«Любовь» побеждает. Не в жизни, так на экране
Артисты и артистки
Мощный ливень не помешал гламурной церемонии закрытия. Просто на подходе к Большому театру Люмьеров над морем смокингов, бабочек и от-кутюрных нарядов гордо возвысился частокол зонтиков. На самой же сухой красной дорожке (она крыта прозрачным куполом) с удовольствием позировали звезды вчерашние и сегодняшние. Особый восторг у толпы зевак, которых не отпугнул дождь, вызвало появление всеобщего любимцаЖана Дюжардена, прошлогоднего триумфатора Канн («Артист») с женой актрисой Александрой Лами. Еще – невозможного, как всегда, Жана-Поля Готье в черной юбке до пола. А когда явилась команда Михаэля Ханеке (фильм «Любовь»), толпа просто взорвалась толпа от аплодисментов и криков, приветствуя легендарных Жана Луи Трентиньяна и Эмманюэль Рива. Но настоящей королевой звездного бала стала экс-Амели - Одри Тоту. Явившая себя аки фея с завитыми волосами и в кружевном платье, девушка была чудо как хороша…
Кино – это машина времени
Сама же церемония награждения главной кинопремией мира была предельно лаконичной, на минут сорок. А вела ее снова актриса Беренис Бежо, в эффектном белом. Она говорила о магизме кинематографа, о том, что фильмы – это машина времени, возвращающие нам лучшие моменты жизни…
Забегая вперед, скажем, что во многом прогнозы журналистов оправдались. Но надо помнить, что идти против рейтингов – хобби любого каннского жюри. Нынешнее, под руководством Нанни Моретти, не исключение. Сам Моретти признался, что ни по одному фильму у членов жюри не было единогласного решения. Жюри собиралось восемь раз и каждый раз жарко и долго обсуждало увиденное. Тем не менее, все прекрасно ладили друг с другом.
В этом году конкурс очень сильный, но все же, по мнению Моретти (и я с ним согласна), в нем «режиссеры больше интересовались собственным стилем, чем персонажами».
За холмами надежды
На сцене же каждый выход счастливых победителей превращается в маленькое шоу. Награды вручают легенды кино. Вот прекрасная, вся в белом, Настасья Кински отдает приз за лучший сценарий румынскому режиссеру Кристиану Мунджиу за фильм «За холмами». И вполне заслуженно – эта картина, глубокая и тонкая, поднимает глобальные проблемы вроде кризиса веры. Напомню: в ней рассказывается о гибели девушки в одном из румынских монастырей после «изгнания бесов».
- Для меня большая честь находиться здесь, - говорит режиссер (в прошлом журналист). - Но нельзя забывать, что это правдивая история, основанная на реальных фактах, и что люди действительно страдали. Если мы не можем изменить прошлое, то можем надеяться на будущее.
Работа Мунджиу была отмечена еще одной наградой. Алек Болдуин вручает премию за лучшую женскую роль Кристине Флутур и Космине Стратан, сыгравшим тут две главные роли. Обе девушки очень взволнованы. Кристина Флутур благодарит «всех, кто вложил душу в съемки этого фильма», и в особенности, Кристиана Мунджиу за его «педагогическую манеру» в руководстве съемками.
Охота на ведьмаков
А лучшим актером стал на этот раз – и вполне заслуженно! – датчанин Мадс Миккелен за роль оклеветанного педагога в фильме «Охота» Томаса Винтерберга. Мужественный красавец Миккелен, кстати, играет здесь на сопротивление материала – по сюжету он нянь в детском саду (!) Работа, оказывается, чрезвычайно опасная и может закончиться для мужчины большими неприятностями… Получив приз из рук сингапурской актрисы Гон Ли, Мадс заявил, что очень тронут:
- Я хотел бы разделить этот приз со всеми, кто любит кино, и со всеми, кого принял участие в создании фильма. А также, разумеется, с Томасом Винтербергом. Спасибо, что пригласили нас в эту вселенную любви.
