Как стать миллионером: специалисты дали советы тем, кто хочет войти в «клуб богачей»
По данным компании Credit Suisse, в 2018 году десять процентов населения планеты владели 85 процентами мирового богатства. «Вечерняя Москва» спросила психолога, финансового аналитика и социолога, какие люди вероятнее всего имеют предрасположенность к вхождению в круг самых влиятельных жителей Земли, чем отличаются личности состоятельных и малоимущих и продолжится ли мировая тенденция к расслоению общества.
Клинический психолог, эксперт по психологии здоровья Михаил Хорс считает, что более предприимчивые люди с потенциалом к тому, чтобы разбогатеть, меньше расстраиваются, когда теряют деньги. У них факт потери — это нормальная часть жизни. Потому что, расстраиваясь, человек теряет физический и эмоциональный ресурс.
— И вместо того чтобы что-то делать, он перегружает систему отрицательными эмоциями. У него меньше времени и сил для того, чтобы что-то предпринимать. Теряем мы все, а у состоятельных людей более деятельная позиция. Также от малоимущей части населения их отличает отношение к происходящему. Они меньше используют формулировки «хорошо» или «плохо», «много» или «мало». Их оценки более сравнительные. Это очень помогает в смысле психологии. Например, если человек утверждает, что плохо себя чувствует, он такой внутренней установкой не только усиливает физическое недомогание, но и подавляет сам себя морально. А когда некто утверждает, что чувствует хуже, чем ему хотелось бы, или хуже, чем раньше, такая оценка дает больше ресурсов для достижения целей, — сказал Хорс.
Также богатые и люди с потенциалом не боятся кооперироваться с другими, принимать и оказывать помощь.
— Те, кто добиваются больше, чем среднестатистическое окружение, — это люди, для которых запросить и принять помощь — это не позорно и не болезненно. Для них это норма. В большинстве случаев они и сами в ответ оказывают другим какие-то услуги. Это происходит потому, что в современном мире успеха добиваться можно, как правило, сконцентрировавшись на какой-то узкой области. Мы можем отлично разбираться в технологиях или финансах, а остальные области предоставить специалистам, которые лучше понимают в них, — подчеркнул клинический психолог.
У людей материально и психологически бедных сильна внутренняя установка, что просить о помощи стыдно. А сами богатые или идущие к богатству и успеху либо оказывают друг другу услуги, или убеждают остальных им помогать. Не все из них испытывают благодарность и делают что-то в ответ, но нельзя стать состоятельным, делая все одному.
— То, что люди из богатых семей, в соответствии с исследованием, жили в менее стрессовых условиях и не боятся рисковать, является не столько следствием достатка, сколько наоборот. Их семьи разбогатели из-за психологических установок, благодаря которым они меньше переживают. Это связано с уже упомянутой идеей меньшей категоричности суждений. Навык меньше психовать, когда происходит что-то не то, передается от родителей детям, как модель, поэтому люди из богатых семей более успешны. Они, теряя деньги, думают, как их вернуть, а не посыпают голову пеплом и выпивают. Последнее — это как раз модель поведения бедного человека. Он наносит удар по себе вместо формирования той ситуации, которая ему выгодна, — подчеркнул психолог.
Финансовый и биржевой аналитик Степан Демура считает, что в России да и в мире сохраняется тренд на то, что богатые становятся супербогатыми, а бедные — нищими.
— Даже на Западе, если мы возьмем пример молодого миллиардера, такого, как Марк Цукерберг, то надо сказать, что он является продуктом спецслужб в чистом виде. Подавляющее большинство современных богачей на Западе происходят из соответствующих семей, которые используют старые деньги. Их воспитанием занимаются в соответствующих статусу родителей окологосударственных заведениях. Возьмем тот же проект Tesla Илона Маска. Он живет за счет других автопроизводителей и дотаций бюджета на так называемый чистый выхлоп. Как бы очевидно это ни звучало, но богатые и способные разбогатеть люди используют свои мозги и социальный капитал, умеют общаться с окружающими, — сказал аналитик.
По словам Демура, сейчас, чтобы разбогатеть, надо идти в инновационные области, где еще есть поле, чтобы развернуться и предложить новый продукт: биоинженерия, области, связанные с так называемым искусственным интеллектом. Все это сейчас на слуху. Для того чтобы достичь успеха в инновационных сферах, придется потратить много времени на получение соответствующего образования, но результат не заставит себя ждать.
— Это может показаться ненадежным источником дохода на фоне традиционной нефтегазовой области, но если нет риска, то нет и прибыли. Мир ждет волна финансовых пузырей, и на этом можно подняться, пока они не лопнули. Всему свое время, главное — успеть унести ноги. Это тот принцип, по которому живет современная мировая элита вместо того, чтобы руководствоваться правилом «живи и дай жить другим». Можно быть богатым и уважаемым или супербогатым и ненавидимым, и все чаще идет перекос в сторону второй формулы, — заявил специалист.
Руководитель Центра социального анализа Института глобализации и социальных движений Анна Очкина отметила, что тенденции, указанные в докладе Credit Suisse, действительно говорят о концентрации ресурсов, в частности капитала, в руках небольшого числа людей. Контроль над ними переходит к корпорациям, которые часто сращиваются с государством. Это приводит к тому, что корпорации отстаивают государственные интересы, а правительства выступают как инструмент частного обогащения.
— Сегодня много говорят о том, что существует средний класс и то обнищание, о котором писал Карл Маркс, не состоялось. Но средний класс существует в достаточном объеме далеко не во всех странах, даже в так называемых государствах золотого миллиарда. И благополучие его обеспечивается бедностью большей части населения Земли. Да и со времен Маркса возможности человечества расширились. В XIX веке рабочий и самый богатый капиталист имели одинаковые шансы умереть от инфаркта в одном возрасте. А сейчас эти шансы благодаря развитой медицине, доступной богатым людям, принципиально разные. Существует пересадка органов, самые сложнейшие операции и так далее, — заявила Очкина.
Таким образом, говорит социолог, концентрация ресурсов является продолжением капитализма, который переходит в свою монопольно-империалистическую форму. И без изменений в большей части стран такая концентрация капитала будет продолжаться. Богач сегодняшнего времени отличается от своего собрата столетней давности не только доступом к развитой медицинской сфере, но и накопленными ресурсами. Поэтому наследники больших состояний сегодня приобретают контроль над ресурсами, которые и не снились никому 100−150 лет назад.
— Система мировой элиты не совсем закрыта, туда можно проникнуть. Мы видим это с появлением новых политиков и бизнесменов. Но система эта по определению предназначена для немногих. Одним из путей попадания в «клуб» является обладание каким-то уникальным творческим ресурсом, будь то стартап или сценарий фильма. Тут важно быть готовым не только к энергичному продвижению своего продукта, но и к компромиссам. Одного таланта недостаточно. Вероятность сейчас попасть в круг элиты есть у людей, что заняты в реальном бизнесе, то есть в чистом производстве. Сила сейчас на стороне банкиров и других финансистов. Часто приводится пример Илона Маска как выпадающего из этой схемы. Но он является исключением. Его подают как идеального капиталиста и квинтэссенцию системы, но он, скорее, там белая ворона, — пояснила собеседник «ВМ».
Процесс вхождения в круг элиты не связан напрямую с принципами меритократии, то есть власти лучших в той или иной области. Даже если человек умный и красивый, тут играют роль начальные ресурсы и возможность ими иногда беспринципно воспользоваться, подытожила эксперт.
Читайте также: Аналитик объяснил, как россиянам уберечь свои финансы от кризиса