Алексей Фурсин: Город развивается вместе с бизнесом
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАВо вторник, 15 сентября, стартует новый этап приема заявок на субсидии и гранты для экспортеров столицы. Это одни из наиболее востребованных мер поддержки малого и среднего бизнеса вместе с субсидиями на участие в выставках и ведение бизнеса по франшизе. Руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Алексей Фурсин рассказал «Вечерней Москве», как проходит процесс восстановления бизнеса после снятия ограничений и какую еще помощь Москва оказывает компаниям.
— Алексей Анатольевич, большинство ограничений на деятельность бизнеса сняты. Какие отрасли восстанавливаются лучше всего, а у каких есть трудности?
— Те отрасли, в которых ограничения были сняты в первую очередь, конечно, восстанавливаются быстрее. Это промышленность, торговля, строительство. Тем не менее каждое предприятие нужно рассматривать индивидуально. Что касается отраслей, которые пока еще не восстановились и еще находятся в процессе постепенного возвращения к докризисным показателям, — это прежде всего общепит, салоны красоты, организации культуры, досуга.
У кого-то дела обстоят лучше, потому что компания не закрывалась в период режима всеобщей самоизоляции, а продолжала работу онлайн, предоставляла клиентам продукцию или услуги через интернет-площадки. Остальным предпринимателям нужно восстанавливать клиентскую базу, наращивать обороты и решать другие проблемы, связанные с временной приостановкой деятельности. Отдельно отмечу, что многим компаниям в сферах культуры, образования, развлечений и спорта из-за специфики их услуг было сложно перестроиться на дистанционный формат работы с клиентами. Для того чтобы дополнительно поддержать предприятия в этих отраслях, мэром Москвы было принято решение об их включении в список получателей специальной выплаты для компенсации коммунальных расходов, процентов по кредитам, затрат на покупку оборудования. Это сделало доступной дополнительную меру поддержки для 28 тысяч малых и средних предприятий Москвы.
— Город оказывал поддержку бизнесу. Каков текущий объем выплат предпринимателям? Кто чаще всего обращался за помощью?
— На сегодняшний день одобрены 858 заявок на сумму 1,3 миллиарда рублей. Из них 425 миллионов уже поступили на счета 275 компаний. За вторую кампанию поступило более 3 тысяч заявок. Еще более 5 тысяч компаний готовят документы.
В пятерку наиболее востребованных видов субсидий входят компенсации затрат на участие в выставках: к этому моменту одобрены 23 заявки. На втором месте по популярности — субсидии на ведение бизнеса по франшизе, вынесены положительные решения по 220 обращениям. Кроме того, одобрены 120 заявок на субсидии для экспортеров. В условиях кризиса, вызванного пандемией коронавирусной инфекции, экспортно ориентированные компании активно пользовались нашими инструментами финансовой поддержки, в том числе новыми видами выплат, которые появились уже в конце марта, — грантами в размере 10 процентов от суммы исполненных ранее контрактов, возмещением затрат на адаптацию продукции к выводу на международный рынок, например, перевод на иностранный язык. Все эти изменения прорабатывались и утверждались в ответ на соответствующие запросы со стороны бизнеса.
— Вы постоянно встречаетесь с предпринимателями. На что они обращают ваше внимание? Что просят? И что на данный момент удалось выполнить?
— Наша система субсидиарной поддержки сформирована на основе потребностей бизнеса. И она постоянно развивается. Все изменения последних месяцев стали результатом обработки пожеланий и предложений, поступивших от предпринимателей. Мы получаем запрос на новый продукт, который актуален для них именно сейчас, прорабатываем механизм реализации этой инициативы, согласовываем, утверждаем ее и снова анализируем обратную связь: всех ли заинтересованных в этом продукте удалось охватить, нет ли барьеров, которые делают его недоступным, и так далее. Если поступают просьбы о доработке или дополнении продукта, вся цепочка запускается снова. Вот несколько примеров.
