Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Валентин Гафт: Мы умираем…Ужасно. Будто кто-то всем этим там управляет

Общество
Валентин Гафт: Мы умираем…Ужасно. Будто кто-то всем этим там управляет
Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»

Валентин Иосифович Гафт умер 12 декабря, на 86-м году жизни. В последние годы его мучили болезни, но всегда оставалась надежда на чудо, в которое до поры он верил и сам. Увы…

Дружба с Валентином Иосифовичем началась у редакции «ВМ» несколько лет назад. Она оставила самые теплые, светлые воспоминания и на самом деле очень многое изменила в восприятии и Гафта — как человека, и его таланта — не актерского уже, а поэтического. Судя по всему, это интервью было последним — мы говорили много часов, да и встречались не раз. Осознать, что Валентина Гафта больше нет, крайне трудно. Будем верить в то, что ему стало легко…

А интервью — перед вами, оно было взято в мае 2018 года и часть его уже была опубликована в еженедельном выпуске нашей газеты «Вечерняя Москва» 7 июня в рубрике «Литкафе». Встречи были и потом. Та — осталась незабываемой. Светлая память Валентину Иосифовичу Гафту. Будем помнить…

…Он начал играть в театре 60 с лишним лет назад, снялся в огромном количестве фильмов, прослыл человеком с непростым характером и острым языком. Его перу принадлежит несметное количество колких эпиграмм, многие из которых, впрочем, ему приписываются. Его биография — как творческая, так и личная — в свободном доступе в Сети. И все же мы знаем о нем не все.

Валентин Гафт: «Но будто кто-то ставит нас по своей воле, как книги на полку, или снимает. Захотел — взял, снял. Или обратно поставил. Просто потому, что так решил».

Валентин Гафт: Мы умираем…Ужасно. Будто кто-то всем этим там управляет Фото: Театр «Современник» 

— Ничего, что я в бороде? Это из-за спектакля. Спектакль «Пока существует пространство», где на сцене лишь два актера — Валентин Гафт и Саид Багов, — стал событием в театральном мире.

— Отличная борода. Вам идет, кстати.

— И это правда. Но наш разговор будет не о бороде, и даже «актерскую сторону» жизни мы затронем лишь по касательной. Сегодня в центре внимания окажется Гафт — поэт и не только создатель известных эпиграмм, но и лирик, и философ, и автор острой поэтической фантасмагории «Мне снился сон…», которая одно время шла на сцене в постановке Романа Виктюка. А еще (мало кто знает) не так давно вышла в свет уникальная книга «Ступени» — в ней стихи Валентина Гафта проиллюстрированы Михаилом Шемякиным. Не знаешь даже, как ее назвать точнее: сборником ли стихов, альбомом ли рисунков, или надо придумать для нее некое специальное, синтетическое слово. Суть от этого, впрочем, не меняется: это жизнь, описанная одним мастером и «прорисованная» рукой другого.

Но сначала — о «Сне». Пьеса потрясающая. Яркая, страшная. Живая. И даже странно: при том что это фантасмагория — веришь ей абсолютно.

Оказаться на «острие»

— Валентин Иосифович, свой «Сон» вы написали десять лет назад, да? В нем, если кто не читал произведение или не смотрел спектакль, любопытные герои: тут и Сталин, и Радзинский, и Зюганов. Удивительно, что написано это было до того, как в стране поднялась новая волна сталинизма. Выходит, вы опередили время. А с чего вдруг решили писать об этом?

— У меня отец был такой… Полувоенный человек. Всю войну он прошел. Когда он умер, я год спустя примерно открыл его стол. А там — пятнадцать портретов Сталина. Вырезки из газет и журналов, хорошего качества портреты… Он никогда и не обрушивался на систему, и не поддерживал ее. И тема эта дома не обсуждалась. Все было известно, конечно, и про допросы, и про расстрелы. В этом смысле, кстати, у нас счастливая семья: никого не расстреляли. Но эти портреты… Он мне ими попал куда-то, понимаете? Саднило так, что… Ну и спустя много лет вдруг возникло это: то, что написалось.

— А отчего перестали играть?

— Не знаю. Мне кажется, денег постановка особых не принесла, вот и… А сейчас я думаю: Виктюк хорошо спектакль поставил, но мы плохо эту пьесу играли. Плохо! Мне надо было ее читать одному.

— Может быть... В интернете же, кстати, обсуждать ее стали в большей степени после закрытия, когда фигура Сталина опять стала для общества водораздельной. Потому и отклики разные. Как всегда, когда упоминается имя вождя народов. Но вы, выходит, на самом острие оказались. «В тренде».

— Что разные — это нормально. Но штука-то в чем! Я ведь так и не нашел ответа, какой он, Сталин: плохой ли, хороший ли. И писал я ее, когда отношение к Сталину не было определено. То, что мне известно о нем, не предполагает обсуждения — страшный он был человек, Иосиф Виссарионович. Психически нездоровый! Но в то же время его уважали даже враги... И ни один лозунг не поднимал такого количества людей, да и не поднимет уже никогда, как «За Родину, за Сталина!». Факт? Факт. Герой он или нет? Полагаю, у нас один герой — народ. Кстати, знаете, что поразительно? Пока я писал, так проникся всем этим, что сам внутри был похож на Сталина! По крайней мере, я так чувствовал.

