В памяти навеки
Продолжаем публиковать письма читателей, в которых они рассказывают о родных, на чью долю выпала судьба стать солдатом Великой Отечественной войны.
Дед был лихим водилой
В. П. Воробьева Мичуринский пр-т, 58
Мой дед Воробьев Петр Петрович родился в 1913 году в деревне Хобовцы Черниговской области. В Москву переехал в 1938 году, работал шофером, в 1939-м влюбился и женился на моей будущей бабушке. Вскоре у них родился сын — мой отец, а уже во время войны — еще один. Дед — участник войны с ноября 1942-го по декабрь 1945 года (при этом с августа 1945-го служил на территории Японии), проходил службу в 482-й отдельной автороте в составе 371-й стрелковой дивизии, в должности командира отделения, в воинском звании «старшина».
15 декабря 1945 года при выполнении боевого задания в результате автокатастрофы Петр Воробьев получил тяжелое ранение и вечером того же дня скончался. Похоронен дед в Японии (где именно — неизвестно).
Мой дед был отважным человеком и лихим водилой» и какая же злая ирония судьбы: пройти войну без единой царапины и погибнуть через несколько месяцев после ее окончания, далеко от Родины, где остались жена и двое маленьких сыновей. Он очень скучал по ним и мечтал вернуться…
У нас в семье хранится последнее письмо деда с фронта, написанное им его жене, любимой Зиночке, и сыновьям 20 ноября 1945 года. Вот оно.
Привет с фронта! Здравствуй, Зиночка, и мои милые сыночки, Вадик и Костя. Спешу вас обнять и крепко расцеловать…
Зиночка, пару слов о себе. Пока жив-здоров, громим врага, приближаем окончательный его разгром. Зиночка, вот пишу тебе второе письмо, просто у меня свободное время, и тут же отвечаю на ваши письма, пишу больше того, что получаю от вас… Получила ли ты мои деньги и вторую посылку? Как мои милые сыночки себя чувствуют, как здоровье и как питание у них?
Вот, Зиночка, я маленькое тебе письмо пишу. Вот и все. Крепко вас целую, очень-очень скучаю, хочу видеть вас. Ну, ничего, родная, буду жив, у нас с тобой впереди очень много всего.
Узнать бы хоть что-нибудь!
А. Н. Крестинина Гурьевский пр-д, 27, корп. 2
Решила написать вам о своем брате Алексее Николаевиче Крестинине. Он родился в 1922 году в селе Большое Петелино Чаплыгинского района Рязанской (а ныне Липецкой) области.
В 1940 году брата призвали в армию. Служил он в городе Калвария Литовской ССР, а вот номер воинской части не сохранился. Там брата и застала война. Последнее письмо от Алексея пришло 14 июня 1941 года. В нем он писал, что собирается отправлять документы в Тульское артиллерийское училище. И больше ни от него, ни о нем мы ни одной весточки не получали. Это сегодня есть много возможностей поиска, а тогда наши родители, простые неграмотные люди, никуда и не обращались...
Гораздо позже, в 80-х годах, мы делали запрос в Подольский военный архив, но нам ответили, что никаких сведений о брате у них нет.
А так хочется хоть что-то узнать о нем! Алексей ведь даже не успел узнать, что у него родилась сестра, то есть я.
Воевал с 17 лет
София Ивановна Мещерякова ул. Цюрупы, 16, корп. 2
Мой муж Василий Яковлевич Мещеряков родился в 1926 году в селе Затворное Горловского района Рязанской области. Вскоре его отец уехал на заработки в Ленинград, и семья обосновалась в пригородном поселке Сиверский. Осенью 1941 года немцы заняли поселок. Жителей заставляли работать на них. Тех, кто отказывался, уничтожали. Так погиб отец Василия.
Немцы заставляли рубить и пилить лес, строить плацдарм для подхода их танков. Еды не было, дети пухли от голода. В одну из ночей семья (Василий, его мать и жена брата с малолетними близнецами) сбежала. Василию удалось присоединиться к советским воинским частям. В 17 лет он уже был пулеметчиком штурмового батальона 10-й Краснознаменной стрелковой дивизии Ленинградского фронта, а потом и командиром отделения.
Войну закончил в 1945 году инвалидом первой группы. В мирное время окончил веттехникум, затем — заочное отделение сельхозинститута, защитил диссертацию. Работал в области иммуногенетики сельхозживотных. Не стало мужа в 2003 году.
Фото, которое высылаю вам, не лучшего качества. Но если удастся его напечатать, надеюсь, что кто-то узнает на нем кого-то из близких.
Читайте также: Один шаг до полной Победы над заклятым врагом