Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Стас Намин: Молодежь всегда талантлива, в любое время

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Стас Намин: Молодежь всегда талантлива, в любое время
Стас Намин / Фото: Из личного архива Стаса Намина

Началась наша беседа с музыкантом Стасом Наминым с вопроса о том, как команда группы «Цветы» отметила свое 50-летие.

— Стас, юбилейный концерт прошел в Кремле. В каком возрасте ты для себя, в принципе, прикинул, что, да, возможно, я буду выступать в Кремле?

— Я вообще об этом никогда не думал. Какая разница, где выступать? Идея Кремлевского дворца появилась спонтанно. Наши организаторы решили, что там будет дешевле, чем, к примеру, на стадионе «Открытие арена», где мы изначально планировали концерт. Мы согласились, потому что Кремль сегодня — это обычная концертная площадка, где выступали Стинг, Дэвид Боуи и другие звезды. А мы, кстати, там раньше никогда не выступали и решили: почему бы не лишить эту сцену девственности парой не очень политкорректных песенок из нашего репертуара. (Смеется.)

— Мне кажется, вы очень смело ввели новый материал в этот концерт.

— На эту тему мы не сильно заморачивались, составив репертуар из известных и новых песен. Мы умышленно сделали очень простой концерт, без особых световых, проекционных и лазерных эффектов, понимая, что этот зал по традиции несет определенную пафосность. Я, кстати, видел, как мучились с этим и Стинг, и Боуи и другие супермузыканты. Мы решили сразу поломать этот пафос и постарались сделать концерт камерным и домашним. Мы просто вышли и пели подряд свои песни, а зал буквально с самого начала и до самого конца пел вместе с нами.

— Из новых песен что можно считать удачей и что не выстрелило?

— А что такое «выстрелило»?

— Ну, когда песня стала хитом, ротируется на радио.

— Наши песни никогда за 50 лет всерьез не ротировались ни по радио, ни по телевидению. При советской власти, как известно, мы были запрещены в СМИ, а сегодня, судя по всему, мы тоже неформат относительно тех критериев, которые существуют у редакторов музыкальных радиостанций и ТВ. Не знаю, в чем у них с нами проблема. Может, мы просто слишком круто играем и поем, а наши песни не бездарные? (Улыбается.) Или кто-то не хочет быть с нами рядом, чтобы не было возможности сравнивать? Но и без раскрутки у «Цветов» много концертов и полные залы, а в конце всегда стоячие овации. Думаю, что релиз полной версии концерта «Цветы-50» в Кремле и наш новый альбом «Я не сдаюсь», куда вошли 11 песен, которые уже звучали на концертах, но не были записаны в студии, будет для многих открытием, и как минимум в сетях люди смогут узнать, как звучат сегодня «Цветы».

— При выборе с кем работать какой фактор превалирует — человеческий или профессиональный?

— Профессионализм в работе — необходимое условие и не обсуждается. Но если выбирать среди профессионалов, то человеческий фактор, конечно, очень важен. Этот принцип у нас работает и в «Цветах», поэтому уже двадцать лет как состав не меняется. И в театре (Московский театр музыки и драмы Стаса Намина был создан в августе 1999 года. — «ВМ») все живут как одна семья и тоже состав постоянный уже много лет.

— Александр Борисович Градский говорил мне: «Мы с Наминым основали рок-культуру в этой стране». Ты, кстати, когда впервые пересекся с Градским?

— Ну, я бы на его месте не стал так безапелляционно заявлять, так как еще до и во время его «Скоморохов» и моих «Политбюро» и «Цветов» были группы «Братья», «Сокола», «Меломаны», «Скифы» и еще много других рок-команд, которые профессионально играли и пели. Свою первую группу я сделал в 1964 году в Суворовском училище, называлась «Чародеи», играли мы втроем. А с Сашей Градским мы знакомы, наверно, с конца 1960-х — начала 1970-х, не помню точно.

— Мне-то казалось, что в Советском Союзе в военном заведении без энтузиазма должны были относиться к тому, что мальчики рок-музыкой занимаются.

— В действительности было не так. Помимо нас в Московском Суворовском училище было еще три или четыре группы, которые тоже играли на электрогитарах и барабанах. Это было в военном училище в Филях, я там проучился семь лет. И в музыкальном училище в Серебряном Бору тоже было несколько рок-групп. А это все середина и вторая половина шестидесятых.

— Я изучил персональный сайт Стаса Намина и обнаружил, что он, ко всему прочему, еще фотограф и художник.

