Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Певица Любовь Казарновская: Театральные билеты не должны быть дорогими

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Певица Любовь Казарновская: Театральные билеты не должны быть дорогими
Фото: Кирилл Зыков / АГН Москва

В свет вышла книга Любови Казарновской «Страсти по опере». Автор — не только оперная певица мирового значения, но и тонкий знаток истории музыкальной культуры. Поэтому книги, которые она пишет, — не просто мемуары. Личная жизнь автора в них переплетается с искусством. Новая работа Казарновской — энциклопедия музыкального театра. С ее создательницей мы поговорили о проблемах современности, эта беседа продолжает рубрику «Зеркало для героя».

— Любовь Юрьевна, ваша первая книга о театре называется «Оперные тайны». О чем она?

— Это была такая исповедь о моем сорокалетнем пребывании на сцене. Мой концертный дебют состоялся в 1978 году на сцене Музея А. С. Пушкина в Хрущевском переулке — с легендарным педагогом Надеждой Матвеевной Малышевой-Виноградовой. Она мне аккомпанировала. К ней я попала в 17 лет — ей было 80 к тому времени — по счастливой случайности. Надежда Матвеевна была уникальным, штучным специалистом, стажировалась у великого вокального педагога Умберто Мазетти. Кроме того, она была вдовой Владимира Виноградова, большого русского лингвиста и литературоведа, знаменитого исследователя Пушкина. И она, как верная жена, потрясающе владела русским словом и умела его преподать — и через музыку в том числе.

— Расскажите про свою первую серьезную работу.

— Надежда Матвеевна настояла, чтобы я занималась Татьяной в «Евгении Онегине». Я сказала: куда мне Татьяна? Я еще так мала, такая неумешка… А она говорит: «Знаешь, к Татьяне надо очень долго подбираться. Через русский романс, через умение владеть словом, через умение слышать поэзию». И мы начали заниматься. «Татьяна должна в тебе вызреть, — говорила педагог, — но очень важно начать сейчас, потому что по возрасту, по свежести чувств ты — Татьяна. Ты будешь разной Татьяной в разные периоды своей жизни. И в какой-то момент ты отодвинешь эту партию, потому что должно быть соответствие и голосовое, и физиологическое, и внутреннее». И как она была права!

— А с чего началась вообще ваша любовь к музыке — еще до того, как вы начали заниматься вокалом?

— Если вы помните, советским людям обеспечивала очень прочную связь с большим миром музыки радиоточка. Мы жили большой семьей — папина мама и его тетка жили с нами. И у моей бабули всегда было включено радио. Она никогда не признавала никаких программ, кроме Всесоюзного радио. Там шла программа «В рабочий полдень», и я с младых ногтей переслушала всех гениев. Рихтера, Гилельса, Когана, Максакову, Обухову, Нежданову, Лемешева...

— Я все то же самое!

— Помните, анекдот был на эту тему: «В эфире программа «В рабочий полдень». Фрезеровщик завода «Красный пролетарий» Петр Иванович Иванов просит передать вторую часть Седьмой симфонии Людвига ван Бетховена». Я на этом росла. Я еще не умела толком ходить, но напевала уже мазурки Шопена — очень хороший слух был. Уже в год. Мама вспоминала: «Тебя все в нашем доме называли Любочка-артистка». Бабушка, папина мама, была с Волги, из Царицына, который переименовали в Сталинград, а потом и в Волгоград. И когда Зыкина пела «издалека долго течет река Волга», бабушка плакала, потому что очень тосковала по своим родным местам. Я эту песню знала наизусть. В начале 1960-х у нас вышел индийский фильм «Господин 420». Мама вспоминала, как я разучивала песню из этого фильма, вбегала на кухню, вскрикивала: «Хей!» — там был такой фрагмент — и бежала дальше учить. В общем, все, что звучало, Люба пела. В детском саду всегда, где петь, декламировать — везде Люба. Потом школьные вечера, все модные группы были в центре моего внимания — Beatles, Deep Purple, Сreedence Clearwater Revival, Том Джонс, молодой Элтон Джон — мы обменивались этими бобинами…

— Надо же! Вы росли на рок-классике.

