Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Как встреча на Эльбе стала символом сотрудничества Москвы и Вашингтона

Сюжеты: 

75-летие Великой Победы БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Как встреча на Эльбе стала символом сотрудничества Москвы и Вашингтона
Недалеко от города Торгау на реке Эльбе войска 1-го Украинского фронта армии СССР встретились с войсками 1-й армии США. В результате встречи войск союзников остатки вооруженных сил Германии были расколоты на две части — северную и южную / Фото: ТАСС

В канун 75-летия Великой Победы «Вечерняя Москва» продолжает рассказывать о героических страницах истории Великой Отечественной войны. Сегодня мы вспомним о важном событии завершающего этапа боевых действий вооруженных сил антигитлеровской коалиции в Европе — встрече войск советской и американской армий в районе немецкого города Торгау.

25 апреля 1945 года после соединения войск союзников остатки вооруженных сил фашистской Германии были расколоты на две части и больше не могли координировать сопротивление — Победа стала неизбежной.

В конце апреля 1945 года советские войска в широкой полосе наступления вышли в центральные районы Германии и находились в предместьях ее столицы — Берлина. В эти же дни с запада наступали войска союзников. Президент США Франклин Рузвельт задолго до этого поставил своим военным задачу: «Мы должны дойти до Берлина. США должны получить Берлин. Советы могут забирать территорию к востоку». Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль был того же мнения: «Главная и подлинная цель англо-американских армий — Берлин».

Дивизии союзников шли к германской столице, не встречая особого сопротивления немцев: главные силы фашистских войск упорно оборонялись на пути Красной армии. Но у западных союзников СССР все равно не хватало сил и средств для последнего эффектного броска на столицу фашистской Германии. Осознав это, от плана взять Берлин, опередив русских, в американских и английских штабах отказались. Соединение боевых порядков их войск и Красной армии произошло на рубеже Эльбы.

«Инициативу в организации дружеских встреч на себя не брать»

Линия соприкосновения войск СССР и США была согласована советским командованием и командованием войск союзников заранее.

Рубеж рек Эльбы и Мульде для соединения своих войск с советскими 21 апреля предложил начальнику Генерального штаба Красной армии генералу армии Алексею Антонову главком англо-американскими экспедиционными силами генерал армии Дуайт Эйзенхауэр. Получив одобрение Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина, генерал Антонов ответил согласием. Ставка Верховного главнокомандования предупредила о предстоящем событии командующих советскими фронтами маршалов Георгия Жукова, Константина Рокоссовского и Ивана Конева. Чтобы избежать жертв от «дружественного огня», с союзниками заранее были согласованы сигналы для взаимного опознавания.

Командующий войсками 1-го Белорусского фронта маршал Советского Союза Георгий Жуков накануне исторической встречи подписал специальную директиву о том, как при встрече союзных войск должны себя вести солдаты и офицеры Красной армии. Этот исторический документ вполне наглядно отражает дух эпохи. Вот некоторые выдержки из жуковской директивы.

«При встрече наших войск с американскими или английскими войсками руководствоваться следующим:

1) Старшему войсковому начальнику, на участке которого произошла встреча, в первую очередь связаться со старшим начальником американских или английских войск и установить повсеместно с ним разграничительную линию согласно указаниям Ставки... Никаких сведений о наших планах и боевых задачах наших войск никому не сообщать.

2) Инициативу в организации дружеских встреч на себя не брать. При встречах с союзными войсками относиться к ним приветливо. При желании американских или английских войск организовать торжественную или дружескую встречу с нашими войсками от этого не отказываться и высылать своих представителей. О всех такого рода приглашениях немедленно докладывать по команде и посылать своих представителей в каждом случае с разрешения старшего начальника не ниже командира корпуса. После такой встречи нашим войскам приглашать к себе представителей американских или английских войск для ответной встречи. Приглашения представителей американских или английских войск для ответной встречи осуществлять с разрешения старших начальников не ниже командира корпуса. Офицеров и генералов, выделенных в качестве представителей для участия в дружеских встречах с представителями американских или английских войск, а также выделенных для участия в ответных встречах, тщательно инструктировать… обращая при этом особое внимание на сохранение военной тайны.

