Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Константин Райкин: Если спектакль прошел хорошо, то и жизнь идет не напрасно

Общество
Константин Райкин: Если спектакль прошел хорошо, то и жизнь идет не напрасно
Народный артист РФ, художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин / Фото: Дарья Иванова/Интерпресс/ТАСС

8 июля народный артист РФ, художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин отмечает день рождения. Лучшим подарком себе артист считает хорошо сыгранный спектакль. Наш театральный обозреватель побеседовала с Константином Аркадьевичем накануне события.

— Константин Аркадьевич, слышала, что вы приступили к репетиции малоизвестной пьесы Островского?

— Да, мы начали репетировать пьесу «Шутники», которую ставит режиссер Евгений Марчелли. Я там сыграю одну из ролей.

— Чем вам интересна эта пьеса и ваша роль?

— Александр Николаевич Островский — великий драматург, к которому я постоянно, так или иначе, возвращаюсь. В том числе и в стенах института. Я преподаю вот уже более 45 лет. И Островский последние двадцать с лишним лет — это обязательный автор, через которого методом «полного погружения» у меня проходят все студенты, будущие артисты. Так или иначе, я постоянно возвращаюсь к этому великому драматургу — и как постановщик, и как актер.

У меня есть правило: я никогда не играю в тех спектаклях, которые ставлю сам. А так как в данном случае я играю, то спектакль ставит кто-то другой. Пьесу «Шутники» знаю очень давно, люблю и всегда хотел сыграть ту роль, которую сегодня репетирую. Это тем более интересно, что пьесу эту у нас мало кто знает. Я замечаю, что люди вообще мало знают Островского: сейчас уровень культуры довольно низкий, люди мало осведомлены. Но рассказывать про свою роль в спектакле не буду: не люблю говорить заранее про то, чего еще не сделал. Пусть лучше наши зрители придут и сами все увидят. Спектакль мы планируем выпустить в конце этого года.

— А почему все-таки Островский? Вам кажется, что сегодня именно его слово прозвучит особо остро и актуально?

— В свое время в моей жизни начался период, ознаменованный влюбленностью в этого драматурга. Этот период у меня лично начался достаточно поздно и благодаря Петру Наумовичу Фоменко: я посмотрел несколько его спектаклей, которые меня буквально пронзили, перепахали. И понял, что Островский — совсем не такой драматург, каким я его когда-то представлял себе, думая, что знаю его. То, что я увидел, было откровением про жизнь, абсолютным попаданием в суть российского характера и вообще в российскую суть — в ситуацию, в человеческие, социальные проблемы. Островский — острейший автор, его пьесы несут огромные возможности и подарки для всех артистов. И я думаю, что может быть, даже очень и неплохо, что та пьеса, над которой мы сегодня работаем, плохо известна широкой публике.

Константин Райкин: Если спектакль прошел хорошо, то и жизнь идет не напрасно Ранее высказывание Константина Райкина о том, что в Россию возвращается цензура, вызвало общественный резонанс / Фото: Казаков Александр

— Конечно, ведь театралам всегда интересно открывать что-то новое… Предыдущая ваша премьера «Всем, кого касается» была связана с темой принятия другого. Насколько она оказалась актуальной в сознании зрителей, насколько этот спектакль востребован сегодня?

— У «Сатирикона» сегодня достаточно сложная ситуация. Мы ведь арендуем помещение, играем на чужой сцене, а не у себя дома, в связи с чем меняем адреса. Работаем в «Планете КВН», иногда в здании Театра имени Вахтангова. Вернемся в собственное помещение только в следующем году. Поэтому сейчас до своего зрителя дотягиваемся с трудом, находимся, так сказать, в поисках друг друга. Этот поиск достаточно сложный. При том, что сам спектакль, в смысле реакции зрителей, имеет большой успех. Наш театр вообще связан с понятием «успеха».

Но парадокс сегодняшнего дня заключен в том, что спектакль может иметь огромный успех, публика может вставать и даже кричать «Браво!», но если этот спектакль не раскручен с помощью целого ряда современных приемов, то Google прошлого века — сарафанное радио — срабатывает очень вяло. Успех может быть огромный, спектакль может быть глубоким, и при этом касса спектакля может быть небольшой и неубедительной. Потому что касса зависит от покупаемости билетов, которая, в свою очередь, зависит от целого ряда обстоятельств, над чем мы сегодня серьезно работаем.

