Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Актриса Юлия Рутберг: Театр не должен только ублажать и веселить

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Актриса Юлия Рутберг: Театр не должен только ублажать и веселить
Фото: Екатерина Цветкова, МХТ им. А.П.Чехова

Актриса театра и кино Юлия Рутберг 8 июня отмечает 55-летие. Ее знают и любят за прекрасные роли, которые она сыграла как киноактриса и на сцене Театра имени Вахтангова, где она служит уже больше 30 лет. В интервью «Вечерней Москве» актриса рассказала, как относится к возрасту, о своей семье, сложных ролях и мистических встречах.

— Юлия Ильинична, 55 — прекрасный возраст или страшная цифра?

— Мне объяснили, что у меня юбилей. Я думала, что 55 — это промежуточная стадия, а оказывается, после 50 все становится значимым. Не планировала, но все же решила отмечать! Отношусь к этому возрасту прекрасно. Это жизнь, масса всяких приобретений и планов. Сейчас пандемия, и, с одной стороны, заболевание ужасно, моя мама находится в зоне риска, а с другой — впервые во взрослой жизни я провожу с семьей такое количество времени. На моих глазах растут внуки, хотя обычно я встречалась с ними редко. А теперь мы друг другу читаем, вместе лепим, рисуем, играем во всякие игры. Вообще, когда вся семья в сборе, и так долго — это, оказывается, большое удовольствие. Я привыкла жить в Москве, а здесь, за городом, поняла, каково это — перманентно находиться на природе. Ни для кого не секрет, что артисты воздействуют на публику своими эмоциями. Мне кажется, после такой настоящей человеческой жизни все эмоции стали первозданными.

— Получается, внуки Гриша и Николь приехали из Америки к вам?

— Внуки и мой сын Григорий никогда не жили в Америке. Все, что написано обо мне в интернете, — ересь. Они все живут в Москве, внуки учатся в школе.

— Раз вас принудили к юбилею, как его отмечали?

— В последние годы так получалось, что в это время я была на Всероссийском фестивале визуальных искусств в детском центре «Орленок».

Там и сын Гришка вырос, а в прошлом году мы уже с маленьким Гришанчиком туда ездили. Но кое-кто из моих коллег и друзей всегда устраивали для меня что-то невероятное. А в этом году что-то устроила для них я. Позвала всю нашу компанию на дачу, ко мне приехало порядка 28 человек.

— Как же вы были без сцены все это время?

— С одной стороны, было очень трудно, а с другой — я себя убедила, что земля не может рожать бесконечно. Будут плохие урожаи. И я тоже не машина, а человек. Конечно, случались моменты глубочайшей депрессии — театр снился, смотрела спектакли онлайн. Но потом, когда прочитала, что дядя Шура Ширвиндт назвал последнее сексом по телефону, поняла, что он абсолютно прав, и перестала это делать. Больше смотрю кино и читаю книги. Но у меня была оказия. Благодаря нашему директору Кириллу Кроку 7 июня я оказалась на Книжной ярмарке. Он меня сосватал на нее с программой «13 вопросов к Ахматовой». Пришло много людей. Зрители хлопали, брали автографы — я тогда подумала, что это какой-то сон. С места в карьер ворвалась в ту жизнь, к которой привыкла. Это был огромный подарок!

— Вы действительно стали чаще проводить моноспектакли, поэтические вечера. С чем это связано?

— Музыкальное кабаре «Вся эта суета» стало моим первым проектом, где я выступала и сама была продюсером. И он существует уже больше 15 лет. Это попытка уйти в музыку, шансон, драматическое актерское пение, разные языки… в то, что я очень люблю.

«Бродячая собака» вышла из проекта канала «Культура», инициатором которой была в том числе Екатерина Ираклиевна Андроникова, с которой я очень люблю работать. Позже я начала сама выступать с этой программой, и она стала пользоваться спросом.

А потом мне предложили выступить в Фонтанном доме на вечере, посвященном дню рождения Анны Ахматовой, и я подобрала стихи. Но мне вновь стало жалко делать поэтический вечер одноразовым, и так появились «13 вопросов к Ахматовой». Это личное отношение к судьбе поэтессы, построенное на стихах и мифах, которые существуют о ней. Да и понимаете, это прекрасная литература, поэзия. В том. что сейчас предлагается в кино, к сожалению, очень хромает сценарная составляющая. Поэтому хочется произносить вечное, то, что умно и изящно.

— Вы можете похвастаться множеством ролей. Вы пытались повторить и Фаину Раневскую…

— Я не пыталась ее повторить, неправда, я играла свое отношение к ней. И это была я, а не она, никаких реинкарнаций и пластического грима не было. Это мой поклон и мое отношение к великой женщине.

— Когда вы сказали о реинкарнации, мне сразу вспомнилась история о рыжемкоте на вашем поэтическом вечере.

— Рыжий кот определил мое желание идти дальше вместе с Анной Андреевной. При жизни она утверждала, что, когда ее не станет, душа переселится в рыжего кота, она их всегда любила и подкармливала. И когда во время чтения в Фонтанном доме я находилась в саду, откуда ни возьмись вышел рыжий кот, сел перед сценой и поднял на меня свои роскошные зеленые глаза. Я замолчала, мы посмотрели друг другу в глаза и, как мне показалось, зацепились душами с Анной Андреевной. Это никакая не реинкарнация, просто знак. Вероятно, она таким образом разрешила мне идти дальше.

