Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Изобретатель Анатолий Юницкий: Илон Маск — наивный юноша, который начитался фантастики

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Изобретатель Анатолий Юницкий: Илон Маск — наивный юноша, который начитался фантастики
Анатолий Юницкий, автор двух сотен изобретений, член Федерации космонавтики СССР, а главное — инженер старой, покоренческой закалки / Фото: Скриншот видео YouTube-канала Sky Way

«Вечерняя Москва» продолжает цикл бесед о будущем: в одном из предыдущих номеров мы публиковали разговор обозревателя Александра Никонова с прогнозистом Сергеем Переслегиным. Сегодня же мы предоставляем слово не теоретику, а инженеру, чьи проекты многим могут показаться главами из популярного романа середины прошлого века. Но будущее всегда являлось уделом людей, идеи которых трудно было принять на веру. Анатолий Юницкий — как раз из таких изобретателей.

В самом начале XIX века начались первые опыты с электричеством и паром. Но только через сто лет планету опутали железные дороги и провода, и мир стал современным. Что ж, значит, советский изобретатель новых городов и принципиально нового транспорта, который изменит облик планеты, начавший работать над своими новациями полвека назад, рискует дожить до первой зари новой эры. Знакомьтесь — Анатолий Юницкий, автор двух сотен изобретений, член Федерации космонавтики СССР, а главное — инженер старой, покоренческой закалки. О его невероятных прорывных изобретениях мы, будучи школьниками, зачитывались в журнале «Техника молодежи». И вот мое поколение уже катится к предпенсионному возрасту, а будущее только-только взламывает своим желтым клювиком скорлупу старого мира. Он, как Циолковский, опередил свое время почти на столетие. В середине ХХ века Юницкий придумал невероятный способ безракетного выхода в космос (Великое планетарное кольцо), а потом, продвигаясь к его осуществлению и решая попутные инженерные задачи, по ходу дела изобрел так называемый струнный транспорт. Но и это изобретение как минимум на полвека опередило время, потому что только недавно в Минске, на родине автора, было запущено пять экспериментальных линий струнного транспорта, а в Арабских Эмиратах приступают к проектированию первых коммерческих дорог.

— Что же это такое — «струнный транспорт»? И как он изменит облик цивилизации?

— Это самый быстрый и самый экологически чистый транспорт, по скорости сравнимый с самолетом, который в перспективе заменит не только железные дороги, но и автомобили… А облик цивилизации он изменит потому, что все определяется связностью, то есть транспортно-логистическими коммуникациями. И поэтому сегодня мы живем в «пятнах» городов, которые связаны между собой быстрым авиатранспортом и медленным остальным. Струнный транспорт — это нечто среднее между тем и другим. И потому города станут линейными. Городская паутина оплетет всю планету.

— Смерть прошлому!.. А теперь по порядку. Почему «струнный»?

— От слова «струна». Представьте себе ряд высоких опор по типу опор ЛЭП или мостовых опор. Между ними натянуты две толстые струны.

Собственно говоря, ненатянутых струн и не бывает: именно предварительное натяжение и делает проволоку струной. Только между нашими опорами натянуты не проволоки, а компактные балки с хитрой бетонно-стальной начинкой. Вот по этим двум параллельным рельсам-балкам и мчится вагон от опоры к опоре. На железных колесах по стальному рельсу.

— Не слишком примитивно для прорывной технологии? Вы просто взяли и подняли железную дорогу над землей! Где тут прорыв-то? Вон Илон Маск о магнитных подушках грезит. А в Китае уже есть живой поезд на магнитной подушке. Едет со скоростью 400 километров в час из аэропорта в Шанхай.

