- Город

Сергей Собянин рассказал о программе профориентации молодежи

Кабмин утвердил перечень товаров первой необходимости в связи с коронавирусом

Синоптики: новая неделя в столице начнется с похолодания и снега

В Москве за сутки провели 6,5 тысячи исследований на коронавирус

Сергей Собянин открыл Некрасовскую линию метро

Москвичам напомнили о режиме работы организаций на выходных

Врач из Германии о коронавирусе: Немцы на грани выживания, их успокаивают русские

Каким будет мировой порядок после коронавируса

«Говорили о великом Путине»: как итальянцы отреагировали на помощь России

Космонавт объяснил, как сохранить физическое и психическое здоровье в замкнутом пространстве

Роман Вильфанд рассказал о погоде на весну и лето в России

«Все идет по утвержденному сценарию»: политолог — о наступлении новой мировой войны

«Боже, храни Лукашенко!»: русско-украинская семья сбежала от коронавируса в Минск

Как мировой кризис отразится на жизни простых россиян

Врачи предупредили о новом симптоме коронавируса

Сергей Собянин рассказал о программе профориентации молодежи

ФОТО: «Вечерняя Москва»

Мэр Москвы Сергей Собянин в эксклюзивном интервью «Вечерней Москве» рассказал о столичной программе профориентации молодежи.

— Сергей Семенович, в прошлом интервью вы рассказали об открытии детского технопарка «Менделеев» в Российском химико-технологическом университете. Тема вызвала много читательских откликов. Поэтому хотелось бы поговорить о том, насколько профориентация молодежи важна для современной школы?

— Есть люди, которые считают, что школа должна дать ребенку базовые знания по всем предметам. А профессиональный выбор он сделает позже — когда придет пора поступать в университет или колледж. Но как молодой человек сможет сделать правильный выбор, если в лучшем случае он прочитал пару книжек, посмотрел фильмы, походил на подготовительные курсы или в какой-нибудь кружок? А чем реально ему предстоит заниматься на будущей работе, он и понятия не имеет. Отсюда — огромное количество выпускников вузов, которые ни дня не работают по специальности.

И очень часто это трагедия для людей, которые впустую потратили лучшие годы, а теперь не могут найти свое место в жизни. Чтобы этого не происходило, школы просто обязаны заниматься профессиональной ориентацией учеников. Формы могут быть разные, но цель одна: познакомить ребят с миром современных профессий, помочь понять, к чему лежит душа. И, разумеется, дать первые профессиональные знания, которые помогут успешно учиться в вузе или колледже. Все это — не какая-то особенность Москвы. Ровно такая же задача стоит перед любой школой, и не только в России, но и во всем мире.

— С чего начинается профориентация школьников?

— С качественного обучения в рамках школьной программы. Невозможно говорить о профильной подготовке будущих врачей, если в школе плохо учат химии или биологии. Для будущих инженеров принципиально важна математика, физика, информатика. И для всех — русский и иностранный языки. Любая профессиональная подготовка должна опираться на этот фундамент.

— А как заинтересовать ребят заниматься чем-то сверх школьной программы?

— Никакой принудиловки в этой сфере быть не должно. Никто не заставляет ребят чему-то учиться сверх обязательной программы. Нет желания — не учись. Но можно предоставить максимально широкий выбор вариантов получения дополнительных знаний. И тогда каждый сможет найти себе что-нибудь по душе.

— Профориентация начинается в старших классах?

— В действительности она начинается еще в детском саду. В Москве как грибы после дождя растут детские кружки программирования, робототехники, актерского мастерства и даже целые «города профессий» вроде «Кидзании», «Мастерславля» или «Кидбурга». Сначала ребята играют, а потом вдруг оказывается, что в семь лет они вполне профессионально могут собрать и запрограммировать робота или сыграть спектакль. Мы тоже решили не отставать. Вот уже несколько лет проводим Московский чемпионат профессионального мастерства KidSkills. Детишки в возрасте шести-девяти лет соревнуются по десяти различным профессиям — от кулинарного дела до графического дизайна. В последнем чемпионате в 2019 году приняли участие более 5 тысяч ребятишек.

— Что предлагает город ребятам постарше?

— Несколько лет назад мы освободили от учебы субботу. Все школы города перешли на пятидневку. Благодаря этому решению родился проект «Университетские субботы» — 60 столичных вузов предлагают школьникам посещать открытые лекции и семинары. Еще мы предлагаем школьникам детские технопарки, которые дают знания и навыки, далеко выходящие за пределы школьной программы. И это в дополнение к традиционным спортивным, музыкальным, художественным школам и домам детского творчества, которые сегодня пользуются огромной популярностью у ребят.

— А в стенах школы?

— В 300 школах мы открыли инженерные, медицинские, академические, кадетские и IT-классы, в которых обучаются свыше 35 тысяч старшеклассников. В ходе обучения ребята получают углубленные теоретические знания и практические навыки по выбранной специальности. Школы с предпрофессиональными классами оснащены современным профильным учебным и лабораторным оборудованием. Занятия проводят не только учителя, но и университетские преподаватели и специалисты-практики. Будущие инженеры занимаются в вузовских лабораториях и технопарках. Будущие медики посещают больницы и так далее. В общей сложности в этом проекте участвуют 47 вузов и 26 научных организаций.

