сб 19 октября 03:04
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Рекордные километры. Андрей Бочкарев: За пять лет столичные метростроевцы возведут полсотни станций

Рекордные километры. Андрей Бочкарев: За пять лет столичные метростроевцы возведут полсотни станций

Михаил Колобаев / Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Работы по возведению новых станций Некрасовской линии Московского метрополитена близятся к завершению. В интервью «Вечерней Москве» руководитель Департамента строительства города Андрей Бочкарев рассказал, как расширится сеть столичного метро в ближайшие годы.

Соединить две ветки

— Андрей Юрьевич, этот и предыдущий год стали рекордными для метростроителей — станций сдано столько, сколько не вводилось за каждый из 80 с лишним лет существования городской подземки. Каковы планы до конца текущего года?

— В этом году мы намерены закончить основные строительно-монтажные работы на втором участке Некрасовской линии метро. От «Косино» она протянется вплоть до «Нижегородской» и станет воплощением уникальных технологий строительства. В настоящее время завершено сооружение всех перегонных тоннелей Некрасовской линии, на станциях ведутся архитектурно-отделочные работы и монтаж инженерного оборудования.

Станция «Косино» связана пересадкой с «Лермонтовским проспектом»  / Предоставлено пресс-службой

Станция «Косино» связана пересадкой с «Лермонтовским проспектом»

ФОТО: Предоставлено пресс-службой

— В чем именно уникальность этого участка?

— Впервые в истории московского метростроения два проходческих щита-гиганта диаметром десять метров проложили двухпутный тоннель от «Косино» до «Окской» и от «Окской» до «Нижегородской». Общая длина двухпутного тоннеля составила 8,6 километра.

— Чем это выгодно?

— Выгода есть как при строительстве таких тоннелей, так и при их дальнейшей эксплуатации. При сооружении перегона механизированный комплекс диаметром десять метров прокладывает сразу два пути в одном тоннеле. Поезда пойдут параллельно друг другу. Таким образом мы немного сокращаем сроки возведения станций по сравнению с проходкой традиционным способом — щитами диаметром шесть метров. Отличие будет и во внешнем виде станционных комплексов. При эксплуатации готовых станций у двухпутных тоннелей, как я уже заметил, тоже есть ряд преимуществ.

Станция «Окская» возводится на пересечении Рязанского проспекта с Окской улицей / Предоставлено пресс-службой

Станция «Окская» возводится на пересечении Рязанского проспекта с Окской улицей

ФОТО: Предоставлено пресс-службой

— Экономических?

— В том числе. Для проведения работ требуется меньше городской территории по сравнению с традиционным методом строительства. Кроме того, снижается стоимость строительства, так как для обслуживания одного щита вместо двух нужно меньше людей и оборудования. Экономия возникает и потому, что сокращаются объемы строительства притоннельных сооружений. К тому же эксплуатация одного двухпутного тоннеля существенно дешевле двух однопутных из-за сокращения расходов на освещение, связь и ряд инженерных коммуникаций.

— А что с безопасностью при последующей эксплуатации? Как этот параметр учитывается?

— Это самое главное. Безопасность — то, чему мы уделяем особое внимание при создании таких уникальных сооружений, как станции Московского метрополитена. В случае поломки или аварии поезда время полной эвакуации пассажиров в двухпутном тоннеле значительно ниже, чем в однопутном.

Конечно, такие ситуации — огромная редкость, но их тоже необходимо учитывать. В двухпутном тоннеле пассажиры могут экстренно спуститься в проход между путями из всех дверей состава. Естественно, что движение по противоположному пути прекращается. Более того, на второй путь можно подать поезд для эвакуации пассажиров и оперативно доставить спасателей и ремонтников к месту аварии. Для эвакуации пассажиров в тоннеле Некрасовской линии метро будет сделан проход между путями шириной 1,2 метра. Проходы подобной ширины не создаются практически нигде в мире. Это будет сделано специально для обеспечения максимальной безопасности пассажиров Московского метрополитена.

Андрей Юрьевич, как с учетом нового участка пройдет Некрасовская линия?

Некрасовская линия протяженностью более 16 километров будет включать восемь станций. Розовая ветка метро пройдет от станции «Нижегородская» в начале Рязанского проспекта, далее — вдоль Рязанского проспекта за Московскую кольцевую автомобильную дорогу в столичные районы Жулебино, Косино-Ухтомский и Некрасовка. Напомню, что в начале июня мэр Москвы Сергей Собянин открыл первый участок ветки, который протянулся от «Косино» до «Некрасовки». Сотни тысяч москвичей получили возможность быстро добираться из юго-восточных районов и пересаживаться на Таганско-Краснопресненскую ветку метро. Протяженность первого участка составила почти восемь километров, на ней расположились четыре станции. Второй участок Некрасовской линии «Нижегородская» — «Косино» находится в завершающей стадии строительства. Временно, до ввода Большой кольцевой линии, к нему присоединим две станции Большого кольца — «Авиамоторную» и «Лефортово». Эти части метро будут примыкать друг к другу и повысят транспортную доступность районов Соколиная Гора и Лефортово. Сделаем такое соединение по аналогии с участком Калининско-Солнцевской линии, которая работает совместно с Большим кольцом.