— Он едет в тупик... Гений немецких инженеров из фирмы «Сименс» сотворил эту дорогу, длина которой всего 30 километров. И больше таких дорог «Сименс» не строит. Невыгодно оказалось. Потому что общий КПД транспорта на магнитной подушке всего 15 процентов — как у паровоза! А у нас ведь какие теперь тренды? Экономия ресурсов! Зеленая энергетика! Глобальное потепление! Поэтому Илону Маску с его мечтами — большой привет, этот юноша слишком наивен, начитался фантастики. Смотрите… Магнитный подвес выполняет роль колеса. Но КПД обычного стального колеса как движителя — 99,8 процента. Это значит, что усилием в два килограмма я могу по рельсам толкать тележку весом в тонну. А что с магнитным колесом? Что тащит этот поезд вперед? Бегущее электромагнитное поле! По сути, это развернутый в линию электродвигатель, где статор — полотно, а ротор — поезд. А из школьного курса физики известно: чем меньше зазор между ротором и статором, тем меньше потерь. В электродвигателях этот зазор — десятые доли миллиметра. У поезда так не сделаешь, потому как если черканет на такой скорости — это катастрофа, и всем каюк! Поэтому у поезда зазор — сантиметр! То есть половина подводимой энергии теряется только в зазоре! Плюс огромные технические сложности с магнитным подвесом и системой разгона, все это спрятано в специальную юбку, охватывающую несущую балку транспортной эстакады и создающую дополнительное аэродинамическое сопротивление… И получается, что магнитная подушка не решает проблемы, а только создает их. Спрашивается: а не проще в таком разе заменить ее колесом?

— А зачем они тогда вообще сделали поезд на магнитной подушке?

— Они же инженеры, а не экономисты. Им заплатили — они сделали. Думаю, это был для Китая имиджевый проект — впервые в мире у них осуществлено то, о чем писали фантасты. Но больше такого безумия нигде не будет. Потому что потери энергии от аэродинамического сопротивления только на одной юбке в магнитном поезде больше, чем затраты энергии на движение всего нашего струнного поезда!

— Допустим. Однако у того же Маска, кроме грез о магнитных поездах в вакуумированных трубах, есть реальный электромобиль. Серийный. На колесах, как вы любите.

— Не люблю. Наш рельсовый электромобильюнибус — так называют вагончик струнного транспорта — в семь раз эффективнее илоновской «Теслы». Потому что у стального колеса на стальном рельсе ничтожно малое пятно контакта, а соответственно, и сопротивление качению — в отличие от резиновой покрышки, которая большую часть энергии тратит на деформацию резины и нагрев воздуха в шине. Но самое главное не это!

Главная беда в том, что при скоростном движении — более 300 километров в час — 95 процентов энергии тратится на преодоление сопротивления воздуха! И магнитная подушка здесь не помогает, а только ухудшает аэродинамику. Для справки: аэродинамическое сопротивление пропорционально даже не квадрату, а кубу скорости. Что это значит? Если вы едете на автомобиле со скоростью 100 километров в час, вы тратите 20 киловатт мощности и пять литров бензина на сотню километров. Не жалко. Но если вы помчитесь на том же автомобиле со скоростью 500 километров в час, то при росте скорости всего в пять раз у вас потребляемая мощность подскочила в 125 раз, до 2500 киловатт! Это пять танковых двигателей. И теперь вам нужно 600 литров топлива на час езды. А не пять, как раньше. Почувствуйте разницу! Поэтому конструкторы легковых автомобилей так стараются уменьшить коэффициент лобового сопротивления. Но им мешает дорога! Потому что дорожное полотно создает так называемый эффект экрана — между дорогой и днищем засасывается и завихряется воздух. Но стоит только поднять транспорт над землей — буквально на несколько метров, — и эффект экрана исчезает, а аэродинамика улучшается в 2,5 раза. Наш поезд летит в воздухе почти как самолет, с опорой на два струнных рельса. Поэтому такие скорости — 500 километров в час, как у турбовинтового самолета. Полтора часа — и ты в Питере. 13 часов займет дорога от Москвы до Владивостока, это одна ночь в спальном вагоне. Сейчас на самолете до Владивостока лететь 9 часов, невелика разница по времени, но билет на юнибус будет стоить в несколько раз дешевле, чем на самолет, экономику мы уже просчитывали. В этом и состоит вся фишка — мы в Питере уже четверть века продуваем наши юнибусы в аэродинамических трубах и достигли уникальной обтекаемости. Есть такой автомобиль — «Бугатти», это самая скоростная серийная машина с мощностью двигателя в 1500 лошадиных сил и максимальной скоростью всего в 400 километров в час. Ей для скорости в 500 километров в час понадобится двигатель уже мощностью почти в 3000 «лошадок». А наш юнибус такой скорости достигает на двигателе мощностью всего в 400 лошадиных сил! И едут на нем не два человека, а двадцать. Вот что такое аэродинамика без экранного эффекта дорожного полотна!