Представители фитнес-клубов, спортивных секций и заведений, частные детские сады и образовательные организации, компании, работающие в сфере досуга и развлечений, оказались в числе наиболее пострадавших во время действия ограничений. На наших встречах поступали неоднократные предложения предусмотреть возможность компенсировать коммунальные расходы, которые все равно приходилось платить, проценты по кредитам, распространить на них действие субсидий на покупку оборудования, так как для большинства этих сфер актуально специальное оснащение помещений. И мы ввели дополнительную, четырнадцатую субсидию.
Кроме того, частные галереи и арт-аукционы жаловались на то, что для них недоступны компенсации затрат на размещение продукции на маркетплейсах и участие в выставках, а многие из них активно используют эти методы продвижения произведений искусства. Мы расширили перечень получателей по этим видам поддержки и добавили эти категории организаций.
Гостиницы во время пандемии продолжали пользоваться коммунальными услугами, и они обратились с просьбой дать им возможность возместить эти расходы. Это предложение также было реализовано.
Представители разных сфер предлагали упростить процедуру получения выплат. После необходимой юридической экспертизы мы в два раза сократили перечень требуемых документов и смягчили требования к ним.
Кроме того, в день завершения второго этапа заявочной кампании — 28 августа — мы объявили о продлении до 1 октября приема документов по этому виду поддержки, а также по всем наиболее востребованным видам субсидий — для гостиниц, социальных предприятий, франчайзи, выплатам субсидий на оборудование для резидентов технопарков и участников Московского инновационного кластера, а также компенсациям затрат на продвижение продукции с помощью маркетплейсов, онлайн-сервисов доставки еды и участия в выставках. Это также сделано в связи с высоким спросом на этот вид поддержки со стороны бизнеса и соответствующих обращений от его представителей. Добавлю, что мы на протяжении нескольких лет стремимся создать такую среду, в которой бизнесу было бы комфортно вести диалог и взаимодействовать с властью, стремимся к тому, чтобы этот процесс был максимально простым. И сегодня можно сказать, что эта система сотрудничества успешно функционирует. Во многом эти три месяца пандемии сыграли роль стимулирующего фактора.
Мы сделали за этот короткий срок то, на что могла бы уйти пара лет. У нас получилось выстроить более тесное взаимодействие, конструктивную и эффективную коммуникацию с деловым сообществом. Сейчас эта работа продолжается. Мы, с одной стороны, являемся государственным ведомством, а с другой — мы структура, которая должна постоянно мониторить состояние рынка и откликаться на потребности бизнеса. Нам неинтересно создавать образовательные продукты или программы финансовой поддержки, которые не будут востребованы. Мы тоже должны их в определенном смысле «продать», изучив перед этим запросы наших потребителей.
— Какие проекты, направленные на развитие предпринимательства, реализуются сейчас?
— Помимо уже перечисленных программ, стоит отметить проекты для столичных экспортеров. Например, Московская школа экспортера — только в этом году в ней прошли обучение более 7600 предпринимателей. Также в столице работает новая акселерационная программа E-com Success по подготовке экспортеров к работе на мировой площадке электронной коммерции Europages.com. Для обучения начинающих предпринимателей в 2017 году мы запустили «Стартап-школу МБМ». В ней приняли участие 5,6 тысячи слушателей, а около 40 процентов ее выпускников запустили собственные бизнес-проекты или планируют сделать это в ближайшее время. Стоит отметить и конкурс «Инновации против кризиса», стартовавший в апреле этого года. До 8 августа любые компании могли бесплатно протестировать 58 разработок, представленных участниками. Также крайне востребованной оказалась городская программа тестирования инноваций, утвержденная в конце мая. К ней добавились уже 76 площадок, завершены 29 пилотных тестирований, в процессе реализации еще 13 До конца года будут апробированы в реальных условиях — на базе городских и коммерческих предприятий — около 100 инновационных решений.
— Растет популярность такой формы трудоустройства, как самозанятость. Более 100 тысяч человек за время пандемии получили этот статус. Как вы оцениваете такой рост?
