Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Поворот великих сибирских рек оказался фантастической задачей

Общество
Поворот великих сибирских рек оказался фантастической задачей
1964 год. Плакат, посвященный масштабным советским проектам. Художник Рубен Сурьянинов / Фото: Рубен Сурьянинов, 1964 год
Тридцать три года назад, 14 августа 1986 года, ЦК КПСС официально распорядился прекратить работы «по переброске части стока северных и сибирских рек». Так была поставлена точка в истории одного из самых грандиозных инженерных и строительных проектов прошлого века.

Идея насытить водой засушливую и пустынную Среднюю Азию родилась еще в XIX веке. Однако только в 1960 годы она получила мощный государственный импульс. Амбициозный проект предполагал отвести часть стока Иртыша близ впадения его в Обь. Канал длиной свыше 2,5 тысячи километров должен был принести в жаркие регионы среднеазиатских республик СССР 30 кубических километров воды ежегодно. Также был предложен проект переброски части стока из Северной Двины и Печоры в бассейн реки Волги, конечной его целью было орошение земель Нижней Волги и Заволжья. В работу над проектом включились сотни научных институтов и проектных организаций.

По масштабам привлеченных сил и средств переброску рек можно сравнить с освоением космоса, планами высадки советских космонавтов на Марсе, строительством Байкало-Амурской магистрали и прочими плодами гигантомании советского руководства.

Слова, произнесенные героем романа Тургенева «Отцы и дети» Евгением Базаровым, «природа не храм, а мастерская» словно послужили руководством к действию. Но научные изыскания, длившиеся несколько лет, так ни к чему и не привели. Проект пришлось заморозить.

— К 1986 году в стране было все меньше средств на такие расходы. И руководство Союза решило сохранить хорошую мину при плохой игре и прекратить проект, используя аргументы в пользу защиты экологии, — рассказал «ВМ» научный руководитель Института водных проблем РАН, член-корреспондент РАН Виктор Данилов-Данильян. По его словам, переброска воды имеет экономический смысл, если осуществляется на расстояние не более 500 километров, а по проекту оно было почти в пять раз масштабнее. Тем более что республики Средней Азии к тому времени были достаточно обводненными и недостатка воды в критических масштабах не испытывали.

В эпоху начавшейся перестройки и гласности против этого проекта можно было говорить уже открыто, чем и воспользовались многие писатели, такие как Виктор Астафьев, Анатолий Гладилин.

В конечном итоге глава СССР Михаил Горбачев решил продемонстрировать «новое мышление» и отменить проект якобы под давлением общественности. Однако на самом деле строить каналы к тому времени в стране было некому, нечем и не на что.

Великие реки Севера и Сибири по-прежнему текут в своих руслах, отдавая воды только Северному Ледовитому океану.

В наши дни над аналогичным проектом работают в Китае. Власти республики планируют перебросить воды реки Янцзы на более засушливый север страны, в бассейны менее полноводных рек Хуанхэ и Хай. Проект, по приблизительным оценкам экспертов, обойдется Китайской Народной Республике примерно в 500 миллиардов долларов.

Читайте также: Прошло 74 года со дня начала Маньчжурской операции

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.