Звезда баскетбола Андрей Кириленко: Я не собиратель вещей, я собиратель воспоминаний
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАЗвезда баскетбола Андрей Кириленко сегодня возглавляет Федерацию баскетбола России. А до этого он блистал в сильнейшей лиге мира — НБА. Оттого и темы нашей беседы, как баскетбольный мяч от одной корзины к противоположной, частенько «перелетали океан» — из России в США и обратно. Да и как же не спросить про величайшего Майкла Джордана у того, кто его когда-то успешно блокировал на площадке.
— Как проходят ваши будни после окончания режима самоизоляции?
— Последние четыре месяца, начиная с марта, очень сложные, необычные и даже — беспрецедентные. Такого, наверное, никогда не было, чтобы люди в таком количестве были фактически заперты дома. Но мне понравилось это время, ведь я провел его с семьей. Не надо было развозить детей каждый день по спортивным секциям, да и вся работа ушла в онлайн. Хорошо, что мы с коллегами в федерации уже пару лет практикуем онлайн-собрания, поэтому такой формат общения не стал для нас внезапным. Пока соревнования в баскетболе не проводятся, и есть время для того, чтобы прописать все стратегические планы развития нашей федерации.
— Вам не тяжело смотреть российский баскетбол после НБА?
— Если мы говорим о баскетболе НБА как о шоу, то вообще любой другой баскетбол можно не смотреть. Потому что с точки зрения маркетинга НБА находится впереди планеты всей. Совсем другая история — наш российский или европейский баскетбол, но они тоже имеют свою изюминку, свою аутентичность. Да, условия подготовки и те примеры перед глазами, которые есть у американских детей, нельзя сравнить с теми, что есть у наших подрастающих спортсменов. Например, условный ребенок из Оклахомы смотрит на игру команды НБА в родном городе и может прийти на арену, чтобы посмотреть на тренировки великих мастеров, и даже потрогать кумира. В США 30 телеканалов, которые соперничают между собой, чтобы показать игру НБА. У нас, в России, такого нет.
Однако мне интереснее смотреть наш российский чемпионат. Потому что там играют ребята, которые росли в тех же спортивных школах, что и я. А в Евролиге мне интереснее матч российских клубов, например ЦСКА с «Жальгирисом», когда-то игравшем в чемпионате СССР, чем поединок «Барселона» — «Реал».
— Самая дорогая реликвия, которая напоминает вам о заокеанской карьере?
— Я не собиратель вещей. Я собиратель воспоминаний, начиная от моего дебюта в «Юта Джаз» и попадания в 2004 году в состав лучших игроков НБА на «Матч звезд». Также ценны воспоминания о сезонах НБА, когда я выходил на площадку в стартовых пятерках. Гораздо круче титулов для меня то, что мне удалось поиграть с крутейшими игроками. Майкл Джордан, Шакил О’Нил, Коби Брайант, Стивен Карри… Для мальчика, который всю жизнь смотрел по телевизору, как играет Майкл Джордан, — выйти с ним на одну площадку было очень круто… Об этих моментах я никогда не забуду. А если не касаться заокеанской карьеры, то самое дорогое воспоминание — церемония открытия Олимпийских игр в Пекине (2008), где мне доверили быть знаменосцем всей сборной России. Это было признанием авторитета отечественного баскетбола, и я крайне благодарен за такой выбор.
— Кто на сегодня лучший баскетболист в мире?
— Леброн Джеймс, причем без конкурентов. Пусть в этом году он не лучший игрок в мире, но все равно в топпятерке. Однако по своему статусу это игрок номер один и в НБА, и в мире. По своему величию Леброн Джеймс может находиться на одной ступени с Майклом Джорданом и Коби Брайантом.
— Чем вас восхищали на площадке величайшие Майкл Джордан и Коби Брайант?
— Я знал, что самолюбие Коби Брайанта нельзя задевать каким-нибудь трештокингом (иначе говоря, обидными словами), чтобы не стимулировать его спортивную злость. У Коби был инстинкт убийцы, поэтому на площадке я старался его «забубнить» так, чтобы он не воспринимал игру в агрессивном ключе. На площадке я дарил ему комплименты: «О! Коби, хорошо забил, отличный проход!» Слушая мои восторженные отклики, он чуть-чуть забывал о том, что надо лишний раз взять в руки мяч и набрать еще 3–4 очка. Мы хорошо общались с Коби. Трагедия, которая с ним произошла, его смерть — это огромный удар по всему баскетбольному сообществу.
— Расскажите про Майкла Джордана…
— В свой первый сезон мы играли против «Вашингтона». Я опекал Джордана. Первые три минуты матча я бегал в полном восхищении от того, что рядом со мной легенда, которую видел только по телевизору. Пока у меня от радости в «зобу дыханье сперло», Майкл набрал много очков. Вскоре я отошел от восторгов, пару раз накрыл его броски… В той игре моя команда победила, а Джордан все равно набрал 44 очка.
— Какова, на ваш взгляд, реальная сила сборных России — женской и мужской?
— Начну с женской. На мой взгляд, у нас есть перспективная команда. За последние четыре года в коллективе произошла смена поколений. В команду пришли девчонки, которые в 2015 году выиграли чемпионат мира среди девушек, обыграв американок в финале. Сегодня этим девушкам 22–23 года, они все равно еще молодые… На мой взгляд, это команда уже готова побеждать. В мужской сборной России иная ситуация. Это возрастная команда. Опыта у лидеров не занимать, например, Тимофей Мозгов и Швед выступали в НБА. Никита Курбанов, Михаил Кулагин, Андрей Воронцевич имеют опыт матчей в Евролиге… Если обходится без травм и мы собираем полный состав игроков, то входим в Европе в четверку лучших сборных. Если нет, то дело обстоит хуже. Летом следующего года у этого поколения игроков буден последний шанс попасть на Олимпиаду.
АНКЕТА «ЛЮБИМОЕ»
Любимая еда?
Я не соблюдаю диету, но и не злоупотребляю. Сказал бы, что любимая еда — суши, а еще люблю пельмени, салат с моцареллой.
Любимая машина?
Мне очень нравится машина «Тесла».
Любимая книга?
Я люблю читать фантастику.
Самый любимый точный бросок в карьере?
Победных бросков у меня было 2–3 за карьеру. А вот если называть самые важные победы, конечно, это бронзовая медаль Олимпиады и золотые медали чемпионата Европы.
За что любите Москву?
С 16–17 лет я начал прикипать душой к этому городу. Здесь у меня много друзей. Москва хорошеет, а в 2018 году во время чемпионата мира по футболу столица расцвела.
Читайте также: Лев Мазараки: Для игрового вида спорта тренировки на дому — это сложно