3) Нашим войскам во всех случаях быть образцом дисциплинированности и порядка. Всему генеральскому и офицерскому составу строго соблюдать форму одежды и иметь опрятный вид…

4) О всех случаях встреч с союзными войсками доносить в штаб фронта с указанием места, времени и нумерации встретившихся частей».

Но, как водится, все сразу пошло не так…

Снимок, облетевший весь мир

Во-первых, первыми к линии соприкосновения вышли части не 1-го Белорусского, а 1-го Украинского фронта маршала Советского Союза Ивана Конева. А первым встреченным американцами советским солдатом стал кавалерист, чье имя осталось для истории неизвестным. Разведывательный патруль 69-й пехотной дивизии 1-й армии США под командованием первого лейтенанта Альберта Котцебу встретил его беседующим с группой пригнанных из Восточной Европы иностранных работников в деревне Ликвитц в двух километрах от берега Эльбы. Котцебу вспоминал, что сразу посмотрел на часы: было 11:30. Но русский конник важности исторического момента не осознал. Американский солдат Ковальски, поляк по происхождению, попытался завязать разговор, но русский посмотрел косо, махнул рукой в сторону Эльбы, произнес загадочное слово: «Там…» — и галопом ускакал прочь.

Американские разведчики двинулись вслед за ним. Подъехав к реке, Котцебу увидел на другом берегу группу солдат и военную технику. Это были не немцы. Сомнений не осталось: значит, русские.

Американский лейтенант выпустил две зеленые ракеты — установленный сигнал для взаимного опознавания. Советские солдаты на том берегу Эльбы красными ракетами не ответили, но приветливо помахали руками.

На найденной на берегу лодке Альберт Котцебу с пятью своими разведчиками переправился через Эльбу. Их встретили гвардии старший лейтенант Григорий Голобородько, гвардии сержант Александр Ольшанский и несколько рядовых солдат. Вскоре подъехал командир советского 173-го гвардейского стрелкового полка гвардии подполковник Александр Гордеев. Союзникам было предложено вернуться на западный берег Эльбы и проехать несколько километров на север — там должна была состояться официальная церемония встречи.

Но пока патрульные джипы группы Котцебу добирались до указанного места, с советскими войсками встретилась другая разведгруппа.

В боевом донесении штаба 58-й гвардейской стрелковой дивизии от 25 апреля 1945 года отмечено: «В 15:30 25.04.45 г. в районе моста, что восточнее Торгау, произошла встреча между офицерским составом 173-го стрелкового полка и патрулем войск союзников».

Именно это событие и признано историческим. В присутствии фотографов и кинооператоров (государственная пропаганда при Сталине работала на 5+) на середине полуразрушенного моста через Эльбу встретились командир взвода 58-й гвардейской стрелковой дивизии гвардии лейтенант Александр Сильвашко и командир разведгруппы 69-й пехотной дивизии США второй лейтенант Уильям Робертсон.

На следующий день снимок, на котором советский и американский офицеры пожимают друг другу руки, опубликовали газеты всего мира. В Москве встречу на Эльбе отметили салютом высшей категории — 24 залпами из 324 орудий. В Нью-Йорке этому символическому событию посвятили массовые торжества.

Братания и банкеты

«25 апреля 1945 года, к величайшей и искренней радости наших воинов, состоялась эта историческая встреча», — написал в мемуарах Герой Советского Союза генерал Алексей Жадов, в конце войны командовавший 5-й гвардейской армией. Действительно, встречи советских солдат и офицеров с военнослужащими армий США и Великобритании стали демонстрацией подлинной дружбы соратников по оружию. Солдаты братались повсеместно, офицеры и генералы 1-го Украинского фронта приглашали союзных полководцев на банкеты.

Встретившись в Германии, солдаты — союзники из Красной армии, американских и английских войск с любопытством изучали привычки друг друга, а порой и мгновенно их перенимали. В книге воспоминаний «Было: записки поэта» Евгений Долматовский, военным корреспондентом отколесивший по фронтам с 1941 по 1945 год, написал в стихах, как он по нашему солдатскому обычаю «махнул не глядя» с союзником.

