Рекордные километры. Андрей Бочкарев: За пять лет столичные метростроевцы возведут полсотни станций
Работы по возведению новых станций Некрасовской линии Московского метрополитена близятся к завершению. В интервью «Вечерней Москве» руководитель Департамента строительства города Андрей Бочкарев рассказал, как расширится сеть столичного метро в ближайшие годы.
Соединить две ветки
— Андрей Юрьевич, этот и предыдущий год стали рекордными для метростроителей — станций сдано столько, сколько не вводилось за каждый из 80 с лишним лет существования городской подземки. Каковы планы до конца текущего года?
— В этом году мы намерены закончить основные строительно-монтажные работы на втором участке Некрасовской линии метро. От «Косино» она протянется вплоть до «Нижегородской» и станет воплощением уникальных технологий строительства. В настоящее время завершено сооружение всех перегонных тоннелей Некрасовской линии, на станциях ведутся архитектурно-отделочные работы и монтаж инженерного оборудования.
— В чем именно уникальность этого участка?
— Впервые в истории московского метростроения два проходческих щита-гиганта диаметром десять метров проложили двухпутный тоннель от «Косино» до «Окской» и от «Окской» до «Нижегородской». Общая длина двухпутного тоннеля составила 8,6 километра.
— Чем это выгодно?
— Выгода есть как при строительстве таких тоннелей, так и при их дальнейшей эксплуатации. При сооружении перегона механизированный комплекс диаметром десять метров прокладывает сразу два пути в одном тоннеле. Поезда пойдут параллельно друг другу. Таким образом мы немного сокращаем сроки возведения станций по сравнению с проходкой традиционным способом — щитами диаметром шесть метров. Отличие будет и во внешнем виде станционных комплексов. При эксплуатации готовых станций у двухпутных тоннелей, как я уже заметил, тоже есть ряд преимуществ.
— Экономических?
— В том числе. Для проведения работ требуется меньше городской территории по сравнению с традиционным методом строительства. Кроме того, снижается стоимость строительства, так как для обслуживания одного щита вместо двух нужно меньше людей и оборудования. Экономия возникает и потому, что сокращаются объемы строительства притоннельных сооружений. К тому же эксплуатация одного двухпутного тоннеля существенно дешевле двух однопутных из-за сокращения расходов на освещение, связь и ряд инженерных коммуникаций.
— А что с безопасностью при последующей эксплуатации? Как этот параметр учитывается?
— Это самое главное. Безопасность — то, чему мы уделяем особое внимание при создании таких уникальных сооружений, как станции Московского метрополитена. В случае поломки или аварии поезда время полной эвакуации пассажиров в двухпутном тоннеле значительно ниже, чем в однопутном.
Конечно, такие ситуации — огромная редкость, но их тоже необходимо учитывать. В двухпутном тоннеле пассажиры могут экстренно спуститься в проход между путями из всех дверей состава. Естественно, что движение по противоположному пути прекращается. Более того, на второй путь можно подать поезд для эвакуации пассажиров и оперативно доставить спасателей и ремонтников к месту аварии. Для эвакуации пассажиров в тоннеле Некрасовской линии метро будет сделан проход между путями шириной 1,2 метра. Проходы подобной ширины не создаются практически нигде в мире. Это будет сделано специально для обеспечения максимальной безопасности пассажиров Московского метрополитена.
Андрей Юрьевич, как с учетом нового участка пройдет Некрасовская линия?
Некрасовская линия протяженностью более 16 километров будет включать восемь станций. Розовая ветка метро пройдет от станции «Нижегородская» в начале Рязанского проспекта, далее — вдоль Рязанского проспекта за Московскую кольцевую автомобильную дорогу в столичные районы Жулебино, Косино-Ухтомский и Некрасовка. Напомню, что в начале июня мэр Москвы Сергей Собянин открыл первый участок ветки, который протянулся от «Косино» до «Некрасовки». Сотни тысяч москвичей получили возможность быстро добираться из юго-восточных районов и пересаживаться на Таганско-Краснопресненскую ветку метро. Протяженность первого участка составила почти восемь километров, на ней расположились четыре станции. Второй участок Некрасовской линии «Нижегородская» — «Косино» находится в завершающей стадии строительства. Временно, до ввода Большой кольцевой линии, к нему присоединим две станции Большого кольца — «Авиамоторную» и «Лефортово». Эти части метро будут примыкать друг к другу и повысят транспортную доступность районов Соколиная Гора и Лефортово. Сделаем такое соединение по аналогии с участком Калининско-Солнцевской линии, которая работает совместно с Большим кольцом.
