вс 17 ноября 11:36

Сергей Собянин рассказал о строительстве тоннеля на востоке БКЛ

Диетолог назвала продукты, которые сохранят стройность и здоровье после 40 лет

Участковые полиции раскрыли более 235 тысяч преступлений с начала года

СК: Смерть Никиты Исаева не носит криминальный характер

В ЦППК сообщили о технологии очистки воздуха в поездах

Синоптик назвал предупреждения о торнадо в Москве бредом

В какой форме сборная России по футболу одерживала свои главные победы

Названы самые необычные способы борьбы с аэрофобией

В России запретили использовать жилье для оказания гостиничных услуг

Соседка убитой в Крыму Даши Пилипенко рассказала о насилии в семье девочки

«Ей могли устроить расправу»: друзья солистки рок-группы высказались о ее смерти

Жителей столицы пригласили на день рождения Деда Мороза

Аксюта прокомментировал слова Бузовой об участии в Евровидении

Пресняков-старший объяснил секрет долгого брака ленью

Как москвичи называли своих детей 100 и 200 лет назад

Как изменился московский планетарий за 90 лет

СТАЛО. Школьницы Арина Трифонова- Яковлева (слева) и Арина Сорокина рассматривают глобус Яна Гевелия

Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Московскому планетарию совсем скоро исполнится 90 лет: 5 ноября 1929 года в столице торжественно открыли первый в СССР планетарий.

С тех пор здание «выросло» на шесть метров, а его площадь увеличилась в четыре раза. В планетарии появились интерактивные музеи, обновились две обсерватории и два звездных зала. Сегодня это современный научно-просветительский центр со своими давними традициями. Одна из них — астрономический кружок. Он появился в планетарии 85 лет назад и работает до сих пор.

Восьмиклассник Павел Зарайский сначала заинтересовался легендами и мифами о созвездиях. Особенно ему нравится рассказ о том, как на небе появилась Лира.

— Сын бога и музы Орфей пел так, что даже листья на деревьях переставали шуметь, — пересказывает миф Павел. — Но еще прекраснее его музыка стала после того, как он повстречал нимфу Эвридику. Однако их счастье было недолгим: Эвридика попала в царство теней Аида.

БЫЛО. Этот экспонат с картой звездного неба XVII века всегда вызывал интерес у посетителей планетария, о чем говорит снимок, сделанный в 1989 году / Сергей Величкин / ТАСС

ФОТО: Сергей Величкин / ТАСС

История об Орфее, который пытался спасти свою возлюбленную, так вдохновила школьника, что в ясные ночи он искал на небе очертания Лиры. По легенде, это боги превратили музыкальный инструмент Орфея в созвездие, чтобы оно напоминало людям о его волшебных песнях, что завораживали саму природу.

Наблюдая за мерцанием звезд, в конце концов, Павел заинтересовался их реальным происхождением. Так он попал в астрономический кружок, в котором занимается уже второй год. За это время он еще больше узнал о любимых созвездиях и заинтересовался планетами.

— Самая удивительная планета — Сатурн, — считает школьник. — Это одна из самых больших планет нашей Солнечной системы. А еще у Сатурна очень много спутников, на одном из них, говорят, возможна жизнь. Это Энцелад.

Спутник покрыт толстой ледяной коркой, под ней — океан жидкой воды. Иногда через трещины во льду бьют гейзеры. Эти выбросы представляют особый научный интерес. Согласно последним исследованиям, в океане Энцелада могут быть соединения, необходимые для существования микроорганизмов земного типа. Но с этой задачей ученым еще предстоит разобраться. Не исключено, что над ее решением однажды будут биться выпускники астрономического кружка Московского планетария.

Эмилия Донских учится в 7-м классе, в планетарии занимается первый год, но уже знает, что хочет стать астрономом.

— Если получится, открою планету, на которой, возможно, есть жизнь, — делится смелыми мечтами школьница. — Интересно же найти внеземные расы, узнать точку зрения о мире других живых существ.

К своей мечте Эмилия подходит трезво. По ее же словам, шанс, что ей удастся отыскать такую планету, — «всего один процент из миллиарда». Но девочку вдохновляют подвиги астрономов. В этом году группе ученых вручили Нобелевскую премию по физике за открытие экзопланеты, которая вращается вокруг звезды по типу нашего Солнца.

— Премию получили Мишель Майор и Дидье Кело за открытие первой экзопланеты на орбите солнцеподобной звезды, — уточнил астрофизик Анатолий Засов. — Может быть, кто-то не знает, но сейчас количество планет, обнаруженных у других звезд, превысило четыре тысячи.

Доктор физико-математических наук, профессор Засов занимается изучением галактик. На его счету — более 100 опубликованных работ. К слову, он мог стать писателем или химиком, но победила любовь к астрономии, путь к которой прошел через астрокружок. Будущий ученый занимался в Московском планетарии в 1950-х годах. С тех пор многое осталось неизменным. Например, смелость мысли.

— В детстве я был убежден, когда стану совсем взрослым, мне будет лет 50, сделают регулярные полеты на Марс, в которых смогут участвовать не отдельные исследователи, а целые коллективы, и я обязательно должен туда попасть, — вспоминает Анатолий Владимирович.

Став взрослым, известный астроном Засов вдохновляет на научные подвиги ребят.

Встречи с учеными — обязательная программа для слушателей выпускного курса.

— У нас всего три курса, — рассказал руководитель сектора астрономического образования Московского планетария Александр Перхняк. — На первый принимаем начиная с пятого класса.

Как раньше, так и сейчас у кружковцев есть возможность принять участие в астрономических экспедициях. В свое время Анатолий Засов ездил в Симферополь, где фотографировал метеоры. Современные школьники на следующей неделе отправятся в Специальную астрофизическую обсерваторию РАН в Нижнем Архызе.

— Я специально подтянул отметки, чтобы попасть в эту поездку, — говорит семиклассник Андрей Никитин.

Для него это будет первая экспедиция. А вот слушательница третьего курса Александра Яртым уже участвовала в подобных проектах. Из этой поездки, если повезет, она хочет вернуться с маленьким осколком метеорита.

— Конечно, это антинаучно, но я верю, что если сильно захотеть, то метеорит поможет исполнить заветное желание, — философствует Александра. — Я же попала в кружок после того, как прикоснулась к метеориту в планетарии.

Читайте также: Московская школьница завоевала золото на Международной астрономической олимпиаде