— Я фотографией занимаюсь практически с детства. А где-то в 1990-х начал участвовать в выставках. Были персональные выставки в Большом Манеже, Центральном доме художника, выставка в Русском музее в Петербурге, который также выпустил мой первый фотоальбом. Потом я еще много выставлялся — и за рубежом, и в Русском музее, и в других местах. Но в последнее время больше занимаюсь живописью и фотовыставок почти не делаю.

— Слово «альбом» из уст музыканта, конечно, воспринимается как запись музыки. А не приходилось самому оформлять музыкальные альбомы своими работами?

— Честно говоря, я не знаю, как в данном случае правильней меня назвать — музыкант, художник или фотограф, так как я и тем, и другим, и третьим занимаюсь довольно серьезно. Я ведь никогда не был артистом и на сцену выходил очень редко, я не автор-исполнитель, и вообще сцена — не моя профессия. В создании дизайна всех своих и «цветочных» альбомов я, конечно, участвую, но свои работы до недавнего времени не использовал. А в 2018-м англо-американская фирма грамзаписи Parma выпустила мою симфонию Centuria S-Quark в исполнении Лондонского симфонического оркестра. На обложке альбома они использовали мою картину «Новый Вавилон». И вот сейчас выйдет новый альбом «Я не сдаюсь», где основой обложки будет моя фотография.

— Музыкант, композитор, художник, фотограф — палитра впечатляющая. Мы можем сказать, что Стас Намин еще и авантюрист, потому что мутил авантюры? Ты первый, кто такое про меня говорит. Какие авантюры?

— Что ты имеешь в виду?

— Разве попытку устроить турне с мумией Владимира Ленина по всему миру нельзя числить авантюрой?

— Это, конечно, не было авантюрой, скорее веселой провокацией. Когда Ельцин пришел к власти, свергнув убежденного коммуниста Горбачева, и выступил против коммунистов, сдав свой партбилет, мне было интересно, до какого предела он готов дойти в этом шоу.

И я придумал смешной проект: обратился к своим друзьям, мировым промоутерам, и мы грубо прикинули расходы и возможные прибыли от подобного турне, по аналогии с турне мумии Тутанхамона, которое с успехом прошло по миру. Мы планировали вывезти мумию со всеми необходимыми механизмами, которые ее поддерживают, а Мосфильм должен был создать точную копию мавзолея, который бы устанавливался на крупнейших сценах мира — в Royal Albert Hall, Carnegie Hall и других. Богатые и холеные зрители заходили бы туда, отстояв, как и в Москве, очередь, а там их встречал бы такой же, как в реальном мавзолее, холод и полумрак, и те же кагэбэшники с холодными глазами, которые ездили бы с мумией на гастроли и так же ее охраняли, говорили бы тихим командным голосом: «Не задерживаемся! Проходим, проходим! Близко не подходим!» — чтобы у зрителей холодок прошел по спине, чтобы они почувствовали дух сталинских времен...

Стас Намин: Молодежь всегда талантлива, в любое время Группа «Цветы» / Фото: Из личного архива Стаса Намина

Перед входом была бы краткая экспозиция деяний Ленина, квинтэссенция его жизни и деятельности, собранная из российских и европейских музеев. А на выходе — сопутствующие товары, бюсты, значки, флажки и тому подобные «ленинские» сувениры, которыми были полны все склады, и никто не знал, что с этим добром делать.

Мы рассчитали тур на два с половиной года — от крупнейших городов США и Европы до Японии и Австралии, и это могло бы принести около 5 миллиардов долларов прибыли, которые я предложил раздать советским пенсионерам, потерявшим все свои сбережения во время гайдаровских реформ.

— Так это был стеб или все-таки бизнес?

— Какой еще бизнес? Было очевидно, что никто — ни Ельцин, ни кто другой — этого не разрешит. Это была своеобразная проверка «на вшивость» новых свобод и реформ. Я официально представил весь просчитанный проект в правительство Ельцина, но мне, естественно, никто не ответил. Зато коммунисты возмущались: как вы смеете предлагать везти на гастроли святыню?! На что я им отвечал: ведь очередь в Москве стоит в Мавзолей, а не в Музей Ленина, значит, это и у нас больше аттракцион, нежели интерес к истории. Вам гораздо интереснее, как выглядит мумия Ленина, а не его деяния. Разве это не унизительно для такой личности? С другой стороны, новоиспеченные демократы возмущались, что я предлагаю всемирную пропаганду ненавистного им создателя советской власти. В общем, мне кажется, стеб удался.