— Действительно, самозанятых в нашем городе становится больше. С начала года этот статус в Москве получили 170 тысяч человек — это на 70 процентов больше, чем в прошлом году за этот же период. Ежемесячно регистрируется в среднем 20−25 тысяч человек. Всего в Москве на конец августа зарегистрированы 370 тысяч самозанятых. Добавлю, что всего в России — более одного миллиона человек, имеющих такой статус, и каждый третий из них — в столице.
Несмотря на то что представители этой категории не имеют статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, наш департамент предоставляет для них отдельные виды поддержки: информационно-консультационную помощь через сервисы МБМ и центры услуг для бизнеса, а также образовательные программы. Вероятно, количество самозанятых возросло во время пандемии, поскольку часть людей остались без работы и выбрали такой формат для того, чтобы оказывать услуги в частном порядке и обеспечить себя доходом.
Кроме того, надо учесть, что это новая форма занятости, институт самозанятых, только начинает формироваться, поэтому какие-то выводы пока делать рано. Этот статус — своего рода начальная ступень для тех, кто в будущем, возможно, станет предпринимателем. Эта форма в том числе помогает выводить из тени тех, кто до этого оказывал услуги без официальной регистрации.
— Алексей Анатольевич, интересуется ли предпринимательством молодежь?
— 24 августа завершился заключительный этап бесплатного проекта «Бизнес-уикенд» по обучению студентов колледжей и вузов основам ведения бизнеса. Всего в мероприятиях проекта приняли участие более 70 тысяч будущих предпринимателей, что говорит о безусловном интересе молодежи к запуску собственных бизнес-проектов. Кроме того, в июне мы открыли клуб молодых предпринимателей Business Update, ставший продолжением «Бизнес-уикенда». Сейчас взаимодействие участников происходит в основном на специальной онлайн-платформе проекта. На ней зарегистрировались уже около 2 тысяч человек. Кстати, самым молодым предпринимателям Москвы, которые приняли участие в наших программах, всего 16 лет. И они придумывают актуальные и интересны бизнес-идеи, среди которых продажа индивидуальных чайных наборов с травяными, ягодными, фруктовыми добавками и уникальным дизайнерским оформлением, а также услуги художника-иллюстратора и видеосъемка с использованием квадрокоптера.
Как с уже действующими предпринимателями, так и с теми, кто только начинает свой путь в этом деле, мы стараемся выстраивать тесную коммуникацию. Мы сравнительно недавно начали работать в этом направлении и сейчас продумываем форматы, которые были бы интересны и нам, и молодежи. Надеюсь, что проект Business Update будет полезным и интересным ребятам.
— По вашим оценкам, когда малый и средний бизнес сможет восстановиться полностью?
— Думаю, для этого потребуется время. Сложно говорить в целом обо всем бизнесе, не вдаваясь в специфику отраслей, но могу сказать, что уже видна положительная динамика. Об этом говорят и экономические показатели по городу. Надеюсь, что компании смогут справиться со всеми трудностями, а мы постараемся оказать им максимальную поддержку.
СПРАВКА
Алексей Анатольевич Фурсин родился 1 декабря 1974 года. В 1997 году окончил Государственный университет по землеустройству в Москве. С 1997 по 2001 год проходил обучение в Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Ранее работал в Государственном комитете РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Департаменте земельной политики Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Управлении государственных и муниципальных земель, Управлении земельной реформы, Департаменте земельной политики Министерства имущественных отношений РФ.
Также занимал руководящие должности в Управлении недвижимого и движимого имущества Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, дирекции Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий», Департаменте земельных ресурсов и объектов недвижимости. До октября 2015 года занимал должность первого заместителя генерального директора Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. В сентябре 2016 года назначен первым заместителем руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, а в феврале 2017 года — руководителем Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы.
С 21 сентября 2018 года руководит Департаментом предпринимательства и инновационного развития города Москвы.
Читайте также: Технологические предприятия столицы представили успешные инновационные проекты