— Допустим, ребенок окончил инженерный класс. Как это поможет ему поступить в технический вуз?

— По окончании обучения в инженерном классе он сдаст профессиональный экзамен. И в случае удачи многие профильные вузы дадут ему дополнительные баллы к ЕГЭ. Неслучайно за последние годы значительно выросло число москвичей-первокурсников, зачисленных на бюджетные места ведущих вузов столицы. Например, в МФТИ их доля увеличилась с 13 до 30 процентов, МИИТе — с 13 до 28 процентов, Сеченовском медицинском университете — с 17 до 44 процентов, Высшей школе экономики — с 17 до 45 процентов.

— Триста школ — это примерно половина учебных заведений Москвы. А остальные триста?

— Мы не форсируем этот проект. Ни нам, ни ребятам не нужны профанации. Поэтому открытию предпрофессиональных классов предшествует огромная подготовительная работа. Но я думаю, что в течение нескольких лет они появятся в каждой школе. Или почти в каждой.

— Инженерные, медицинские, кадетские классы — это прекрасно, но мир современных профессий гораздо более пестрый и разнообразный. Сложно представить, что в школах появятся десятки разных предпрофессиональных классов.

— Разумеется, нет. Но для ребят, которые настроены на целевую подготовку к поступлению в определенный вуз, мы предлагаем еще два проекта. Во-первых, предуниверсарии. При поддержке правительства Москвы 15 московских вузов открыли в своих стенах школы для ребят начиная с восьмого класса. Еще оставаясь школьниками, ребята погружаются в университетскую атмосферу с ее лекциями, семинарами, обменом научными и творческими идеями и огромными возможностями для самостоятельной работы.

И во-вторых, мы начинаем создавать школы старшеклассников — выделяем отдельные корпуса в школах, делаем в них ремонт, закупаем оборудование и полностью отдаем в распоряжение старших классов. В школах старшеклассников ребята смогут углубленно изучать интересующие их предметы и целенаправленно готовиться к поступлению в вуз своей мечты.

Пока в городе работают всего три школы старшеклассников. В этом году планируем создать еще порядка 30 школ. А через несколько лет придем к тому, что в каждом районе будет хотя бы одна школа старшеклассников.

— А как обстоят дела с получением рабочих профессий? Помнится, лет тридцать назад ученики девятых-десятых классов в обязательном порядке посещали учебно-производственные комплексы (УПК), и вместе с аттестатом зрелости им выдавали свидетельства о получении профессии токаря или продавца.

— Мы против обязаловки, ничего, кроме скуки и профанации, она не дает. Поэтому сделали по-другому — разрешили колледжам набирать школьников на программы профессиональной подготовки. Все желающие ребята могут записаться в колледж и получить профессию, занимаясь по вечерам без отрыва от основной учебы.

— Это бесплатно и востребовано?

— Для школьников — бесплатно, за них платит бюджет. Мотивация у ребят разная. Кто-то идет в колледжи для того, чтобы сразу после школы начать самостоятельную трудовую жизнь. Но гораздо чаще школьники рассматривают получение профессии как первую ступеньку на пути к высшему образованию. Будущие врачи выбирают специальности вроде младшей медицинской сестры. Будущим инженерам интересны специальности автослесаря или электромонтера. С 2016 года более 60 тысяч ребят завершили учебу и получили свидетельства о присвоении квалификации. В этом учебном году обучаются свыше 48 тысяч школьников.

Вообще сегодня весь город постепенно превращается в большую школу, которая помогает ребятам раскрыть свои таланты и выбрать профессию, в которой они добьются наибольших успехов.

СПРАВКА «ВМ»

В московских колледжах уже четыре года действует проект «Профессиональное обучение без границ», разработанный департаментом образования и науки Москвы. В его рамках школьники девятых-одиннадцатых классов могут пройти обучение на базе колледжа параллельно с учебой в школе и получить свидетельство о профессии. Проект финансируется из бюджета столицы.

Читайте также: Сергей Собянин рассказал о помощи женщинам с детьми в Москве

Лицейские «классы физтеха» откроют в школе №2107 Мещанского района

Новости СМИ2

Анатолий Горняк

Самоизоляция — штука полезная

Михаил Бударагин

Сидите дома — исполняйте долг

Георгий Бовт

Помощь малому бизнесу: всех не спасти

Александр Лосото 

Заразу-2020 можно победить

Олег Сыров

Готовим дома мульгикапсад: вкусно и по-эстонски медленно

 Александр Хохлов 

Спастись от пандемии, приготовиться к войне

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Зачем Господь взалкал в пустыне?

Стать фармацевтом со школьной скамьи

Полезная неорганика поможет жить до ста лет

Упал — отжался!

Нейрохакинг: тело учит мозг быть здоровым и счастливым