Наконец-то в Каннах заметили Кена Лоуча – его социальная комедия «Доля ангелов» получает Приз жюри. Лоуч говорит умные слова:
- Этот фестиваль демонстрирует нам, что кино - это нечто большее, чем просто развлечение: кино показывает нам, кто мы есть. Я хотел бы, чтобы мы все выразили солидарность с теми, кто противостоит политике жесткой экономии.
Большой брат – это зверь
А теперь о сенсациях. Вот номер один. «Гран- при» присужден Маттео Гарроне за фильм «Реалити». В нем, напомним, герой стремится во что бы то ни стало попасть на реалити-шоу «Большой Брат». Очень остроумная картина, едко высмеивающая итальянское телевидение.
Сенсация номер два – операторский приз «Золотая камера» вручен дебютанту Бену Зайтлину за его первый фильм «Звери дикого юга». Так решило жюри программы «Особый взгляд» в составе Карлуса Диегиша, Карлоса Саура и актрисы Людивин Санье. Я видела фильм – это на редкость поэтическое исследование отношений людей и природы, полное сострадания к брошенным детям. Режиссер-дебютант отметил, что премию он получил, скорее, «не за мастерство, а за веру и упорство».
Сенсация номер три. Приз за лучшую режиссуру - Карлосу Рейгадасу за фильм «После мрака свет». Вручают награду Тим Рот и Лейла Бехти. Это - шок для журналистов, многие из которых просто уходили с фильма, не в силах вынести эксперименты с отсутствием внятного сюжета-мотиваций и присутствием двоящегося изображения. А режиссер был счастлив:
- Я хотел бы поблагодарить фестиваль, который поверил в этот фильм, и жюри, присудившее премию фильму, снятому с ощущением свободы, - сказал Рейгадас. - То, что я делаю, происходит от моего желания делать, делиться, найти в мире братство между вами и мной. Меня спрашивали, не расстраивает ли меня то, что мой фильм многим не понравился. Понравиться - цель многих кинодеятелей, но не моя. Моя цель - свободно выразить то, что я хочу.
Жить долго и умереть внезапно…
Кульминационный момент – вполне предсказуемое вручение «Золотой пальмовой ветви» Михаэлю Ханеке за картину «Любовь». Причем из рукЭдриана Броуди и Одри Тоту. Седой Ханеке растроган:
- Я очень счастлив быть на этой сцене с моими актерами, мне удается победить свою застенчивость. Я благодарю всех членов жюри…Спасибо всем, кто помог мне в создании фильма. Спасибо моей жене, которая поддерживает меня уже много лет. Этот фильм - своего рода исполнение обещания, которое мы дали себе.
Овации зала длятся минут семь…
Как фанера над Каннами
Итак, абсолютно пролетели Леос Каракс с оригинальным сюром «Holy Motors» (здесь блистал в 20 ролях Денни Лаван) и Жак Одиар с его мелодрамой «Ржавчина и кость» (чудный дуэт Марион Котийяр и Матиаса Скунартса). Так же незамеченным остался фильм Ульриха Зайдля«Парадиз: Любовь» - ехидное высмеивание деградирующей старушки Европы, вливающей в себя молодую энергию Африки. Но больше всего огорчило, конечно, игнорирование фильма «В тумане» Сергея Лозницы. Кроме приза ФИПРЕССИ, как мы и предполагали, ему в Каннах ничего не досталось. Но если честно – его работа очень своеобразная, сделанная, скорее циркулем, чем душой. И увы, звонкий язык Василя Быкова здесь не получил адекватного визуального выражения…
Зато приятная неожиданность – победа к конкурсе дебютов нашей Таиси Игуменцевой картиной «Дорога на»… Помимо первой премии и 15 тыс. евро, она получает право показа своего первого полнометражного фильма на Каннском фестивале.
