Мы помним вас, отцы!
Сюжет:
75-летие Великой ПобедыНа адрес редакционной почты приходят письма читателей, в которых они рассказывают о своих родственниках — участниках Великой Отечественной войны. Вот два из них.
Папа ушел довольный
Куляш Гаврилина, ветеран труда
— Мой отец Айдын Утешевич Билялиев, 1911 года рождения, капитан, политрук, воевал на Калининском фронте. Воевал недолго — был тяжело ранен в колено. В госпитале города Канаш Чувашской АССР пробыл до 1943 года с подвешенной ногой: врачи сразу хотели ампутировать, но папа уговорил их не отрезать — ну как он мог приехать к молодой жене без ноги!
Мы с мамой, бабушкой и маминой сестрой во время войны жили в поселке Чапаево Западно-Казахстанской области, на берегу Урала. Папа часто писал нам, очень за нас переживал, поддерживал: «Привет бабусе, пусть она не беспокоится, скоро будем жить вместе и жить станем лучше всех! Вот ты ей прочитай приказ товарища Сталина от 23 февраля, где сказано, что скоро будет освобождена вся советская территория от фашистов. Раз товарищ Сталин сказал, то так и будет».
Папа вернулся домой в 1943 году, на костылях, потом ходил с клюшкой, потом просто хромал — нога не сгибалась. Никаких нежностей к детям (нас потом стало шестеро) не проявлял, нотаций нам не читал, но в памяти осталась его любовь к нам и маме и безукоризненная честность. Еще до войны, когда они с братом Сулейменом учились на рабфаке, получали стипендию как дети бедноты из чабанской семьи, папа выступил на комсомольском собрании с предложением отменить им стипендию, так как им с братом присылают из аула мясо, а другие студенты голодают...
Он работал секретарем Казталовского райкома партии, потом — председателем исполкома Уральского горсовета. Мы жили на полуподвальном этаже дома с туалетом на улице, печь топили углем. На все мамины жалобы был один ответ: «Другие живут еще хуже!» Помню радостный крик братишки, бегущего в школу навстречу мне: «Сахар, сахар купили!»
Последние годы, до того, как ушел на пенсию, папа работал заведующим партийным архивом Уральской области, и его стараниями этот незначительный отдел обкома стал одним из лучших в Казахстане.
Папа очень любил своих внуков и внучек, баловал их. Поставил он на ноги и племянника, который жил у нас в семье. Папа ушел до вольный... Все дети получили высшее образование, создали семьи. Внуки тоже не позорят деда.
Пропал без вести
Лев Матвеев, Шелепихинское шоссе
— Передо мной документы, связанные с биографией отца — Матвеева Петра Михайловича. Выписка из метрической книги Преображенской церкви слободы Бутурлиновки Воронежской губернии о рождении: 16 июня 1902 год.
Свидетельство об окончании Астраханского ветеринарного фельдшерского техникума и курсов ветврачей при Воронежском Зооветинституте, а также курсов при Московской артиллерийской школе. Послужной список с 1 декабря 1927 года по 26 марта 1931 года старшим ветфельдшером в РККА Иркутском и Хабаровском кавпогранотрядах. Призван на лагерный сбор 24 мая 1941 года и оставлен по мобилизации в в/ч 1894. Справка Бутурлиновского райвоенкомата, что Матвеев П. М., находясь на фронте Великой Отечественной войны, пропал без вести в 1942 году: книга № 40 (инв. № 17) лист 76, пункт 3. Справка Воронежского Военного Комиссариата о назначении с 1.1. 1943 года пенсии на двух детей в размере 45% оклада 600 рублей. Почтовый конверт матери с надписью «Письма с фронта, на память детям», в котором 4 письма: 22.06.41 — г. Новохоперск, 12.07. 41 — г. Брянск, 28.08 41 — полевая станция 312, 09.09.41 — Западный фронт, Брянское направление, полевая станция 312, 50 армия, 217-я стрелковая дивизия, 668-й легкий артиллерийский полк, 1-й дивизион.
И вот мы — его сыновья Юлий и Лев, внуки Лена и Денис, правнуки Полина и Алеша — долгое время к этим документам относились лишь как к источникам биографии. Когда занялись расследованием, сразу задались двумя вопросами — почему «без вести» и почему в 1942-м? Только после 70-й годовщины Победы в прессу и в интернет выплеснулась информация из ранее засекреченных военных архивов, в том числе и о 50-й армии и ее 217-й стрелковой дивизии. Оказалось, что 1 октября 1941 года, то есть на следующий день после отправления отцом последнего письма, началась операция «Тайфун» — наступление немецкой танковой армии Гудериана с целью захвата Москвы. Были сданы Орел, Брянск, Калуга. 50-я армия оказалась в окружении и, наведя переправу на реке Рессета в 40 км северо-восточнее Брянска, две недели пыталась вырваться к своим, что удалось лишь каждому десятому из личного состава. Мы считаем, что здесь и погиб Петр Михайлович Матвеев. А что касается 1942 года, то все оказалось просто — надо было снизить потери 1941 года, перенеся их часть на 1942-й...
Следующее шествие «Бессмертного полка» вновь не обойдется без участия нашего отца, деда и прадеда Петра Матвеева.
Читайте также: Халаты вместо шинелей. С солдатами и офицерами победу ковали и врачи, спасшие сотни тысяч жизней