Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Иван Вырыпаев: Уделяйте внимание словам

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Иван Вырыпаев: Уделяйте внимание словам
Фото: Андрей Никеричев / АГН Москва

Иван Вырыпаев — в театральном мире величина необозримая, в кинематографическом — непостижимая. Его имя тесно связано с понятием «новая драма».

Его фильмы «Эйфория», «Кислород» и другие становятся культовыми. Корреспондент «Вечерней Москвы» побеседовала с Вырыпаевым перед премьерой киноверсии его спектакля «UFO» на фестивале «Кинотавр». Этим разговором мы продолжаем рубрику «Зеркало для героя», в которой известные люди говорят о самом важном.

— Иван, ваш прошлый фильм «Спасение» вышел пять лет назад. Теперь вы возвращаетесь на экраны, точнее на мониторы, с проектом «ОККО Театр». Расскажите, что это будет?

— В названии проекта слово «театр» имеет ключевое значение. Мы занимаемся постановкой театральных спектаклей, и в то же время созданием фильмов-спектаклей по ним. Подчеркну, это не видеозаписи со сцены, а отдельное произведение. Снимаем без зрителей, как фильм, но в искусственных декорациях и по принципу спектакля. Это некий отдельный жанр в искусстве — как опера, балет, драматический театр, пантомима, так и фильм-спектакль.

— В театре зритель сам выбирает, за чем ему следить — это как свободно дышать воздухом. В кино тебя ведет автор — словно кислород сжижен и разлит по баллонам. Можно ли сказать, что фильм — более концентрированный спектакль?

— Не думаю. В любом виде искусства все основано на контакте между тем, кто исполняет, и тем, кто воспринимает. Но это разные формы: кино отличается от театра, от поэзии, от многого другого. Вы смотрите фильм — и это контакт с ожившей фотографией, в ней есть тема, сюжет, монтаж. В спектакле вы контактируете с произведением через актера и текст пьесы. Если это живой контакт, то и произведение живое. Если он имитируется — и все остальное ненастоящее.

— Вы часто говорили, что в драматическом театре главное — актер и текст. Но в вашем фильме «Танец Дели» была мысль, что главное — в молчании, его нельзя передать словами. Как по-вашему, слова способны выразить суть?

— Слова передают основной смысл. Если вы хотите попросить кофе, вы говорите «кофе». Мы используем слова, чтобы общаться. В «Танце Дели» говорится о тишине, той, из которой появляются слова об изначальной природе всего живого. То, что слова возникают из тишины, — это не метафора, не что-то эзотерическое. Перед тем как сказать, мы молчим. Мы встретились, секунда, и звучит «здравствуйте». Это интересный процесс, который мало кто исследует, — как появляются слова.

— С другой стороны, слова запутывают, у них есть второе значение...

— Это две параллельные темы — значение слова и его использование в современном театре. Сейчас и режиссеры, и актеры не уделяют особого внимания словам. Они используют их как хотят, в своей интерпретации. Сегодня вы не увидите постановки пьес как они написаны. Тексты переделываются на ходу, и создается нечто третье. Конечно, слово несет в себе энергию, значение, силу, и у разных слов они различаются. У слова «свет» одна энергия, у какого-нибудь матерного слова — другая, очень низкая, с плохими вибрациями. И это не только потому, что так отложилось у нас в голове, но и потому, что такие слова появлялись как реакция на что-то негативное. Например, на войне, когда человек был наполнен страхом, из которого и возникали подобные слова. Когда человек любит, когда он находится в храме, то говорит «славься», «милость», «люблю». Вслушайтесь, эти слова звучат иначе, в соответствии с вибрациями, которые происходят внутри.

— Как вы в целом относитесь к ненормативной лексике? Например, ее много в вашей пьесе «Солнечная линия», и некоторые говорят, что это мешает читать, портит текст. Вы как-то говорили, что это как препятствия для читателей, которые надо пройти на пути к смыслу.