— Да! У нас была чудесная школьная группа. Мы жили в соседнем доме со Стасом Наминым. Стас и его группа «Цветы» приезжали к нам в школу на вечера. Я солировала с ними. Пела Yesterday, Ob-La-Di, Ob-La-Da. И готовилась при этом на журналистику в МГУ, потому что у меня очень хорошо шли гуманитарные предметы.

— Слава богу, что не стали журналистом.

— Вот как это было. Мы с мамой идем подавать документы в МГУ, и вдруг она говорит: смотри, идет второй тур в Гнесинку. А мне 16 лет. А тогда на вокальное отделение принимали с 18 Я захожу: на отделение актеров музыкального театра берут с 16 Мне говорят: «Что можешь спеть?» А у меня нот нет, я не готовилась... «Народную песню знаешь?» — «То не ветер ветку клонит». — «В какой тональности?» — «В ре минор». А я играла на рояле очень прилично. Сыграли. И говорят: переходи на третий тур. Я потом спрашивала маму: «Мам, как ты так все поняла, впихнула меня в Гнесинку?» Она отвечала: «Ты бы видела свои глазенки. Они у тебя так горели, что я поняла: если я не дам тебе этот шанс, ты мне не простишь этого никогда». Но склонность к слову мне пригодилась. Хотя мама — филолог-русист, сестра — специалист по французской грамматике.

А у Малышевой-Виноградовой слово — краеугольный камень. Она говорит: музыкально-драматическая интонация для певца — это все. Как ты проартикулируешь слово — это невероятно важно. Вокализировать — это многие смогут. А ты артикулируй, ты достучись до сердец людей словом, окрашенным музыкой. А потом работа со словом мне пригодилась на радио «Орфей» — в передаче «Вокалиссимо». Публика заходила и заходила — слушать записи программ.

— А ваш выход на ТВ?

— То же самое получилось с «Точь-в-точь» на Первом канале. Сначала был проект «Призрак оперы». И там ко мне приглядывались: как я говорю, как общаюсь с аудиторией. И они поняли, что это можно вывести в просветительскую тему. Сейчас мне люди говорят: «Мы иногда заходим послушать программу благодаря вашим комментариям. Почему, например, Шаляпин — это не только ресторан на Остоженке, а человек, который перевернул сознание людей? Почему Мария Каллас перевернула сознание? И мне самой интересно говорить — и об истории, и о том, что происходит в современной музыке. Просветительство меня очень интересует.

— Вы рассказывали на пресс-конференции о том, как трагически провалилась премьера оперы «Кармен» Бизе — самой популярной сейчас в мире. А я вспомнила о провале «Дон Жуана» Моцарта в Вене. И еще есть много случаев, когда публика не сразу понимает масштаб произведения и масштаб автора. «Смерть подарит нам бубенчики славы», как сказал поэт Александр Галич. Полно непризнанных гениев, которых оценивают по достоинству только после смерти.

— Вокруг Моцарта создавалось определенное мнение в Вене, где у него были враги. А в Праге, где к Моцарту относились непредвзято, у «Дон Жуана» был сумасшедший успех. Моцарта выносили на руках из театра. А в Вене создалась враждебная обстановка, инспирированная зальцбургским кардиналом, которого раздражало, что Моцарт — свободный художник. Пишет и говорит, что хочет. Кстати, Сальери был очень востребованным композитором — гораздо востребованнее, чем Моцарт, — и при папском дворе, и при императорском дворе Австрии он постоянно получал заказы. А Моцарт — нет.

— Но мы не можем сегодня вспомнить ни одной мелодии Сальери. А Моцарта сколько угодно.

— Сальери был очень хороший композитор. Но Моцарт был, как говорят, поцелован Богом в макушку. То же самое — Петр Ильич Чайковский. Критика писала: «Пиковая дама» — это еще хуже, чем «Евгений Онегин», Чайковский отвечал: я смотрю на Пушкина снизу вверх… А сегодня Моцарт и Чайковский — два самых исполняемых автора. И «Кармен» Бизе — самая популярная опера. О них вытирали ноги. Но они шли своей дорогой, потому что верили — своему дару они должны служить вечно, что бы ни случилось.

