Кирилл Полухин о современном кино: Мы находимся на перепутье
Актер Кирилл Полухин окончил театральный вуз, но экран для него оказался сильнее подмостков. Тяжело ли быть заложником своего амплуа, о фестивальном кино в России и о том, когда оно найдет своего зрителя, Кирилл рассказал в интервью «Вечерке».
— Кирилл, у вас более ста ролей в сериалах и в кино. Есть ли работа, которой вы по-настоящему гордитесь?
— Да, это фильм 2016 года «Иван». Это моя самая любимая роль: она не похожа на то, что я делал и до, и после нее. История сорокалетнего мужика, который потерялся в этой жизни. Когда-то был успешный человек, а потом жизнь его сломала: он стал пить, жил одним днем, ни к чему и ни к кому не был привязан. И вдруг на его пути возникает девочка девяти лет, которая только своим присутствием, особо ничего не говоря, заставляет его поменять свою жизнь. Мне повезло с этой ролью, потому что переживания моего героя на тот момент совпадали с моими личными. Это были кризисные годы, и поэтому я знал, что сказать в этой картине.
— А с чем связан был ваш кризис? Если посмотреть на сухие факты карьеры, то вы были востребованы и до 2016 года, и после.
— Одно дело, когда мы играем, что хотим, а другое — когда нам дают роль, предлагают то, в чем мы вынуждены сниматься. Мне тогда было сорок с лишним лет. В этом возрасте переоцениваешь, что происходило, и думаешь о том, что еще впереди. Много мыслей разнообразных лезет в голову. Не знаю, можно ли назвать это кризисом средних лет. Я много думал по этому поводу, читал. Понимаете, мы заложники нашей фактуры. Актеров очень часто приглашают на какие-то роли, исходя из внешних данных.
— А вам бы хотелось сменить амплуа?
— Всегда хочется. И по мере возможности я стараюсь делать это. Но предложения по ролям не всегда позволяют. «Иван» — одна из тех картин, которая выбивается. Как и любому актеру — хотелось бы разного. В театре это было возможно, в кино — в меньшей степени.
— В БДТ им. Товстоногова вы больше не служите. А с коллегами поддерживаете отношения?
— Да, конечно. БДТ — это родное место. Все годы, что я там прослужил, он был мне домом. Я благодарен своему учителю, Андрею Толубееву, которого уже, к сожалению, нет в живых. Благодарен старшим коллегам — было одно удовольствие смотреть, как играют Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Нина Усатова и, как его называли, «король эпизодов» — дядя Жора Штиль. Мне повезло застать и Евгения Лебедева, и Владислава Стржельчика. Профессии учился именно там, на сцене.
— А почему вы расстались с театром?
— Видимо, пришло время. Были нестыковки с руководством. В общем, я вынужден был уйти.
— В каких проектах сейчас задействованы?
— Сейчас закончили для НТВ проект «Канцелярская крыса-2». Больше всего понравилось то, что режиссер Максим Бриус и продюсеры сериала давали некую свободу. Вместе с Максимом мы потихоньку выстраивали моего героя, придумывали, каким он может быть, какие у него могут быть повадки, привычки и интересы. Ведь моего героя не было в первом сезоне, и его приходилось создавать с нуля.
— Остается ли время, чтобы знакомиться с работой коллег?
— Я стараюсь смотреть российские фильмы обычно в дороге: в «сапсанах», самолетах. А еще недавно меня пригласили в жюри кинофестиваля: я отсматриваю конкурсную программу и получаю от этого огромное удовольствие. Хорошего кино много, но мы ничего о нем не знаем.
— А в чем причина?
— Фестивальное кино, за редким исключением, никому не нужно. Его можно найти в интернете, но чтобы его найти, нужно о нем что-то услышать.
— Советское кино умудрялось и на большие экраны выходить, и получать фестивальные награды. Почему же российский кинематограф поделился на две непересекающиеся ветки — фестивальную и массовую?
— Я не знаю, почему такое разделение произошло. Наверное, потому, что одни пытаются дотянуться до мирового уровня, а другие хотят оставаться в советском кино. Думаю, мы сейчас на перепутье. От одного ушли, а к другому еще не пришли. Пытаемся достичь голливудского уровня, до которого еще далеко, при этом растеряли то, что умели делать хорошо: душевное кино для людей и о людях. От этого мы отказались, а к другому еще не пришли. А зритель разный и хочет смотреть и то и другое. И либо мы это преодолеем, либо нам придется к этому привыкнуть.
СПРАВКА
Кирилл Полухин родился в 1968 году в Ленинграде. Артистическая натура проявилась во время службы в армии, где Кирилл активно выступал в самодеятельности. После службы поступил в Народный театр Зиновия Корогодского, несмотря на то, что родители были против. Актер и педагог Андрей Толубеев, посетив один из спектаклей, уговорил Кирилла получить актерское образование. В 25 лет Полухин стал студентом Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Служил в Российском государственном академического Большом драматическом театре имени Товстоногова. В кино дебют состоялся в 2000 году с маленькой роли в сериале «Охота на Золушку».
Читайте также: Михаил Ефремов: Горбачев спас Россию