…Потом, на Эльбе,

повстречался мне американец.

И победы ради, в знак дружбы

и на память о войне,

Мы с ним махнулись трубками не глядя.

Достался мне отличный экземпляр…

Маршал Конев строгой директивы маршала Жукова не читал, а если и знал о ней, то мнение коллеги, равного ему в чинах и званиях, для него не было важным. Поэтому Иван Степанович проявил инициативу и первым пригласил американских генералов и офицеров во главе с командующим 1-й армией США Омаром Брэдли на дружескую встречу в свой штаб на восточном берегу Эльбы.

Генерал Брэдли в книге «Солдатские истории» вспоминает русское гостеприимство с легким ужасом: «Графины с водкой стояли повсюду, и тосты начались сразу же, как только мы уселись за стол. Конев встал и поднял свой бокал.

«За Сталина, Черчилля и Рузвельта!» — провозгласил он тост, не зная еще, что Трумэн сменил Рузвельта на посту президента США… Русские банкеты на Эльбе начались со штабов дивизий, и, по мере того как этот обычай распространялся, штабы соединений и объединений пытались перещеголять друг друга в обилии закусок и напитков. Русская водка и бесконечные тосты за победу уже свалили с ног офицеров нескольких наших штабов...»

Единение завершилось противостоянием

В конце апреля 1945-го в Берлине еще горели наши танки и тысячи солдат погибали в последних боях страшной войны. Но для тех, кто дошел до Эльбы, боевые действия уже закончились, и запретить праздновать приближение Победы было невозможно.

После соединения на рубеже Эльбы войск антигитлеровской коалиции единая группировка войск фашистской Германии была рассечена, немецкое командование потеряло управление, и это приблизило окончательный разгром вермахта.

Единение в борьбе против врага назвали «духом Эльбы». Казалось, он открывал перспективы послевоенного сотрудничества. Но, увы, после завершения боевых действий между СССР и «коллективным Западом» началось долгое противостояние — холодная война.

МНЕНИЕ ПОЛИТИКА

Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании:

— Уничтожение военной мощи Германии повлекло за собой коренное изменение отношений между коммунистической Россией и западными демократиями. Они потеряли своего общего врага, война против которого была почти единственным звеном, связывавшим их союз. Отныне русский империализм и коммунистическая доктрина не видели и не ставили предела своему продвижению и стремлению к окончательному господству.

МНЕНИЕ СОЛДАТА

Уильям Робертсон, офицер 69–й пехотной дивизии США:

— Все жили ожиданием. Нам не терпелось увидеть русских. Что они сейчас делают? Какие они? Мы знали, что они дошли сюда от Москвы и Сталинграда и что они стойкие солдаты. Но все-таки что они за люди? Как себя ведут? Дружелюбны ли? Мы только знали, что они рядом, где-то чуть впереди. Мы понимали, что для нашей 69-й дивизии было бы большой честью стать первым подразделением Западного фронта, соединившимся с Восточным фронтом.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Виктор Сокирко, военный эксперт:

— Встреча на Эльбе стала поистине исторической. Это яркий пример боевого содружества в борьбе с общим врагом — фашизмом. Рожденный 25 апреля 1945 года, «дух Эльбы» стал проявлением простой солдатской дипломатии. Бойцы союзных армий испытывали друг к другу искреннюю симпатию. Но в эти же самые дни конца апреля 1945-го все глубже становились противоречия между политиками государств антигитлеровской коалиции. Еще не были добиты фашистские войска, а Черчилль отдал приказ о разработке тайного плана под кодовым названием «Немыслимое». Это был план войны против СССР. Основная цель была недвусмысленной: «принудить Россию подчиниться воле США и Британской империи». Как мы сегодня видим, цель у наших бывших союзников не изменилась и через 75 лет после Победы…

В 1945-м отказаться от «Немыслимого» США и Великобритании вынудила мощь Красной армии. Чтобы подобные идеи больше не кружили головы нашим «вероятным партнерам», надо постоянно держать порох сухим и сегодня.

Читайте также: Один шаг до полной Победы над заклятым врагом

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.