— Такие знаки сопровождают вас по жизни?

— Они сопровождают всех. Просто есть люди, которые не способны считывать их. А есть те, кто считает, что они очень важны: тебя о чем-то предупреждают, к чему-то ведут, что-то, наоборот, не советуют делать.

— Кого из легендарных личностей вы еще хотели бы сыграть?

— Знаете, говорят: если ты хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах. А я смешить, поверьте, Бога не хочу.

— В большинстве случаев вы выбираете такие страстныероли, как Медея. Не устаете? Все-таки вы и сама по себе темпераментный человек.

— Конечно, устаю, как и любое живое существо. Но когда идет «Медея» (спектакль режиссера Михаила Цитриняка по пьесе Жана Ануя, главные роли исполняют Юлия Рутберг и Григорий Антипенко — прим. «ВМ»), это не только затраты. Зал возвращает те эмоции, которые ты выплескиваешь. А когда хорошо играешь, публика отдает их сторицей. Наша профессия прекрасна тем, что можно какие-то вещи, накопленные с годами или случившиеся недавно, выплеснуть, освободиться от них. Поэтому для меня это не наказание, «Медея» — один из самых важных спектаклей в жизни.

— И вот вы после такого тяжелейшего, в смысле энергетических затрат, отыгранного спектакля, приходите домой. Но ведь наверняка уже ни на что не остается сил, в том числе и на общение с близкими?

— Это по первости было, потому что материал очень тяжелый. Но существует, как у спортсменов, накачанность . Вначале человек может поднять только два килограмма, потом поднимает гирю в 20, потом штангу... И дело не в том, сколько ты весишь, а в адаптации души, нервной системы. Я уже привыкла. В прошлом сезоне мы сыграли 200-й спектакль, сейчас их уже 208.

— Вашу героиню публично распинают, унижают... Наверняка мой вопрос покажется вам наивным, но... Вы в этот момент некоторого чувства неловкости не испытываете?

— Ну что вы?! Христа тоже распинали, но я не думаю, что ему было стыдно. Когда человека распинают, тем более что с Медеей обращаются так, забывая, что она женщина, — это один из самых эмоциональных моментов. Во время этой сцены в зале наступает полная тишина — зрители переживают сострадание, боль. Некоторые из них позже признавались, что даже хотели встать и вступиться. Очень важно сегодня пробуждать в аудитории подлинные эмоции. Театр не должен только ублажать и веселить, он не подписывался в этом смысле быть обслуживающим персоналом.

— Вы всегда тепло отзывались о своем учителе Петре Наумовиче Фоменко. Он, по сути, умер в тот же год, буквально за месяц до вашего награждения за лучшую женскую роль в «Медее»...

— Петр Наумович был бы рад за меня. Он был для меня очень важным человеком, я всегда сообщала ему о своих радостях. Да, я действительно считаю его своим учителем, хотя никогда у него не училась, играла в двух его спектаклях. До профессиональной актрисы и человека-бойца на сцене дошлифовал меня он. И стал для меня... режиссерской симфонией, дальше уже не было страшно.

— В детстве сын Григорий вами восхищался. Как сейчас на вас смотрят внуки? Пойдут по вашим стопам?

— Они очень любят ходить ко мне на спектакли и просто посещать театр. А пойдут ли они по моим стопам? Вы подождите, Грише исполнилось только восемь, а Николечке — шесть с половиной. Но они творцы. Внук сидит и вырезает из бумаги кукольные театры. А внучка потрясающе рисует и очень хорошо лепит.

— Вы уже 34 года играете в Театре Вахтангова, но постоянно возвращаетесь к сериалам. Я насчитала, что из более 100 ролей 51 — это сериалы. Почему?

— Я работаю там, куда меня приглашают. С удовольствием бы поменяла местами эти цифры, но актерская профессия заключается в том, что ты не всегда выбираешь. Хотя, знаете, сериалы «Мотыльки» и «Марьина Роща-2» — совершенно потрясающие работы. Также замечательным был «Доктор Тырса». Есть такие любимые, значимые роли, и я не провожу никакого водораздела. Точно так же, как не делаю его между профессиональным государственным и профессиональным антрепризным театрами.

— А почему вас почти нет в военных фильмах?

— У меня душевная травма из-за того, что я сыграла только в одном военном сериале, «Диверсанте». Я бы очень хотела сняться в военном фильме, мечтаю это сделать, потому что это мой внутренний долг перед моими родителями, дедушками и бабушками. Поэтому, если бы мне сейчас предлагали выбирать картины, я бы прежде всего выбрала эту тему.

— Юлия Ильинична, поздравляем вас с красивой датой. Желаем вам здоровья, побыстрее войти в рабочую колею после самоизоляции и продолжать радовать зрителей и себя новыми интересными ролями.

— Я тоже желаю всем прежде всего здоровья и свежих эмоций. Мне кажется, творчество в любой профессии, когда человек делает работу с удовольствием и полными силами, — это период возможного расцвета. Поэтому я очень надеюсь, что когда откроются театры, снова будет расцвет!

Читайте также: Актриса Ольга Дибцева: В день родов собиралась идти на новогодний корпоратив

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.