Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Бизнес-омбудсмен Москвы Татьяна Минеева: Важно сохранить коллективы. Это основной капитал предприятий

Сюжет: 

Сидим дома
Общество
Бизнес-омбудсмен Москвы Татьяна Минеева: Важно сохранить коллективы. Это основной капитал предприятий
Фото: Алексей Орлов, «Вечерняя Москва»

С 30 марта по 30 апреля к городским властям за имущественной поддержкой обратились 1000 предпринимателей. Как рассказал вчера заммэра Москвы по экономической политике и имущественно-земельным отношениям, председатель Оперативного штаба по экономическим вопросам Владимир Ефимов, все обращения поданы электронно — через портал мэра Москвы. Что власти делают для бизнеса, «ВМ» спросила у бизнес-омбудсмена столицы Татьяны Минеевой.

— Татьяна Вадимовна, с какими вопросами к вам чаще всего обращаются предприниматели?

— За последний месяц в режиме изоляции оформилась интересная тенденция. К нам чаще всего обращались не отдельные предприниматели, а их объединения — ассоциации. Причем некоторые из ассоциаций — абсолютно новые объединения. Это, например, Ассоциация салонов красоты или Ассоциация ивент-индустрии.Таких объединений раньше не было. Но бизнесменов ситуация заставила искать единства.Они перестали смотреть друг на друга как на конкурентов. Наоборот, пришли к мысли, что объединение способствует более эффективной работе.

От имени старых и новых ассоциаций мы стали получать письма. Если говорить именно о работе аппарата бизнес-омбудсмена Москвы, то за этот период мы получили около 200 письменных обращений. Некоторые из них скреплены электронными подписями. Для понимания — это значит, что предприниматели приложили большие усилия для формирования письма и сбора консолидированного мнения узкопрофильного сообщества. Это большое число обращений. И я не привожу сейчас цифры по устным вопросам на встречах или телефонным звонкам.

— Это 6–7 писем в день с начала изоляции?

— Да, примерно так. И 30 процентов обращений — от ассоциаций. То есть мы видим, что весь рынок объединился и пытается решить свои проблемы.

Естественно, все авторы писем считают себя наиболее уязвимыми категориями. Практически все письма содержат главный тезис «бизнес стал на паузу». Об этом говорят и в сферах услуг и гостеприимства, ресторанного бизнеса, общепита, бьюти-индустрии, ивент- и креативной индустрии, фитнес- и спортивной индустрии, выставочно-концертной деятельности.Объединились и участники госзакупок, а также частные зоопарки.

В последние дни стали поступать обращения от собственников и арендаторов торгово-офисной недвижимости. Приходят письма от рекламных компаний, а также от таксомоторных компаний и владельцев такси.

Кстати, объединились и все сообщества адвокатов. Дело в том, что указание адресов точки прибытия при получении цифрового пропуска для адвоката недопустимо — это нарушение закона об адвокатской тайне. Мы добились послабления для адвокатов и их помощников при оформлении пропусков.

Теперь о том, с чем именно обращаются. На федеральном уровне проводили мониторинг. Работали эксперты института уполномоченных при президенте. В данных этого мониторинга Москва, естественно, занимает львиную долю.Предприниматели отвечали на вопрос, что их беспокоит в первую очередь. Большая часть опрошенных сказала, что основная проблема, с которой столкнулся их бизнес, — это невозможность выплачивать зарплату сотрудникам и налоги в Фонд оплаты труда. Таких набралось 56,8 процента. Невозможность платить налог на имущество и арендную плату — таких 44 процента. Проблема бесперебойного снабжения производства товарами и материалами — 39 процентов. Невозможность оплаты коммунальных платежей — 38 процентов. Проблема с выполнением обязательств перед банками, лизинговыми компаниями — 36 процентов. Примерно с этим же набором проблем письма отправляются не только в аппараты уполномоченных по защите предпринимателей, но и президенту страны, мэру Москвы.

— Слышит ли власть обращения бизнесменов?

— Да. Я думаю, что такое большое число обращений как раз и связано с тем, что предприниматели видят, как власть старается их поддержать, что их просьбы услышаны.

Благодаря этим письмам мы поднимаем актуальные вопросы в Оперативном штабе, видим, в какие нормативные документы нужно внести изменения. Большая часть предложений принимается. И это говорит о том, что диалог с властью идет.

В целом правительством Москвы принято три пакета мер поддержки бизнес-сообщества.И вот как раз второй-третий пакет — свидетельство того, что предложения предпринимателей, с которыми они обращаются к нам, реализует власть.

В рамках этих трех пакетов объем поддержки пострадавших в рамках ограничительных мер предприятий составит 70 миллиардов рублей.Антикризисные меры направлены на 21 000 московских компаний.