Валентин Гафт: Мы умираем…Ужасно. Будто кто-то всем этим там управляет Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»

— Но он же дьявол у вас…

— Нет. Точнее, отчасти. Когда говорит: «Страна трудилась, полстраны сидело. Но отчего так сладко сердцу пелось?» — да. Дьявол! А когда плачет по-детски, превращаясь вдруг в младенца, — нет. Эх, одному надо было читать! В пьесе есть и особая пластика. Когда видение у вождя, когда «текут по стенам кровь и слезы и обвалился потолок», он должен страшно закричать: «Пото-о-о-п!» Чтобы заледенело все. «Смертелен уровень воды, когда в нее впадают слезы…» Это неплохо, да?

— Это страшно. Очень. А Эдвард Станиславович Радзинский как ко всему этому отнесся? Вы же давно знакомы, в пьесах его играли. И тут…

— Играл! Я у Эдика был любимым артистом. И в «104 страницах про любовь» играл, и в «Аэлита, не приставай к мужчинам». И в «Обольстителе Колобашкине» играл, он мне там главную роль подарил. Потрясающую! Я на ней учился. Жаль, сняли спектакль быстро. Да, Эдик ко мне очень хорошо относился, а я вот взял и сочинил такое… Он и сейчас фактически со мной не разговаривает. Сначала, когда я ему сказал, что такая штука сочинилась, ему вроде бы даже все понравилось. А потом он заявил, что подаст на меня в суд. Не подал, правда. Но не общается. Все из-за конца пьесы, где он повторяет бесконечно: «Товарищ Сталин, я простить меня прошу, я все исправлю, все перепишу…» Иногда напишешь что-нибудь эдакое, а оно выходит боком.

— Но, если честно, это и правда обидно…

— Может, и обидно. Но пьеса же! У меня в книге вон взяли и вычеркнули из нее фразу «Народ безмолвствует, безмолвствует народ». И я тоже обиделся. И хоть ничего из себя особенного не представляю, даже скандал устроил — насколько могу.

— А как вообще вы начали писать?

— Случайно. Лет пятьдесят назад мы с поэтом Валерием Краснопольским брели по Кишиневу после концерта. Мы туда приехали по приглашению общества книголюбов; за выступление платили копейки, но мы ездили — куда деваться. А Валера такой: любит поговорить, завести. В общем, мы шли, болтали о чем-то, и я ему говорю: «Слушай, а давай я буду стихи сочинять?» Как в сказке, честно. Вот, говорю, капелька дождя. Давай я про нее сочиню. И сочинил. А прошло много лет, и вдруг это стихотворение начало обретать глубокий смысл. Когда сочинял — сам не понял, что вышло! А вышло… неплохо.

— Да отлично вышло! Даже не верится, что это — первое стихотворение, написанное походя.

— Оно у меня одно из лучших. Первые стихи — они и были самыми хорошими. Я вас не обманываю! Но меня спасает знаете что? Что я никогда не восхищался ничем из того, что написал. Помню, тот же Краснопольский позвал меня как-то в Дом литераторов, там давали премии лучшим поэтам года. И руководил всем этим один человек с забавной фамилией. Он читал со сцены свои стихи, и они были ужасными. И я вылез. Сказал, что я не Маяковский, конечно, — так, сочиняю потихоньку, — и даже прочел что-то по просьбе из зала. Но с тех пор в ЦДЛ на такие вечера не ходил.

А все — из-за любви…

— Слушаю я вас и думаю, что плохо, когда нет самоиронии. Но у вас она чрезмерная.

— Да ладно! Мы, кстати, с Краснопольским не общались много лет, потом он позвонил и говорит: «Валька, а ты помнишь, что начал стихи сочинять со мной?» Я говорю: «Помню. Но шедевров — нет!» А он мне про эту капельку дождя напомнил.

— То есть ваш «крестный отец» в поэзии — Валерий Краснопольский.

— Он и Саша Орлов, актер и режиссер. Человек, который может все, но не на все у него хватает духу. Сашка пришел навестить меня в больнице, когда мне на спектакле «Плаха» по Айтматову оторвали бицепс. Дурацкая история: мы с партнершей договорились, что она должна дергать винтовку вниз — в сцене, когда я готовлюсь к убийству. Но она дергала не так, я разозлился, рванул вверх… Ну и все — травма. А потом за кулисами я решил проверить, что с рукой, и подтянулся, дурак! Ну вот, пришел меня Сашка навещать, а мне свет не мил, делать ни хрена не могу, сижу на кровати. Давай, говорю ему, Сашка, бумагу — буду стихи сочинять. Он говорит: «А точно, сочиняй». Пушкина-то не получилось, конечно. Смеюсь… Не подумайте только, бога ради, что я старый идиот и что-то такое пытаюсь о себе присочинить. Это началось как развлечение. Просто стихи сочиняются, когда плохо.

— Когда хорошо — не сочиняются?