— Тот же Градский рассказывал мне как-то, что, мол, зашел к Намину и увидел там Йоко Оно, вдову Джона Леннона.

— Да, действительно, Йоко Оно у меня гостила.

— А что она у тебя делала?

— Странный вопрос. Чай пила. Она угощала меня чаем у себя в Нью-Йорке, я ее угостил у себя в Москве.

— Но совместного ничего не было?

— В каком смысле? В музыке у нее совсем другой стиль, скорее психоделический андеграунд. А как у художника у нее интересное авангардное мышление, но в этом плане мы тоже абсолютно разные, для меня это скорее хулиганство, чем живопись.

— Если мы про Йоко Оно вспомнили, скажи, за прошедшие годы отношение к «Битлз» у тебя не изменилось?

— Мне кажется, меня об этом даже странно спрашивать.

Все знают мое к ним отношение, и если уж говорить про кумиров, то у меня только одни они и кумиры. Кстати, термин «кумир» довольно расплывчатый. Ты как его понимаешь?

— Ну, это тот, кого переоцениваешь, мне кажется, если берешь его реальный вклад, и относишься к нему лучше, чем он того бы заслуживал…

— Тогда «Битлз» тоже не кумиры. Потому что их переоценить невозможно.

— А среди молодежи на рокпоприще есть у нас те, кото- рые могут для кого-то стать кумирами?

— Я вижу у нас очень много талантливых молодых людей в разных областях и поражаюсь глубине и системности их знаний. Молодежь всегда талантлива, в любое время, в любой ситуации. Вопрос, что дальше с ними произойдет, смогут ли они себя полноценно реализовать или, не дай бог, сломаются или уедут. А «кумирство» к таланту не имеет прямого отношения. Люди кого хотят, того и кумирят. Ведь известно «что кому нравится, тот тем и давится». (Смеется.)

— Рекордсмен просмотров на том же «Ютьюбе» сейчас — это Сергей Шнуров.

— Ну, а почему нет?

— Бытует мнение, что он так популярен за счет употребления ненормативной лексики.

— Я так не считаю. Он действительно очень талантливый человек.

— Сергей Шнуров — это рок-музыка?

— Я бы сказал, да. А некоторые группы, работающие в хевиметал и треше, я не назвал бы рок-музыкой. «Фраерский наборчик» — длинные волосы, громкая гитара, барабаны и т.п. — это скорее цирк, как бы музыкальная эксцентрика.

— А «Цветы» правильно будет назвать рок-музыкой?

— В 1969-м «Цветы» были созданы по принципу, который задекларировали «Битлз». И тогда песни, по которым нас знали миллионы, это было то, что цензура с трудом пропускала, запрещая все, что несло человеческие эмоции и искренность. Мы могли выпустить только один миньон в год. То, что нам удалось даже в этих песнях хоть что-то выразить и как-то сформулировать наше рок-н-рольное начало, нам и самим странно. В реальной жизни и в концертах мы играли совсем по-другому.

Первыми всегда быть трудно, приходится идти на компромиссы, чтоб не потерять главное. Я бы не стал вообще квалифицировать жанр наших песен начала 1970-х. Если на нас учились многие сегодняшние классные рок-музыканты, значит, то, что мы делали, не прошло даром...

— Как отразилась на группе и твоем творчестве пандемия?

— Конечно, как и у всех в мире, у «Цветов» нарушились все концертные и гастрольные планы, и стало трудно зарабатывать на хлеб. С другой стороны, появилось свободное времени для семьи и творчества. Мы закончили постпродакшн концерта в Кремле, и 6 ноября он в видео- и аудиоверсии появился на всех площадках интернета.

Закончили запись альбома «Я не сдаюсь», который появится на площадках интернета 27 ноября. А я, живя в основном на даче, вдруг сподобился впервые в жизни написать авторский альбом. Откуда ни возьмись, появились несколько совершенно новых песен, над которыми мы планируем начать работу. Надеюсь, запишем весной. Может быть, некоторые песни из него войдут в новый спектакль «Забастовка», который наш театр сейчас готовит. Да, он продолжает работать, несмотря ни на что, и только что участвовал в международном концерте, посвященном 75-летию ООН.

Ребята представили там фрагмент из этого спектакля — песню «Мятеж». Кроме того, театр работает над спектаклем «Власть цветов» по биографии группы. Тоже, наверное, выпустим весной.

Читайте также: Алексей Кортнев: Всегда отдаю долги

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.