Станция «Лефортово» строится на юго-востоке Москвы между Солдатской и Наличной улицами / Предоставлено пресс-службой

Станция «Лефортово» строится на юго-востоке Москвы между Солдатской и Наличной улицами

ФОТО: Предоставлено пресс-службой

Рекордными темпами

— Андрей Юрьевич, а если оглянуться чуть назад и проанализировать — сколько же было построено за предыдущие годы станций?

— Принятая восемь лет назад мэром столицы Сергеем Собяниным программа развития Московского метрополитена дала положительный результат. За прошедшие годы городская подземка пришла в полтора десятка районов, где ранее не было станций.

Таким образом более трех миллионов горожан получили метро в шаговой доступности или существенно сократили путь до ближайшей станции. За прошедшие годы открылось 50 новых станций и десять электродепо для их обслуживания — пять новых, два расширенных и три реконструируемых.

Помимо этого, строители сдали три вестибюля действующих станций — «Марьиной Рощи», «Международной» и «Петровско-Разумовской». А до конца 2023 года возведем еще 47 станций.

— В километрах это сколько?

— Если говорить о протяженности, то московское метро «прирастет» еще на 119 километров подземных линий. Кроме строительства Большой кольцевой линии, планируется продлить Калининско-Солнцевскую ветку до станции «Внуково», Люблинско-Дмитровскую — до «Физтеха». Напомню еще об одном открытии этого года: мэр во второй половине июня запустил движение на участке Сокольнической линии метро «Саларьево» — «Коммунарка». Здесь находятся четыре станции: «Филатов Луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Коммунарка». Мы планируем продлить Сокольническую ветку вглубь — до «Потапово».

«Стромынка» разместится у главного входа в парк «Сокольники» / Предоставлено пресс-службой

«Стромынка» разместится у главного входа в парк «Сокольники»

ФОТО: Предоставлено пресс-службой

— Задел для будущего открытия новых станций метро уже создан?

— Безусловно! Все эти годы шла напряженная работа по подготовке градостроительной документации, освобождению городских территорий под будущее строительство. Обновляли компании и свой парк техники, чтобы прокладывать тоннели, ударными темпами возводить новые станции.

Высокие технологии

— Кстати, о технике. Андрей Юрьевич, какое количество проходческих щитов задействовано в Москве?

— И тут тоже можно говорить о рекорде. С начала года с помощью тоннелепроходческих комплексов уже пройдено 27 километров тоннелей.

В настоящее время на строительстве метро в столице задействовано 17 тоннелепроходческих щитов, всего же их 33. Такого количества специализированной техники в Москве еще никогда не было. Да и в мире такая насыщенность механизированными комплексами — большая редкость.

Москву в этом плане можно сравнивать с признанным лидером последних лет в метростроении — Китаем.

— Московское Большое кольцо обгонит китайский образец? Тут тоже российская столица окажется впереди азиатских мегаполисов?

— Да, московская Большая кольцевая линия может стать рекордсменом — ее протяженность составит 70 километров. Для сравнения: кольцо в Пекине имеет протяженность 57 километров.

«Замкнуть» московскую линию планируем на рубеже 2022–2023 годов.

Первые станции открыты, но работа впереди предстоит огромная: возвести придется еще 22 станции Большой кольцевой линии и реконструировать 3 станции Каховской линии, которая будет интегрирована в Большую кольцевую линию. Здесь тоже появятся двухпутные тоннели. Они будут построены на двух участках Большой кольцевой линии метро: от «Мневников» до «Аминьевского шоссе» и от «Каширской» до «Текстильщиков».

— И новые депо будут построены?

— В ближайшие годы для обслуживания новых станций построят и реконструируют пять электродепо.

Новые направления

— Андрей Юрьевич, новые линии в Московском метрополитене когда появятся?

— В ближайшие годы предполагается начать строительство новых радиальных линий метро: Бирюлевской и Рублево-Архангельской. Коммунарская линия уже строится.

— Расскажите подробнее о каждом из проектов новых веток городской подземки.

