- Город

Максим Замшев: Главное — заставить читателя сопереживать

Надеть маски. Нарушителей ждет большой штраф

Фитнес переезжает из душных спортзалов на крышу

Бывшего проректора МГУ задержали в Москве

Социальные работники получили 8 миллиардов рублей за работу в период пандемии

«Второй пакт Молотова — Риббентропа»: политологи назвали истинную причину ненависти Польши к РФ

Профессор МГУ оценил опасность частых КТ-исследований из-за COVID-19

Определен размер средней зарплаты в России за последний год

«В России легче, чем в Европе»: как итальянец развил бизнес в Москве в разгар пандемии

Адвокат Соколова объяснил, почему решил защищать в суде вдову рэпера Картрайта

«По 500 тысяч долларов»: Пригожин рассказал о гонорарах Егора Крида

Отельеры Турции оценили стоимость летнего отдыха для россиян

Как россияне покупают «золотые паспорта» и сколько это стоит

Рошаль оценил эффективность борьбы с COVID-19 в России

Финансист ответил на слова Собчак об «идиотах» со сбережениями в рублях

«Озноб, температура»: профессор РАН назвал признаки укуса энцефалитного клеща

Пожилых и людей с хроническими заболеваниями предостерегли от путешествий из-за COVID-19

Максим Замшев: Главное — заставить читателя сопереживать

Максим Замшев признался, что к литературным премиям относится положительно

ФОТО: Скриншот видео YouTube-канала «Роскульт Центр»

Главный редактор «Литературной газеты», поэт и прозаик Максим Замшев написал роман «Концертмейстер», который уже вошел в длинный список премии «Национальный бестселлер». О том, как появился роман и почему именно сейчас, «Вечерняя Москва» поговорила с автором.

— Максим, вас больше знают как поэта, и вдруг такой сложный и большой роман о человеческих отношениях, предательстве, нашей истории и времени. Как долго вы к нему шли и почему роман именно об этом?

— Это не первая моя прозаическая книга, но в ней действительно есть личное. Я окончил Гнесинское музыкальное училище, но давно уже ушел из профессии. Все это время я не писал о музыке и мире музыкантов, а здесь впервые захотелось поделиться своими мыслями и наблюдениями о музыкантах и их взаимоотношениях за кулисами. Мне кажется, что настало время посмотреть на наше прошлое через призму человеческих судеб. Очень важно смоделировать прожитое и вынести уроки из того, что было не просто оценкой культа личности, но и отношением к человеческим судьбам, к конкретным личностям. Сейчас для этого пришло время, на мой взгляд.

— Вы печатали главы романа в журнале «Москва». Есть ли отзывы читателей на книгу?

— Отзывы есть, и они, конечно, очень разные. Но в основном людям нравится. Я не скрываю, что в основе образа Арсения лежит трагическая судьба талантливого исполнителя Алексея Султанова. Мне очень хотелось заставить читателей сопереживать главным героям романа, и, судя по отзывам, это удалось.

— Герои в романе очень рельефны. У них были реальные прообразы, кроме Султанова?

— Композитор Александр Лакшин — в книге Лапшин, тоже реальный человек, который стал жертвой провокации НКВД. Он ни на кого не доносил, но из него сделали доносчика и всех в этом убедили. А он, несомненно, заслуживал признания и как человек, и как композитор. Кстати, его сын Александр Александрович, который долго боролся за реабилитацию отца и добился своего, очень хорошо отозвался о книге. Но я ему объяснил, что это роман, а не биография отца. И он меня понял.

— У романа много хороших отзывов, какие из них для вас особенно дороги?

— Я очень благодарен писателям старшего поколения, которые не просто поддержали меня но и прочитали роман в рукописи, дав дельные советы и пожелания. Они буквально сопровождали меня, пока книга публиковалась, и продолжают это делать и дальше. Все они мне одинаково дороги, прежде всего за искренность и отзывы без лести, что особенно ценно.

— Роман сравнивают с симфонией, которая многогранна и состоит из многих частей с привлечением разных музыкальных инструментов. Вы согласны с таким определением?

— Симфония — это все-таки очень натянутое сравнение. У нее есть четкая структура. Сравнение возникло скорее из-за мозаичности романа, который чем-то напоминает симфонию. А вообще в книге упоминается очень много музыкальных произведений, они все неслучайны и стоят на своих местах. Мне бы очень хотелось, чтобы читатели романа не просто читали, но и слушали эту музыку. И, насколько я знаю, многие именно так и поступают. Кроме того, в книге есть и стихи, как мои, так и замечательного поэта Александра Сергеевича Есенина-Вольпина. То самое стихотворение, за которое он поплатился арестом и принудительным лечением.

— Как вы вообще относитесь к литературным премиям?

— Любая премия — игра. Ее результат — это не объективное решение, а мнение отдельных членов жюри. Но я к этому отношусь так: премия не поощрение, а пиар, который в наше время для любого писателя и его произведения очень полезен. Поэтому и я к литературным премиям отношусь положительно. И, если посмотреть, то за последние 20 лет можно назвать не больше двух-трех имен победителей премий, которые канули в Лету.

— Недавно «Литературная газета», которую вы возглавляете не в самое простое для нее время, отметила 190-летие. Наша литература сейчас разделена на кланы по политическим и иным признакам. Сложно в этих условиях работать газете о литературе?

— Я идеалист. Время сложное, а работается нам в газете легко, потому что мы не состоим ни в каких кланах и даем возможность высказаться на страницах газеты всем. У нас нет грандиозной возможности поощрения писателей, но в этом и плюс. Конечно, на мой взгляд, полемика в писательской среде была бы лучше под одним куполом. Но объединить многочисленные писательские союзы сверху нельзя и не нужно, и, хотя такие инициативы снизу есть, они пока еще очень слабы.

В целом же союзы писателей нужны, потому что в сообществе единомышленников писателю легче, чем один на один с зачастую враждебным и чужим обществом, которому на него наплевать. Писательскому сообществу нужна полемика в общественном пространстве, на виду, как это и было раньше, а не та брань, которую мы сегодня часто видим и которая никому не интересна. Я надеюсь, что со временем инициатива снизу все-таки окрепнет и ее увидят и поддержат. Но для этого нужно время.

СПРАВКА «ВМ»

Роман «Концертмейстер» — о трудных годах нашей истории. Действие происходит во второй половине 40-х годов, в 1956 году, в начале перестройки. Один из главных героев романа — Лев Норштейн, композитор, переживший трагедию на закате сталинской эпохи. Доносы, предательство, аресты по ночам и компромиссы. В центре повествования — Арсений Храповицкий, внук Норштейна, который живет, казалось бы, в другую эпоху, но доносы, подлость, несправедливость остались. И он снова с этим сталкивается.  

Читайте также: Антон Чунчузов: Мы теряем культуру чтения

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

184 969 + 1 329 (за сутки)

Выздоровели

244 097 

Выявлено

4 521 + 11 (за сутки)

Умерли

Игорь Воеводин

Не бей лежачего Ефремова

Ольга Кузьмина  

В Питере — пить, любить и рубить

Олег Сыров

Нищенский рецепт для высокой кухни

Александр Разуваев, экономист

Рубль сильнее, чем кажется

Екатерина Рощина

Как сохранить мужика любой ценой

Руслан Клинский

Карать ли за измену топором

Мехти Мехтиев

Учитесь жить по средствам

Река сильнее традиций. Правда и мифы о столице и ее жителях

Газеты создаются в творческих муках и спорах

Как помочь ребенку выбрать профессию?

ЕГЭ по литературе. Больше читайте и пишите