— Это все еще фантастика для детских журналов или это уже существующая техника?

— У нас уже спроектировано, построено и испытано 11 типов машин, причем пять получили международные сертификаты! Пассажирские юнибусы, юникары, грузовые юнитраки, юниконты, чтобы контейнеры перевозить, на которые сейчас много предзаказов. Мы уже одной ногой в будущем!

— А какие еще преимущества у струнного транспорта, кроме экономии топлива?

— Представьте себе обычный мост. Колеса транспортного средства, будь то автомобиль или поезд, едут по двум узким колеям, а все остальное пространство полотна пропадает зря. При этом 90 процентов нагрузки на мостовые опоры создает именно массивное бетонное полотно. Мост держит сам себя, а на транспорт приходится только 10 процентов его полезной нагрузки. То же самое с обычным дорожным полотном, только там еще хуже — полотно целиком лежит на земле, образуя своей насыпью на местности низконапорную плотину, нарушающую гидрологию среды. Поэтому с одной стороны дороги мы часто наблюдаем заболачивание, а с другой — осушение. А вы знаете, сколько места занимают дороги на планете? Если бы нам удалось каким-то чудом избавиться от всех дорог — железных и асфальтовых, — мы бы освободили площадь, равную территории пяти Великобританий. Так давайте сделаем это! Подвесим дороги на легкие опоры и оставим от них только колеи для колес! Воздушные дороги! И у нас остается наилегчайшая конструкция, погонный километр которой обходится на порядок дешевле любой иной дороги. Километр обычной скоростной автострады в эстакадном исполнении сейчас стоит примерно 100 миллионов евро. А километр высокоскоростной «струны» будет на порядок дешевле.

Кроме того, дороги постоянно жрут деньги, их надо ремонтировать и чистить. Ежегодно человечество тратит миллиарды долларов на расчистку железных и автомобильных дорог от снега. А струнные дороги в этом не нуждаются, там просто нечего чистить: полотна-то нет, только две струны, на которых снег не задерживается! А проектный срок службы такой дороги с минимальным приглядом — около ста лет.

— А с безопасностью как?

— Обычные, «настильные» трассы массово убивают людей — каждый год на дорогах гибнут около полтора миллионов человек, более 10 миллионов получают травмы и становятся калеками. Струнный транспорт практически полностью исключает аварийность, он размещен над поверхностью земли на «втором уровне», автоматичен и не нуждается в машинистах. В этом смысле он безопаснее железнодорожного и авиационного, потому что большинство катастроф там на совести человеческого фактора.

Таким образом, перейдя на струнный транспорт, мы за один только век спасем более ста миллионов жизней. Я уже говорил про экономику, еще скажу. Сейчас в мире примерно миллиард автомобилей. По грузо- и пассажиропотоку их может заменить всего лишь 10 миллионов струнных юнибусов. И только за четверть века это сэкономит планете более 100 миллиардов тонн топлива на 100 триллионов долларов. Это топливо не сгорит, не испортит воздух — сейчас же все озабочены глобальным потеплением. При этом полный переход цивилизации на экономичный струнный транспорт не отменит частного транспорта. Просто личные и семейные юнибусы будут также передвигаться по струнам.

— О как! Чувствую, это и вправду изменит весь ландшафт…

— Конечно! Сейчас наши города, да и вся инфраструктура цивилизации затачиваются под «настильный» транспорт. Изменение характера и скорости передвижения полностью изменит все! Во-первых, исчезнет самое понятие труднодоступных мест. Россия богата месторождениями полезных ископаемых, которые или не разрабатываются, или брошены: из-за транспортной недоступности их разработка нерентабельна. В России есть места, где даже золото добывать убыточно. Железную дорогу туда строить затратно, не окупится: в любой дороге львиная доля стоимости — это насыпь. Возить самолетами еще дороже, к тому же на наших северах неделями может не быть летной погоды. А грузовой струнный транспорт снимает все вопросы — поставить опоры и прокинуть струны можно в любую точку! Во-вторых, скоростной рывок полностью изменит концепцию города.