— Очень трудно идти напролом в некоторых обстоятельствах. Вы писали про маму: у вас пропал голос, когда она умерла. Как вы восстанавливались?

— Мама была большим другом. Все события, которые происходили в моей жизни, я обсуждала с мамой. Она бывала мудрецом по жизни. Не вторгаясь, не диктуя, а просто мощно поддерживая меня. Ее уход был для меня ужасом. Она собиралась ко мне в Вену, где я тогда выступала. Мы накануне поговорили. Она спрашивала, как у меня репетиции… А мой муж (импресарио Роберт Росцик. — «ВМ») в это время был в Москве по работе. И вот на следующий день он звонит мне в семь утра и говорит: «Срочно вылетай. Маме нехорошо», — он не сразу признался, что она умерла. После маминой смерти у меня началась такая тяжелая бронхиальная астма, что я не могла спать ночью. Спала в кресле, потому что у меня клокотало все… Это было страшно… И я нашла женщину, травницу. Она передавала мне в Вену сушеные травы. И говорила: «Ты начитывай молитву. Утром — это, днем — это, вечером — это». И болезнь постепенно стала отступать. А через четыре-пять месяцев я начала распеваться, заниматься «через не могу». Пришлось, конечно, отменить несколько контрактов. И вдруг в один прекрасный момент моя пианистка вошла в комнату и говорит: «Все, это наша Люба, с нами, это твой голос». А через два года появился мой мальчик, сын. Я сама стала мамой. И поняла, что никаким слабостям больше нельзя поддаваться. За нами с Робертом идет маленький человечек. Муж стал для меня очень большой поддержкой.

— К тому же у вас в то время была история с тяжбой за имущество.

— Да, мой папа решил жениться. И дама, которая появилась в его жизни, сказала: все, что было до нее, не должно существовать. Ни дочерей, ни внука. Она стала отсекать папу от нас. Это тоже было для меня страшной трагедией, потому что папу я очень люблю, он навсегда остался в моей памяти дорогим, светлым, любящим человеком… А потом категорически поменялся… В общем, этот клубок отрицательных эмоций подействовал на меня очень сильно. Но у меня получилось все это преодолеть. Хотя было очень тяжело…

— Вы очень сильный человек.

— Да, это правда.

— А потом вы выступали со многими оперными звездами первой величины — Пласидо Доминго, Хосе Каррерасом, Лучано Паваротти. И со многими другими.

— Мне очень повезло. Люди замечательные. Казалось, такие люди, как Мирелла Френи (звезда итальянской оперы. — «ВМ»), Николай Гяуров (болгарский оперный певец. — «ВМ»), — недосягаемые величины. Но какие они милые и простые в жизни! Мы ходили друг к другу в гости, говорили на простые житейские темы. Помню бесценный совет Миреллы Френи: «Никогда не путай театр и жизнь. Не будь в жизни надутой примадонной. Звездой ты должна быть на сцене, а в жизни будь нормальным, адекватным человеком». И прекрасное воплощение этого правила — Пласидо Доминго. Помню: вхожу в кафе в «Метрополитен-опера». И сидит Доминго в джинсовом костюмчике, в кроссовках, вокруг него артисты миманса (массовки. — «ВМ»), хора.

И он со всеми общается, всем отвечает. А с Паваротти была смешная история. Мы поем спектакль. И Роберт привел на репетицию Андрюшу — нашего сына, которому тогда было два года. А там такая сцена в «Паяцах»: Канио (Паваротти) бросает стулом в Недду (меня) — с криком «Назови мне имя твоего любовника!» Когда Лючано бросил стул, Андрюша разрыдался. Лючано подхватил его на руки: «Маленький, не бойся, мы с мамочкой друзья!» Все по-итальянски, естественно. И подарил ему конфету. Потом мы пошли в гости к Паваротти. Он гениально готовил пасту с трюфелями… Вот такие люди. Чем больше звезда, тем нормальнее человек.