— Думаю, у меня это проще. Люди, которые описаны в «Солнечной линии», не матерятся, а используют такие слова как междометия. Чтобы персонажи были современными, но не вульгарными, а как раз наоборот — чтобы показать их уровень развития, они используют некоторые слова, находясь на эмоциональном пике. Вообще, пьесы не нужно читать — их смотрят на сцене. Глазами прочесть пьесу могут только большие профессионалы, потому что нужно сразу представлять, как она будет звучать. Что касается использования мата в театре, скажу странную вещь, которую вы от меня не ожидаете: нет, лучше его не использовать.

— Почему?

— Эти слова несут достаточно низкий вибрационный заряд. Я их сам использовал, мне это нужно для снижения пафоса, ведь в моих пьесах его много. Но повторюсь — лучше этого не делать.

— Кстати, об этом. В ваших в пьесах, особенно в ранних, много темного, негативного. Много боли, на фоне которой ярче виден свет. Это по принципу того, что звезды заметнее ночью?

— Сама теория конструкции драмы предполагает конфликт. Что бы мы ни шли смотреть в театр — драму, комедию или трагедию, — там всегда есть конфликт, который мы изучаем. Так было со времен Эсхила, Софокла, Еврипида и продолжается сейчас. Если бы театр говорил только о позитивном в чистом виде, это бы был уже не спектакль, а медитация или духовная практика. Когда мы говорим про социальный театр, который идет на сцене для зрителей и за билеты, там обязателен конфликт. На его фоне мы видим проблемы, несостыковки, исследуем себя. Нет ни одной хорошей пьесы, где бы не было конфликта. И Чехов, и Шекспир, и Беккет, и Ионеско — это всегда борьба, проблема. Это и есть театр. Поэтому моя задача — показать некий конфликт и вернуть все в свет, чтобы люди ушли со внутренним теплом, даже после пьесы «Июль» — самой жесткой из моих. Недавно я поставил ее в Нью-Йорке, и после премьеры видел, как люди выходят наполненными. Это и есть катарсис — очищение.

— Когда вам плохо, как вы из этого выбираетесь? Что вам помогает забалтывать внутренних демонов? С ними нужно бороться? Или принять и позволить иногда этому происходить?

— Когда мы чувствуем, что нам плохо, откуда мы это узнаем, что с этим делаем? По-разному. Если болит живот и нам плохо физически, мы вызываем врача, пьем лекарство. Если депрессивное состояние — стараемся изменить его на хорошее. Но когда мне плохо, я стараюсь распознать природу этого. Что такое — плохо? Плохо ли мне по-настоящему? Где начинается это плохо, и где оно заканчивается? И кто решил, что это плохо? Когда болит живот — он болит. Но всему ли мне плохо? Должно ли мне быть плохо психически, если у меня болит живот? Ведь я могу быть в хорошей форме, внутренне радостным, вне зависимости от того, что ощущаю боль. Это боль живота, мой разум может не поддаваться ей. Он может ее испытывать, но я при этом могу быть в хорошем настроении. А могу сделать так, что боль будет полностью мной повелевать и я растворюсь в ней. Или же посмотрю и осознаю, что боль — это не я, что она просто со мной случилась. Таким будет мой ответ.

— Хочу еще спросить вас про одиночество. Как вы считаете, можно ли творить без единомышленников? Возможна ли тогда самореализация?