— В первой половине сентября градостроительно-земельная комиссия столицы, возглавляемая Сергеем Собяниным, одобрила подготовку проекта планировки Бирюлевской линии. Ветка пройдет от строящейся станции «Кленовый бульвар» Большого кольца через районы Бирюлево Западное и Бирюлево Восточное в Новую Москву. Построим радиальное направление поэтапно. На первом участке длиной около 25 километров возведут девять станций и электродепо.

Строительство новой ветки метро улучшит транспортное обслуживание в южных и юго-западных районах города, а также в ряде поселений Новой Москвы. Поездки по городу на метро для жителей этой местности сократятся на 20–30 минут.

Кроме того, снизится нагрузка на Серпуховско-Тимирязевскую и Замоскворецкую линии, менее интенсивным станет движение автотранспорта по прилегающим улицам.

Всего же на новой линии длиной 43 километра планируется разместить 17 станций.

— А Коммунарская ветка?

— На ней разместят 16 станций. Она будет связана пересадками с тремя другими линиями столичной подземки и с Московским центральным кольцом. Коммунарская ветка пройдет от «Севастопольского проспекта» до «Троицка». Ее будут возводить несколькими участками, а само строительство завершат до конца 2023 года.

Сегодня развернуты работы на семи станциях, от «Улицы Новаторов» до «Коммунарки». Так, на «Улице Новаторов» и «Университете Дружбы Народов» устанавливают ограждения котлованов. На «Столбово» и «Коммунарке» строят основные конструкции, а на площадках станций «Улица Генерала Тюленева», «Славянский мир» и «Мамыри» идут подготовительные работы — выносят инженерные коммуникации.

Мэр Сергей Собянин отмечал, что Коммунарская линия фактически станет дублером южных участков Сокольнической и КалужскоРижской веток, разгрузив их. Особенно выиграют пассажиры оранжевой линии, так как станция «Теплый Стан» перестанет быть главным пересадочным узлом на метро для жителей Новой Москвы.

— И еще одна линия в проекте — Рублево-Архангельская. Когда приступят к ее строительству?

— Приступить к строительству новой линии от делового центра «Москва-Сити» до Рублево-Архангельского могут уже в 2021–2022 годах. Она будет востребована жителями не только района Хорошево-Мневники, но и территории Рублево-Архангельское в районе Кунцево на западе столицы.

Прокладывать новую линию будут в два этапа. Причем строительство начнется не из центра, а от станции «Строгино» на запад, в РублевоАрхангельское.

На первом этапе построят четыре станции: «Строгино», «Троице-Лыково», «Рублево-Архангельское», «Ильинская». Во вторую очередь проложат участок со станциями «Строгино», «Живописная», «Улица Народного Ополчения» и «Шелепиха». Две станции на линии станут пересадочными — «Строгино» и «Шелепиха».

Уже сегодня при реализации проекта Большого кольца закладывается возможность прокладки новой радиальной ветки. При строительстве станции «Улица Народного Ополчения» предусмотрены камеры съездов для сооружения линии метро в Рублево-Архангельское.

СПРАВКА

В период с июля 2019 по 2023 год в столице будет построено 119 километров новых линий метро, 47 новых станций, пять электродепо, из них четыре новых и одно реконструируемое. Средства на реализацию всех проектов в метростроении заложены в Адресной инвестиционной программе. Ее утверждают сразу на три года, поэтому и транспортное развитие Москвы идет опережающими темпами — до 70 процентов расходов по программе идут именно на создание комфортной дорожно-транспортной инфраструктуры мегаполиса.

ЦИФРА

263 станции насчитывает Московский метрополитен. В его составе есть также уникальная наземная ветка — успешно работающее на протяжении трех лет Московское центральное кольцо. Проехать по МЦК по всему кругу можно ровно за полтора часа.

ЦИТАТА

Сергей Собянин, мэр Москвы: — 2018-й вошел в историю города как год метро. Построено и введено 33 километра новых линий, 17 станций и три электродепо. Такие объемы не вводились никогда за всю историю московского метростроения. Мы сделали огромные заделы на будущее. А всего с 2011 года в столице ввели 155 километров линий, 81 станцию метро и Московского центрального кольца, десять электродепо.

Читайте также: Александр Семенников: Пришел в парламент, чтобы защищать интересы горожан

Новости СМИ2

Михаил Бударагин

Кому адресованы слова патриарха Кирилла

Ольга Кузьмина  

Москва побила температурный рекорд. Вот досада для депрессивных

Дарья Завгородняя

Дайте ребенку схомячить булочку

Оксана Крученко

Детям вседозволенность противопоказана

Анатолий Сидоров 

Городу нужны терминалы… по подзарядке терпения

Виктория Федотова

Кто опередил Познера, Урганта и Дудя на YouTube

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

В чьей ты власти?