Все три пакета мер создавались в ответ на запросы бизнеса. В частности, предусмотрено продление сроков уплаты налогов на имущество, землю и торгового сбора, освобождение от арендных платежей на городское имущество, субсидирование малого и среднего пред- принимательства, имеются и нормы по поддержке для строительной отрасли, меры, стимулирующие коммерческих арендодателей снижать арендную плату для компаний из тех отраслей, которые наибольшим образом пострадали.

Теперь мы вместе с предпринимательским сообществом ждем реализации этих мер. Потому что не везде приняты нормативные документы, регулирующие порядок внедрения мер. На это нужно время.

— Одна из самых волнующих проблем — нулевые кредиты под выплату зарплаты. Насколько я знаю, проходили контрольные закупки таких кредитов. Как обстоят дела с их получением?

— Контрольные закупки проводит федеральный омбудсмен совместно с федеральными ведомствами в 37 регионах страны. Проводится опрос предпринимателей. Опрошены уже 7000 респондентов. Из них конкретно по кредиту под нулевой процент обращались 170 предпринимателей. Что мы имеем? 42 процента получили отказ. Причины? 30 процентов не проходят по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЕДу).27 процентов не имеют зарплатного проекта.Мы обсуждали в Оперативной штабе эту ситуацию. Федеральный омбудсмен Борис Титов обращался к президенту по этому поводу.Он предложил, в случае малого и среднего бизнеса, вообще уйти от ОКВЕДов. Просто давать им кредит.

Банки лучше, чем власть, видят, какие предприятия можно кредитовать и они выживут, а какие — нет. Мы обсуждали с банками, какие критерии по предоставлению кредитов могут быть.Среди них, например, такой: у предпринимателя снизилась выручка на 30 процентов, но он сохранил 90 процентов рабочих мест. Сохранение рабочих мест — очень важная для экономики в текущей ситуации мера. Значит, такому предприятию необходимо выдавать кредит без ОКВЕДов. Банки ушли думать над этой идеей.

Я понимаю, что пока количество опрошенных респондентов слишком маленькое. Надеюсь, что оно будет увеличиваться и мы будем более точно понимать проблематику вопроса.

Но есть и положительные тенденции. Например, с одним из крупнейших банков мы участвуем в системе проверки обоснований отказов. То есть проводим разбор каждого индивидуального случая и выясняем, обоснован ли был отказ в получении кредита. И ставим ситуацию на контроль. Вполне возможно, что эта практика станет инструментом, который позволит включить бизнесу зеленый свет и обеспечит реальную поддержку. А работникам поможет своевременно получать зарплату, несмотря на то что бизнес стоит на паузе.

Мы говорили с другими банками. Есть надежда, что эту практику удастся расширить.

В свою очередь, банки также ждут разъяснений от своего руководства. Есть и другие варианты с ОКВЕДом. Например, рассматривать не как основной вид деятельности, а просто на наличие в перечне. Это тоже позволит увеличить список получающих кредит предприятий. Либо вовсе смотреть по реестру малого и среднего бизнеса, не обращая внимания на ОКВЕД. Ведь у банков есть и другие инструменты для отказа, например плохая кредитная история. Думаю, в ближайшее время будет принято решение.

По мнению Татьяны Минеевой, предприниматели из ивент-индустрии живут от события к событию, которых в Москве — событий мирового уровня — обычно проходит очень много. По мнению Татьяны Минеевой, предприниматели из ивент-индустрии живут от события к событию, которых в Москве — событий мирового уровня — обычно проходит очень много. / Фото: Сергей Киселев / АГН «Москва»

— А какая поддержка еще не реализована, но, по вашему мнению, необходима?

— К нам обращаются те предприятия, которые еще не видят себя в перечне деятельности. Например, ивент-индустрия. Эти предприниматели живут от события к событию, которых в Москве — событий мирового уровня — обычно проходит очень много. И они никогда не отменялись. Такое произошло впервые. В организации мероприятий всегда задействовано огромное количество людей, в том числе и по фрилансу. Конечно, ивент-индустрия просит хотя бы обозначить на уровне власти, когда пройдут три-четыре мегапроекта в Москве, чтобы уже сейчас анонсировать тендеры. Неважно, когда они пройдут — осенью, под конец года. Главное, чтобы они могли прийти в банк и получить кредит до той поры. Ведь в этой индустрии 100-процентные потери. Мы пока вырабатываем стратегию, что делать в этой ситуации.