— Это зависит от того, каким видом творчества человек занимается. Если я работаю в театре, создаю спектакль, то чтобы он осуществился, нужны как минимум актеры, постановочная часть… То есть мне уже нужны люди. И это же все делается для зрителя, который придет смотреть. Зритель, актеры-исполнители и автор, который это придумал, то есть я, — мы все связаны. Без одного из этих элементов не выйдет спектакля. Если я напишу пьесу сам для себя и почувствую огромное удовлетворение от этого, она мне покажется гениальной, но я никому ее не покажу, она навсегда останется со мной — значит, я сам стал собственным зрителем и исполнителем, внутри самого себя. Наверное, такое тоже возможно. Но все-таки, я думаю, большинство художников создают свои произведения, чтобы люди восхитились этим, чтобы показать свое творчество другим и получить ответную реакцию. Мы все очень связаны: создатель, исполнитель и тот, кто смотрит. Намерение, воплощение и восприятие — три составляющие единого процесса. Художник может занимать определенную позицию, как, например, Андрей Звягинцев, когда говорит в интервью, что, создавая фильм, он не думает про зрителя. Таково его мнение, и он может его озвучивать.

Я это очень уважаю. Но все равно он зависит от зрителя, делает кино для него. Ведь он показывает свою работу на фестивалях, в кинотеатрах, переживает, когда фильм не приняли, или радуется, когда картина получила награду, когда друзья похвалили, а также расстраивается, если картина не понравилось близкому человеку... Ведь это так. Потому что все это связано.

— Что для вас сейчас главное, когда вы занимаетесь творчеством?

— Когда я занимаюсь социальным искусством, я стараюсь сделать это очень хорошо, чтобы было красиво. Дать зрителю то, ради чего он приходит смотреть спектакль. Когда мы делаем искусство с большими художниками, большими артистами — а мне посчастливилось работать с очень большими мастерами, — мы занимаемся тем, чтобы сделать все как можно лучше, созданием качества. Содержание и так уже есть в этих творцах. Нельзя научить таланту, он дается от рождения. Можно научить ремеслу и тому, как выразить свой талант. Так что мы не занимаемся созданием талантливых пьес, постановок. Мы занимаемся созданием доступных, качественных, хороших спектаклей. Хороших — значит таких, которые приносят людям удовольствие от просмотра. Поэтому мы и профессионалы. Любители же занимаются искусством для самих себя, им важно раскрыться. И они создают свой любительский театр, который, может, даже более полезный, поскольку люди делают его только для собственных счастья и радости.

— Вы сказали, что это социальное искусство, а вы сейчас занимаетесь еще и каким-то другим? О чем речь?

— Да, у меня есть свое небольшое место, куда я могу прийти играть на варганах (этнический музыкальный инструмент. — «ВМ»), читать тексты с группой близких друзей в качестве некой духовной практики. И там дело уже не в искусстве, а в познании себя и мира. Когда я играю на варгане, люди, которые это слушают, прежде всего оценивают не красоту моей игры, а возможность соединиться при помощи мелодии со своей энергией. Туда не продаются билеты. То, как вы меня знаете, в мое основное время я занимаюсь социальным искусством, связанным с культурой, с развитием психологии, определенных ментальных вещей.

Это искусство за билеты, цель которого — доставлять наслаждение. Такова единственная цель любого искусства. Мы приходим что-то смотреть или слушать, чтобы восхититься произведением искусства. Оно может лечить, может говорить о проблемах, но прежде всего мы должны восхититься им. Мы должны оценить, как это красиво, как здорово сделано. На первом месте — «как», и только на втором — «что». Даже если кто-то будет не согласен со мной и скажет, что это не так, если вы видите, что он успешен, значит, есть определенная категория людей, которым нравится, как он это делает. Иначе бы мы о нем ничего не знали, потому что даже если бы этот человек говорил что-то очень важное, полезное и актуальное, но нам бы не нравилось, как он это делает, — мы бы не покупали билеты.

— Кстати, об этом. Как вы считаете, деньги, которые мы вносим за то, чтобы посмотреть на произведение искусства, влияют на наше восприятие?

— Не деньги, а то, за чем вы идете. Когда вы идете смотреть искусство, то все, чего вы хотите, — получить удовольствие.