— В вашей книге я прочла, что в опере сейчас модно оркестру играть громко, а певцу пытаться его переорать. Это же из рок-музыки история: инструменты грохочут, и певец ревет как резаный…

— Совершенно верно, в опере тоже есть такая тенденция. То, что в опере есть субординация, уже забывают, каждый старается погромче самовыразиться. Один дирижер, довольно известный, как-то мне сказал: «А почему я должен аккомпанировать? «Лежать» под певцом? Я тоже творческая единица». Но все компоненты в оперном театре должны соответствовать друг другу. Тем не менее все чаще из оперы пытаются сделать драматический театр: мы видим на сцене какие-то оторванные руки и ноги, какие-то тряпки…

Певица Любовь Казарновская: Театральные билеты не должны быть дорогими Фото: Кирилл Зыков / АГН Москва

— Это называется режиссерская опера. Зачем она нужна?

— Считается, что раз драматический театр развивается, оперный тоже должен развиваться «в ногу со временем». Театр — это живой организм. Но часто забывают, что музыкальный театр не может себе позволить то же, что драматический. Потому что в музыке уже заложен определенный код, который тебя привязывает к определенной эстетике. Я не хочу сказать, что все нужно делать в кринолинах и в пыли. Но можно сделать действительно новую эстетику — с игрой света, с минимумом декораций — и получится шедевр. А можно сделать помойку, как было в Зальцбурге, где Фигаро и Сюзанна в начале действия роются в помойке. Многие критики прославляют этот театр и считают, что только так можно привлечь молодежь. Нет, эти выверты только отвращают всех. Дети моей приятельницы сходили на спектакль в Большой театр и сказали: больше никогда. Мы читаем тексты Пушкина, а потом видим помойку.

— Ну да, заплатишь 50 тысяч, придешь на премьеру, а там все орут и голые… Но даже если без эксцессов, почему билеты на классическую музыку такие дорогие?

— Когда я училась в консерватории, Евгений Нестеренко, завкафедрой, народный артист, замечательный певец Большого театра, делал нам бесплатные билеты. На верхотуру, но мы знали и видели все. А сегодня ценовая политика определяется «эффективными менеджерами», которые назначаются в театры. Они не любят театр. Они любят только шелест купюр. Театр — это рынок сегодня, рынок для богачей и туристов, а не для тех, кто действительно любит искусство. И слой театралов практически уничтожен. Это ужасно. Я категорически против этого. В Советском Союзе было много дурного, но анекдот про рабочего, который разбирается в Бетховене, возник не на пустом месте. Была ведь настоящая публика и у Большого театра, и у Кировского, и у Мариинского, и так далее.

Потому что ценовая политика рассматривалась как часть национальной идеи, национальной культуры. Билет в Большой театр мой папа покупал за пять рублей в партер для бабушки — в подарок. Она его журила: «Юрочка, так дорого!» Но это были небольшие деньги при зарплате 120 рублей. Звезды первой величины, народные артисты СССР, получали концертную ставку 27 рублей 50 копеек — Атлантов, Плисецкая, Нестеренко. Я, будучи уже лауреатом международных конкурсов, имела ставку 5 рублей, пройдя сквозь строй худсоветов. А сегодня все изменилось. Посредственные исполнители требуют сотни тысяч за концерт. К сожалению, в Большой театр часто ходит публика, для которой это очередное «статусное» мероприятие. Она сидит и разглядывает люстры. А настоящие знатоки и любители вынуждены слушать и смотреть музыку в «Ютьюбе».

— Кстати, о «Ютьюбе». В изоляции весной вы стали вести свой видеоблог. У вас там мастер-классы, где молодые оперные певцы показывают свой талант.

— Ребята есть очень талантливые. Они ходят за мной: вот это объясните, а кого послушать, а на кого сориентироваться? Это большая ответственность.

СПРАВКА

Любовь Казарновская — советская и российская оперная певица (сопрано), педагог, почетный профессор Московского экономического института (2016). Родилась в Москве в семье генерала Юрия Игнатьевича и филолога Лидии Александровны Казарновских. Обучалась на факультете музкомедии Гнесинского института. Дебютировала в 21 год на сцене МАМТ им.К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в партии Татьяны («Евгений Онегин» Чайковского). В 1997 году учредила «Фонд Любови Казарновской» для поддержки российской оперы. С мая 2015 года является председателем попечительского совета «Академии праздничной культуры».

Читайте также: Геннадий Вдовин: Реставрация подлинного памятника XVIII века обязана быть долгой

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.