Спектакль «Всем, кого касается» успех имеет. Я на это рассчитывал, когда его ставил. И при моем самоедском характере, имею смелость заявить, что знаю, как делается успешный спектакль, в котором нет ни заискивания перед зрителями, ни заискивания перед низким вкусом. Я знаю, как сделать спектакль, который зрителя поднимет без потери связи между ним и сценой. Мне в этом помогает большая практика в качестве режиссера-постановщика и опыт сорока сделанных постановок.

Константин Райкин: Если спектакль прошел хорошо, то и жизнь идет не напрасно Константин Райкин решил отметить своё 65-летие без каких-либо массовых торжеств. / Фото: Казаков Александ

— Как считаете, зритель за последние десятилетия сильно изменился?

— Я этого не замечаю. Может, потому, что нахожусь не на берегу, а двигаюсь в этом потоке. Зрительская аудитория — вообще странные люди — это лучшая часть населения любого города. Сам факт прихода в театр говорит об особой потребности души. Этих людей абсолютное меньшинство. Ведь, по статистике, любой город мира, где есть театр, не может похвастаться более чем 9 процентами населения, посещающего театр (от 100 процентов общего населения). Причем в этот процент входят люди, даже если они всего лишь один раз сходили на спектакль. А больше 90 процентов населения городов мира, тех, где есть театры, в них не ходят никогда. Так что театральное искусство в этом смысле — элитарное искусство. Но если быть честным и совсем уж дотошным, то следует признать, что и Пушкин — элитарный поэт, и Достоевский — элитарный писатель. Потому что если посмотреть реально, ну, кто сегодня глубоко читает Пушкина, кто пытается разобраться в идеях Достоевского, кто регулярно обращается к этому золотому веку русской литературы? Их абсолютное меньшинство. А абсолютное большинство населения не имеют в часы досуга навыка читать что-то. Оно в основном занято просмотром ТВ-сериалов. К сожалению.

— Ну, возможно, это происходит потому, что качество ТВ-сериалов, особенно отечественных, растет и среди них теперь уже можно найти и вполне достойные. Например, сериалы того же Валерия Тодоровского или Сергея Урсуляка? Так что тут ситуация выправляется.

— Не согласен. Конечно, всегда были исключения из правил, поскольку русское искусство все-таки имеет очень мощные традиции, чтобы совсем уж ничего не было. Но не могу сказать, что общая ситуация выправляется. Я вижу, что уровень культуры падает. И это вижу не я один. Я преподаю и на примере студентов понимаю, что молодое поколение на самом деле мало что знает. Школа их сегодня обучает плохо: это чаще всего абсолютно темные, мало читающие люди, которые ничего не знают об истории своей страны, не знают ее литературы и не приобщены к ее главным культурным ценностям.

Константин Райкин: Если спектакль прошел хорошо, то и жизнь идет не напрасно Константин Райкин считает одним из важнейших своих качеств добросовестность. / Фото: Казаков Александр

— Я думаю, что это все-таки зависит от конкретного воспитания в семье. Если родители читают, то и дети подтягиваются. В моем окружении есть читающие дети…

— Но вы много знаете таких семей? Я ведь говорю об явлении в массовом масштабе.

— Ну а какой он, ваш сегодняшний зритель, и каким бы вы его хотели видеть?

— Себе подобным. В том смысле, что я хочу видеть понимающего зрителя, который сложно мыслит, сложно ощущает, который не агрессивен к непривычному. Который толерантен и может ощущать и воспринимать свежее, незнакомое не враждебно, а с интересом.

— Какой подарок вы бы хотели получить на день рождения?

— Я хотел бы, чтобы сегодняшний спектакль прошел хорошо. Потому что моя жизнь идет под знаком того, как прошел вечером спектакль. Если спектакль прошел хорошо, то значит, и жизнь идет не напрасно. Если прошел плохо, то тогда я думаю, а зачем я жил вообще. Вот такая прямая зависимость от сегодняшнего дня. Театр — это искусство настоящего времени. Каков спектакль сегодня — таков и твой театр сегодня. Таков и ты сегодня — его художественный руководитель. Я не понимаю отвлеченного понятия «великий театр». Он велик, если сегодня вечером его артисты сыграли спектакль замечательно, уникально. Тогда он, может, и действительно великий. Смысл моей жизни как артиста в том, чтобы спектакль шел хорошо. И это безо всякого пафоса.

Редакция газеты «Вечерняя Москва» присоединяется ко всем поздравлениям, звучащим сегодня в адрес Константина Аркадьевича, и желает ему творческих успехов, долгих лет жизни и большого человеческого счастья.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.