Касательно рекламной индустрии. Это более 30 000 компаний. Занятых — свыше одного миллиона человек. По показателям за 2019 год, годовой оборот отрасли — триллион рублей. Это российский показатель, но он на 70 процентов основан на показателях Москвы. Реклама — двигатель торговли. Но сейчас рекламу никто не размещает. По экспертным оценкам, отрасль потеряет 300 миллиардов рублей. Без работы могут остаться 400 тысяч человек, из которых более 100 тысяч работают в Москве. Соответственно, предприниматели из этой индустрии обратились к нам с просьбой включить отрасль наружной рекламы в перечень наиболее пострадавших отраслей. И предусмотреть для них меры государственной поддержки. Особенно тех, у кого имеются наружные рекламные конструкции, которые сейчас пустуют. А аренду за них все равно платят.

Также в поддержке нуждается сфера услуг такси и аренды автомобилей. Перевозки пассажиров уменьшились примерно на 60 процентов.Только в Москве около 50 000 машин такси.

Многие — в лизинге. Как оплачивать счета? Зоопарки, о которых я говорила. Да, их не так много, но это социально значимая сфера. К нам обратились 20 зоопарков (было 50, столько осталось). Они попросили о помощи, ведь у них сейчас нет денег даже на корм для животных.

И сфера получит адресную поддержку. Мы уже над этим работаем.Среди мер, которые мы бы очень хотели реализовать, — антимонопольная амнистия.

Мы уже сформулировали предложение и получили поддержку. Имеется в виду вот что: недобросовестных поставщиков наказывают исключением из реестра на два года за нарушение при госзакупке. Мы предлагаем сократить срок до года и простить его тем, кто год уже «отбыл».Среди других мер — исключение предприятий из реестра малого и среднего бизнеса. Это также станет поводом для отказа в кредите. Только в прошлом году в Москве из реестра исключили 10 000 компаний. Огромная цифра. А включат в реестр, по закону, с 10 августа. Многие компании до августа без кредитов могут не дотянуть.Мы просим включить компании в реестр до срока — уже мае. Письмо с этим предложением ушло от федерального омбудсмена к президенту.

— А какие прорывные меры поддержки вы могли бы отметить уже сейчас?

— Среди них, безусловно, мера по третьему антикризисному пакету — поддержка предпринимателей, выкупающих госимущество в соответствии с № 159-ФЗ. Это беспроцентная отсрочка платежей за второй квартал. По 31 декабря им включительно отсрочили эти платежи.К нам поступил огромный шквал звонков. Все просили. Я выступала в штабе с этим вопросом.И в третьем пакете мы видим эту меру поддержки. Общая сумма, на которую предоставляется отсрочка, — 3,6 миллиарда рублей. Она коснется 3300 предпринимателей. Какие суммы теряет бюджет, чтобы поддержать бизнес!

— Некоторые эксперты утверждают, что по завершении режима изоляции 40 процентов компаний закроются. Это реалистичные оценки?

— Без потерь нам не обойтись. Но я считаю, что сейчас важно не столько оценивать последствия, сколько предпринимать действия. Действительно, ситуация не из лучших. В Москве в особо пострадавших отраслях заняты примерно миллион человек. Без работы может остаться половина. Это все огромные цифры. Это люди. Сейчас очень важно сохранить команды и коллективы. Потому что это — основной капитал сферы предпринимательства. И меры, которые мы предпринимаем, направлены как раз на сохранение коллективов.

— Какие меры для поддержки предприятий нужны и по завершении режима самоизоляции?

— Если фантазировать, я бы подумала о том, как помочь российским и московским производителям продвигать товары в интернете. Это позволит импортозамещению заработать на 100 процентов. Потому что мы научились производить, но пока не умеем грамотно продавать онлайн. Нужна такая национальная площадка в сети, чтобы предприниматели могли без труда через нее продавать свои товары. Чтобы перекрытие границ из-за карантина не становилось для бизнеса препятствием для продажи товара за границу. Необходимо подумать о таком маркетплейсе, как заграничные аналоги. Ведь у предпринимателей сейчас не хватает средств, чтобы выйти на заграничные площадки по продажам товаров онлайн. Нет средств для найма высококвалифицированных специалистов.

А по остальным льготам... Их надо убирать только после того, как предприятия выйдут на более или менее нормальные показатели.

Справка «ВМ»

Татьяна Вадимовна Минеева, уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве. С 2013 года вице-президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Известна как автор книги «Как дружить с государством». Уже более пяти лет она возглавляет одноименный общественный проект, который помогает предпринимателям грамотно выстраивать отношения с госструктурами. Кандидат экономических наук. Учредитель благотворительного фонда «Нужны друг другу».

Читайте также: Около тысячи предпринимателей в Москве обратились за имущественной поддержкой

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.