геликон», а внизу — адрес и телефоны. Я кричала на все фойе, прыгала от радости. Позвонила по телефону, мне сказали: «Вы ошиблись, это театр Покровского, ничего ни про какой «Геликон» мы не знаем». И положили трубку. Я расстроилась, но уже не так сильно — у меня ведь был адрес.

Я поехала, пришла в кассовый зал. Сотрудница кассы, кстати, поклонница «Геликона», мне рассказала, что театр только арендовал площадку в театре Покровского на «Соколе», а постоянно он находится в Доме медиков. И вот уже там я нашла Дмитрия Александровича. Я сказала ему, что научусь всему, чему нужно. Так и вышло. Вся моя жизнь в театре была сплошным праздником и большим трудом.

Сегодня «Геликон-опере» 32 года, практически вся его история творилась у вас на глазах. Каким вы его помните? Что общего у тогдашнего театра и сегодняшнего?

— Он очень отличается от себя прежнего и в то же время не отличается ничем. Что поменялось? Теперь это настоящий оперный дом. У нас есть оркестровая яма и сцена, которых не было. Прекрасный зал оснащен по последнему слову техники. А главное, у нас есть фантастическая труппа, которой могут позавидовать ведущие оперные дома мира. Знаете, несколько лет назад я была со своими учениками из музыкальной школы на фестивале, а по дороге мы заезжали в Вену, где сходили на спектакль «Дон Карлос». Там выступали очень хорошие певцы, но я была горда, понимая: в нашем театре есть и более сильные голосовые позиции. Басы у нас лучше однозначно.

Наш театр из маленького коллектива вырос в настоящую профессиональную труппу. Но при этом все, что у нас происходит, по-прежнему делается с огромной любовью к театру и друг другу. Вот это со временем не изменилось.

Часто, когда театр только начинается, артисты сами делают декорации, костюмы. У вас тоже так было?

— Мы их сами искали. Находили, например, списанные костюмы из Большого и других театров — Дмитрий Александрович доставал все это по каким-то своим каналам. И насколько сейчас все изменилось! Теперь у нас есть хранилище для декораций, нам шьют прекрасные костюмы.

«Преподавание — мое призвание»

Среди партий, исполненных вами на этой сцене, Антония и Джульетта в «Сказках Гофмана» Оффенбаха, Сюзанна в «Свадьбе Фигаро» Моцарта, Виолетта в «Травиате» Верди. Какая ваша любимая? Какую постановку вспоминаете с особенной теплотой?

— Я не так долго пела, но с каждой партией связана какая-то личная история, очень важная для меня, так что я не могу выделить ни одной. Самой сложной, пожалуй, была Парашка в опере Игоря Стравинского «Мавра». Там совершенно другая музыка, непривычный ритм. Это партия, которую невозможно забыть: если ты выучил Стравинского, то ты его уже навеки знаешь точно.

Потом были «Паяцы»: замечательный спектакль, который мы играли во дворе, как раз в том месте, где сейчас находится зал. Мы играли под открытым небом, под проливным дождем. Когда он начинался, люди уходили в арку, потом они возвращались, а мы протирали им стулья, чтобы им было не мокро сидеть. Мы тогда и представить себе не могли, что когда-то, через 20 с небольшим лет, на этом месте мы откроем новую сцену. Невероятно!

С 2015 года вы занимаете должность управляющей творческим коллективом. Как вам дался переход от работы на сцене к административной работе?

— Легко. У меня был период, когда я перестала много петь и начала преподавать параллельно в музыкальной школе. Для меня это стало большой радостью, я открыла новый мир: оказывается, преподавание — это абсолютно мое призвание. Думаю, даже больше, чем сцена. Я пела на сцене для того, чтобы потом научиться отдавать, — я так это понимаю.

Были еще интересные открытия? Наверное, по-другому посмотрели на артистов?

— Я обнаружила, как приятно радоваться успехам другого человека — это всегда чистая радость. Свой собственный успех ты никогда не понимаешь, ты не знаешь, хорошо это или плохо, всегда есть сомнения. А когда смотришь на другого со стороны, тут сразу все понятно.

Так что в моей жизни радости стало больше, когда я начала преподавать. Когда мне предложили занять такую должность в театре, для меня это было большой честью, хотя я, конечно, очень волновалась. Все произошло естественным путем. Я люблю всех своих артистов, они мои братья и сестры.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.