Города станут линейными. Иными словами, цениться будет та земля, которая находится неподалеку от трансконтинентальных и других скоростных струн. По сути, городская агломерация превращается в сеть. Заглянув в будущее, мы увидим башни — станции струнного транспорта с одноэтажной застройкой внизу. Причем весь городской транспорт тоже переходит на струну, только медленную. На поверхности земли остаются лишь пешеходные и велодорожки, а над ними проносятся кабинки струнных «трамвайчиков» местного сообщения. Они организованы сеткой, чтобы до любой точки человек мог доехать максимум с одной пересадкой. Кстати, эту концепцию линейно-шахматного порядка городов я в свое время, более 20 лет назад, разработал по заказу ООН…Струнная революция поменяет саму психологию человека, восприятие им пространства, концепцию поиска работы. Сегодня столичный житель старается найти работу поближе к дому, потому что преодолевает жалкие 20 километров от дома до службы за час. К середине этого века можно будет жить в 400 километрах от места работы и добираться до нее менее чем за полчаса, учитывая подъезд к скоростной струне на местом струнном «трамвайчике».

— Вы сказали, что потребность человечества в топливе резко упадет. Но для России это плохо. Мы живем с нефти.

— Ну если уж вам так нравится продавать сырье, то не забывайте, что главным ресурсом этого века станет не нефть, а пресная вода. А как раз Россия обладает самыми большими запасами пресной воды в мире. Дефицит воды уже сегодня испытывают Африка, Индия и Китай. У нас же эта вода бездарно сливается в Северный Ледовитый океан огромными сибирскими реками. Кроме того, качество нашей, например, байкальской или таймырской воды — уникально. Эту воду можно пить без всякой очистки.

Это первое. Второе. Южные страны (та же Индия) нуждаются в холоде едва ли не больше, чем Россия в тепле. Но! Если процесс нагрева энергетически выгоден, поскольку его КПД равен 100 процентам (физика нашего мира такова, что вся энергия в конечном итоге превращается в тепло), то процесс охлаждения уже не так прекрасен: его КПД значительно ниже. То есть, чтобы охладить, нужна энергия, и опять же нужно жечь топливо. А у нас в Сибири холод дармовой! Вопрос только в том, как его продать той же Индии! Можно байкальскую воду морозить на халяву — зимой. И отправлять в Индию в термоконтейнерах. В обычном поезде лед, конечно, не доедет — растает. А по струнам долетит как миленький за несколько часов. И вот мы уже продаем в жаркой стране не только дефицитную там чистую пресную воду, но и холод, который можно использовать, например, для охлаждения помещений вместо энергозатратного кондиционера. Двух зайцев одним выстрелом, понимаете?!

Хочется…

СПРАВКА

Анатолий Юницкий (родился 16 апреля 1949 года) — советский, белорусский и российский инженер (с 1972 года), изобретатель (с 1977 года) и предприниматель (с 1988 года). Автор более 140 изобретений (половина из них сделана в советское время, во многих случаях — в соавторстве с другими инженерами, 30 из которых реализовано в народном хозяйстве СССР с суммарным экономическим эффектом, превышающим 100 миллионов советских рублей), 18 научных монографий и более 200 научных работ. Разработчик проекта Струнного транспорта Юницкого (СТЮ). Автор концепции неракетной транспортной системы (с 1977 года) для освоения околоземного космического пространства — Общепланетного транспортного средства (ОТС). Член Федерации космонавтики СССР (с 1986 года). Член общественной организации Российской академии естественных наук (с 2000 года). Автор более 200 патентов на изобретения, в том числе за рубежом.

Читайте также: Высший разум от нас устал. Кирилл Привалов — о сегодняшнем дне и последствиях пандемии

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.