Рекордными темпами
— Андрей Юрьевич, а если оглянуться чуть назад и проанализировать — сколько же было построено за предыдущие годы станций?
— Принятая восемь лет назад мэром столицы Сергеем Собяниным программа развития Московского метрополитена дала положительный результат. За прошедшие годы городская подземка пришла в полтора десятка районов, где ранее не было станций.
Таким образом более трех миллионов горожан получили метро в шаговой доступности или существенно сократили путь до ближайшей станции. За прошедшие годы открылось 50 новых станций и десять электродепо для их обслуживания — пять новых, два расширенных и три реконструируемых.
Помимо этого, строители сдали три вестибюля действующих станций — «Марьиной Рощи», «Международной» и «Петровско-Разумовской». А до конца 2023 года возведем еще 47 станций.
— В километрах это сколько?
— Если говорить о протяженности, то московское метро «прирастет» еще на 119 километров подземных линий. Кроме строительства Большой кольцевой линии, планируется продлить Калининско-Солнцевскую ветку до станции «Внуково», Люблинско-Дмитровскую — до «Физтеха». Напомню еще об одном открытии этого года: мэр во второй половине июня запустил движение на участке Сокольнической линии метро «Саларьево» — «Коммунарка». Здесь находятся четыре станции: «Филатов Луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Коммунарка». Мы планируем продлить Сокольническую ветку вглубь — до «Потапово».
— Задел для будущего открытия новых станций метро уже создан?
— Безусловно! Все эти годы шла напряженная работа по подготовке градостроительной документации, освобождению городских территорий под будущее строительство. Обновляли компании и свой парк техники, чтобы прокладывать тоннели, ударными темпами возводить новые станции.
Высокие технологии
— Кстати, о технике. Андрей Юрьевич, какое количество проходческих щитов задействовано в Москве?
— И тут тоже можно говорить о рекорде. С начала года с помощью тоннелепроходческих комплексов уже пройдено 27 километров тоннелей.
В настоящее время на строительстве метро в столице задействовано 17 тоннелепроходческих щитов, всего же их 33. Такого количества специализированной техники в Москве еще никогда не было. Да и в мире такая насыщенность механизированными комплексами — большая редкость.
Москву в этом плане можно сравнивать с признанным лидером последних лет в метростроении — Китаем.
— Московское Большое кольцо обгонит китайский образец? Тут тоже российская столица окажется впереди азиатских мегаполисов?
— Да, московская Большая кольцевая линия может стать рекордсменом — ее протяженность составит 70 километров. Для сравнения: кольцо в Пекине имеет протяженность 57 километров.
«Замкнуть» московскую линию планируем на рубеже 2022–2023 годов.
Первые станции открыты, но работа впереди предстоит огромная: возвести придется еще 22 станции Большой кольцевой линии и реконструировать 3 станции Каховской линии, которая будет интегрирована в Большую кольцевую линию. Здесь тоже появятся двухпутные тоннели. Они будут построены на двух участках Большой кольцевой линии метро: от «Мневников» до «Аминьевского шоссе» и от «Каширской» до «Текстильщиков».
— И новые депо будут построены?
— В ближайшие годы для обслуживания новых станций построят и реконструируют пять электродепо.
Новые направления
— Андрей Юрьевич, новые линии в Московском метрополитене когда появятся?
— В ближайшие годы предполагается начать строительство новых радиальных линий метро: Бирюлевской и Рублево-Архангельской. Коммунарская линия уже строится.
— Расскажите подробнее о каждом из проектов новых веток городской подземки.