А вот отсутствие среди победителей семи американских картин никого не удивило. И меня тоже. Хотя в Каннах часто игнорируют Голливуд, но на этот раз поделом. Странно вообще было видеть в конкурсе это тупо-огнеметное
кино, нашпигованное сценами насилия во всех видах. Но насколько эта ситуация отражает состояние американского кинематографа? Об этом мы спросили члена жюри Александра Пейна:
- Это - кинофестиваль, и речь не идет о том, чтобы награждать ту или иную страну: мы должны выбирать среди представленных фильмов. Делать общие выводы на основании этого выбора - некорректно.
Послевкусие конкурса
Две основные темы конкурса-2012 - это любовь и смерть. То, что правит жизнью и искусством. Во многих фильмах эти темы шли рука об руку. И поэтому мы наблюдали кино, в основном, депрессивное. Исключение – ленты Гаррано и Лоуча. В большинстве случае чувство у героев умирало задолго до их физической смерти. А некоторые персонажи просто помогали уйти из жизни своим возлюбленным, хотя те об этом их и не просили (та же «Любовь»). Любовь зачастую принимала у герое в фильмов самые странные формы. Не случайно фестиваль начался фильмом о свадьбе (!) двух 14-летних подростков («Королевство полной Луны» Андерсона) и завершился историей преступной страсти дедушки-профессора к юной студентке-шлюхе («Кто-то влюблен» Киаростами). Впрочем, кино как известно, рецептов не дает – оно лишь ставит диагноз… А он неутешителен – в современном мире кризис человеческих отношений. Здесь любовь обречена на смерть, рано или поздно. Может, поэтому так и рыдал финальный дождик, смывая все следы надежды с красной дорожки…
Фильмы-победители 65-го Каннского фестиваля
«Золотая пальмовая ветвь» - «Любовь» (AMOUR), реж. Михаэль Ханеке
«Гран при» - «Реалити» (REALITY), реж. Маттео Гарроне
Приз за лучшую режиссуру - Карлос Рейгадас, фильм «После мрака свет» (POST TENEBRAS LUX)
Приз жюри - «Доля ангелов» (THE ANGELS’ SHARE), режиссер Кен Лоуч
Приз за лучшую мужскую роль - Мадс Миккельсен фильм «Охота» (JAGTEN), режиссер Томас Винтенберг
Приз за лучшую женскую роль - Кристина Флутур и Космина Стратан, фильм «За холмами» (DUPÃ DEALURI), режиссер Кристиан Мунжиу
Приз за лучший сценарий - Кристиан Мунжиу, фильм «За холмами» (DUPÃ DEALURI)
Короткометражные фильмы
«Золотая пальмовая ветвь» - «Тишина» (SESSIZ-BE DENG), режиссер Л.Резан Йесилба
«Золотая камера»
«Звери дикого юга» (BEASTS OF THE SOUTHERN WILD), режиссер Бен Зейтлин, программа «Особый взгляд»
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Михаэль Ханеке, «Золотая пальмовая ветвь» за фильм «Любовь»:
- Сюжет этого фильма основан на обещании, которое мы дали себе с моей женой: не бросать друг друга в ситуации, показанной в фильме. В современном мире мы наблюдаем такое повсюду, это распространенная проблема. Я пережил такую ситуацию в своей семье, и это вдохновило меня на создание этого фильма.
Маттео Гарроне, Гран-при за фильм «Реалити»:
- Я не читал много критики о своем фильме. Эта премия стала для меня сюрпризом, потому что я знаю, что в конкурсе было множество прекрасных фильмов. Конкуренция была очень напряженной, и я очень счастлив, что получил этот приз - благодаря ему, мой фильм найдет более массового зрителя.
Кен Лоуч, приз жюри за фильм «Доля ангелов»:
- Мы поняли, что если проводить время с людьми, похожими на героев нашего фильма, они заражают тебя оптимизмом, и ты чувствуешь себя счастливым. Чтобы верно передать что-то на экране, нужно представить это в виде комедии.
Кристиан Мунджу, премия за лучший сценарий, фильм «За холмами»:
- Я очень рад этой премии, рад и удивлен, потому что мой фильм - самый длинный из всех картин конкурса. Я постоянно менял диалоги, актрисы мне очень помогали в этом, мы стремились придать фильму неразрывный, постоянный характер.