Можете со мной не согласиться, но проверьте это, исследуйте сами. Куда бы вы ни пошли, на какой бы кошмар или мрак не решили посмотреть, даже если это что-то очень страшное, допустим фильм ужасов, вы все равно хотите получить удовольствие. Вы просто не согласитесь платить за то, что принесет вам боль, страх, без удовольствия. А если окажетесь на таком фильме, то либо уйдете с середины сеанса, либо потом скажете — «больше я на это не пойду», и никому не посоветуете. Это очень важный момент, хоть и довольно сложный для понимания.

— Да, восхищать и волновать может и прекрасное, и ужасное. А в вашей системе ценностей есть понятия «хорошо» и «плохо»? Вы просто иногда говорите, что надо все отпустить и позволить всему происходить, не разграничивая. Так?

— Нет, я не стану повторять такие инфантильные слова. Для нас есть то, что нам нравится, и то, что не нравится, чего мы боимся. И внутри себя мы раскладываем это на хорошее и плохое. Если говорить объективно, хорошего и плохого наверняка нет, но только тогда, когда и нас нет, нет нашего эго.

Пока есть собственное я, существует и выбор хорошего и плохого, боли и удовольствия. Единственное, что стоит понять, — первый шаг к освобождению заключается в осознании того, что боль и удовольствие, хорошее и плохое связаны. Они не бывают друг без друга. Нет ночи без дня, темного без светлого. Все связано: где есть боль, сразу же и радость, а потом боль от потери радости, и так далее. Говорить, что ничего этого нет, — это либо сектантство, либо инфантильность. Поэтому на житейском уровне я подобного вовсе не утверждаю.

— Как вы воспринимаете мир? Есть много разных версий, кто-то считает, что мы атомы или что есть только вибрации. Каков он для вас?

— Я не знаю истину, не знаю, как на самом деле мир устроен. Если бы я был слепым или глухим, а вы бы меня спросили об этом, я бы наверняка ответил иначе.

Но на данный момент, к этой точке нашего разговора, я ощущаю его как энергию, которая проявляется в миллиардах форм, вариантов, развивается, меняется. Хотя, повторюсь, я не знаю, каков он на самом деле.

ДОСЬЕ

Иван Александрович Вырыпаев — драматург, режиссер, актер и продюсер. Родился 3 августа 1974 года в Иркутске. Там же окончил театральное училище в 1995 году. Работал в Магаданском театре, в Театре драмы и комедии в Петропавловске-Камчатском. Позже окончил Театральное училище имени Щукина по специальности «режиссер драматического театра».

С 2001 года активно участвовал в работе документального Театра.doc. В 2006 году снял свой полнометражный режиссерский дебют — фильм «Эйфория», который сразу получил «Малого золотого льва» на Венецианском кинофестивале и много других наград. Иван был художественным руководителем театра «Практика» с 2013 по 2016 годы. Преподавал в ГИТИСе, Школе-студии МХАТ, Варшавской академии театрального искусства. Сейчас живет и работает в Польше.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Полнометражные фильмы:

■ Эйфория (2006)

■ Кислород (2008)

■ Короткое замыкание (2009)

■ Танец Дели (2012)

■ Спасение (2015) Спектакли:

■ Интертейнмент (2020)

■ UFO (2020)

Актер:

■ Дневник убийцы (сериал, 2002)

■ Бумер: Фильм второй (2006)

■ Спасение (2015)

■ Интертейнмент (2020)

КСТАТИ

Холдинг «МТС Медиа» будет снимать собственные сериалы. Уже заявлено три проекта, запланировано — семь. На платформе «Кинопоиск HD» с сентября можно посмотреть коллекцию сериалов DC.

Netflix купил права на международный показ российского сериала «Эпидемия». Megogo начала снимать первый отечественный сериал про спортивного агента под названием «Крюк».

Читайте также: Юморист Михаил Галустян о бурной юности, нынешнем спокойствии и дружбе с Сергеем Светлаковым

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.