— В первой половине сентября градостроительно-земельная комиссия столицы, возглавляемая Сергеем Собяниным, одобрила подготовку проекта планировки Бирюлевской линии. Ветка пройдет от строящейся станции «Кленовый бульвар» Большого кольца через районы Бирюлево Западное и Бирюлево Восточное в Новую Москву. Построим радиальное направление поэтапно. На первом участке длиной около 25 километров возведут девять станций и электродепо.
Строительство новой ветки метро улучшит транспортное обслуживание в южных и юго-западных районах города, а также в ряде поселений Новой Москвы. Поездки по городу на метро для жителей этой местности сократятся на 20–30 минут.
Кроме того, снизится нагрузка на Серпуховско-Тимирязевскую и Замоскворецкую линии, менее интенсивным станет движение автотранспорта по прилегающим улицам.
Всего же на новой линии длиной 43 километра планируется разместить 17 станций.
— А Коммунарская ветка?
— На ней разместят 16 станций. Она будет связана пересадками с тремя другими линиями столичной подземки и с Московским центральным кольцом. Коммунарская ветка пройдет от «Севастопольского проспекта» до «Троицка». Ее будут возводить несколькими участками, а само строительство завершат до конца 2023 года.
Сегодня развернуты работы на семи станциях, от «Улицы Новаторов» до «Коммунарки». Так, на «Улице Новаторов» и «Университете Дружбы Народов» устанавливают ограждения котлованов. На «Столбово» и «Коммунарке» строят основные конструкции, а на площадках станций «Улица Генерала Тюленева», «Славянский мир» и «Мамыри» идут подготовительные работы — выносят инженерные коммуникации.
Мэр Сергей Собянин отмечал, что Коммунарская линия фактически станет дублером южных участков Сокольнической и КалужскоРижской веток, разгрузив их. Особенно выиграют пассажиры оранжевой линии, так как станция «Теплый Стан» перестанет быть главным пересадочным узлом на метро для жителей Новой Москвы.
— И еще одна линия в проекте — Рублево-Архангельская. Когда приступят к ее строительству?
— Приступить к строительству новой линии от делового центра «Москва-Сити» до Рублево-Архангельского могут уже в 2021–2022 годах. Она будет востребована жителями не только района Хорошево-Мневники, но и территории Рублево-Архангельское в районе Кунцево на западе столицы.
Прокладывать новую линию будут в два этапа. Причем строительство начнется не из центра, а от станции «Строгино» на запад, в РублевоАрхангельское.
На первом этапе построят четыре станции: «Строгино», «Троице-Лыково», «Рублево-Архангельское», «Ильинская». Во вторую очередь проложат участок со станциями «Строгино», «Живописная», «Улица Народного Ополчения» и «Шелепиха». Две станции на линии станут пересадочными — «Строгино» и «Шелепиха».
Уже сегодня при реализации проекта Большого кольца закладывается возможность прокладки новой радиальной ветки. При строительстве станции «Улица Народного Ополчения» предусмотрены камеры съездов для сооружения линии метро в Рублево-Архангельское.
СПРАВКА
В период с июля 2019 по 2023 год в столице будет построено 119 километров новых линий метро, 47 новых станций, пять электродепо, из них четыре новых и одно реконструируемое. Средства на реализацию всех проектов в метростроении заложены в Адресной инвестиционной программе. Ее утверждают сразу на три года, поэтому и транспортное развитие Москвы идет опережающими темпами — до 70 процентов расходов по программе идут именно на создание комфортной дорожно-транспортной инфраструктуры мегаполиса.
ЦИФРА
263 станции насчитывает Московский метрополитен. В его составе есть также уникальная наземная ветка — успешно работающее на протяжении трех лет Московское центральное кольцо. Проехать по МЦК по всему кругу можно ровно за полтора часа.
ЦИТАТА
Сергей Собянин, мэр Москвы: — 2018-й вошел в историю города как год метро. Построено и введено 33 километра новых линий, 17 станций и три электродепо. Такие объемы не вводились никогда за всю историю московского метростроения. Мы сделали огромные заделы на будущее. А всего с 2011 года в столице ввели 155 километров линий, 81 станцию метро и Московского центрального кольца, десять электродепо.
Читайте также: Александр Семенников: Пришел в парламент, чтобы защищать интересы горожан