— Сочиняются, но смешные. Сашка мне дал карандаш, и я написал: «На сцене Плаха, все фатально, / Беда должна была случиться, / Я пересек границу Тайны, / За это надо расплатиться. / Когда придут в разгар Игры / Семерка, Тройка, Туз — не ахай! / Невидимые топоры / Всегда висят над нашей Плахой. / Загадка есть — Разгадки нет, / Я наступил на темя Ямы, / Где кровь смывает с рук Макбет / И дремлет Пиковая дама». «Невидимые топоры всегда висят над нашей Плахой» — ничего, да?

— Ничего? Это сильно.

— Так все и завертелось. Стихи — это уточнение биографии... Я стал пописывать. Дома всех достал, вечно лез со своим: «Я почитаю стихи?» А потом начал в театре организовывать капустники. Тогда и эпиграммы пошли. Некоторые выходили жуткими, это я понимаю. Некоторые — ничего, довольно изящными. Был вот замечательный артист — Саша Иванов.

— Который «Вокруг смеха» вел?

— Ага. Его все боялись, а он боялся меня. Я ему написал: «Я Сашеньку люблю давным-давно, / Он худ, опрятен, говорит любезно, / Но нюх такой на свежее говно, / Что рядом ковыряться бесполезно».

— Скажите лучше, кто вас не боялся. На такой язык попадешь — греха не оберешься, разве нет? Кстати, вы и сейчас их сочиняете?

— Иногда. Но некоторые получаются такими, что читать никак нельзя.

— Неполиткорректно и нетолерантно?

— Вроде того.

— Всегда было интересно, как вы могли писать так — наотмашь. Друга Козакова приложили «отсутствием мужского конца». А другие строки какими зубодробительными выходили! Как вы могли не бояться реакции людей?

— А! Вы еще Михалковых мне припомните! Которых мне приписали! «Как вы могли…» Я Никиту обожаю, но этим «михалковским зудом» меня полжизни доставали.

— Ну а злобная эпиграмма Гундаревой? Про «успех в роскошном теле...»?

— Наташа... Я ее обожал. Однажды мне вручали премию, и она сказала мне: «Какой вы талантливый!» Меня теплом заволокло, такая она была! Ничего подобного я ей не писал, не смог бы никогда! Моя боль — что она ушла, а я не успел ей сказать, что эту гадость не я сочинил.

— Она никогда не спрашивала? Значит, и не верила, что это вы.

— Надеюсь. Но знаете, какой это ужас... Я приезжаю в провинцию с концертами, там люди такие изумительные... И обязательно выясняется, что недавно там какое-нибудь местное издательство выпустило книжечку моих эпиграмм. Без всякого согласия, без всякого разрешения. Из 20 эпиграмм в ней 18 — не мои. А поди — докажи! Пусть этот идиотизм останется на совести тех, кто мне их приписывал. Гаденькие. Мои могли быть острыми, да. Но тот поток пошлятины, что именуется «гафтовской», как правило, не мой. Все с Рязанова началось: он меня пригласил в «Кинопанораму», я там что-то прочел. И понеслось. А ведь на самом деле я стал сочинять эпиграммы тем, кого любил и люблю. Это все — из-за любви.

Валентин Гафт: Мы умираем…Ужасно. Будто кто-то всем этим там управляет Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»

— Из-за любви? Даже острые?

— Да, и боли по тем, кто ушел. Когда-то это были эпиграммы, а когда-то — портреты. Раневской вот... Знаете, что она всю жизнь любила одного мужчину? Пушкина! Он ей заменял всех. Я с ней не был знаком, один лишь раз только мы с Игорем Квашой пошли ее поздравить после спектакля. Игорь постучал, и она в своей манере ответила через дверь: «Сейчас, секундочку, я переоденусь, чтобы вас не стошнило...» Такая вот была... Я написал ей стихи — и вышел портрет. Стихи вышли хорошими, мне кажется: «Голова седая на подушке...» И Мандельштаму неплохое посвящение: «И стихов замерзших строки на обкусанных губах…» Никакого там зла. Но сейчас и про хорошие мои стихи могут сказать: фу, примитив. Сейчас ведь иначе пишут.

— Это кто вам сказал? Стихи пишут разные. Некоторые — и правда с претензией такой, что… Такая в них псевдовесомость.

— Иногда мне кажется, что делают их так: взяли что-то у Маяковского, чуть-чуть не дописали, в одном месте — специально оборвали, потом перемешали все и выдали за стихи. Что получается — не понять. Я одному известному поэту как раз в тему написал: «На струнах обвисших / бренчит аккорды — / То ли загадки, то ли кроссворды. / Кто ты, поэт? / Ежик в тумане, / Платочек на шее / да фига в кармане. / Money, money, money…»

— Остро. Но вы все же очень язвительный.

— Но честный! Еще про Охлобыстина нравится самому: «Он священник был в артисте и артист в священнике, / Охломон и Охлобыстин — как цветок на венике». Иван не обиделся, кстати. Ему вроде даже понравилось. Еще что вспомнить из относительно недавнего… «Вчера весь вечер слушал Лепса, / И до сих пор не успокоюсь: / Он так орал, идя по рельсам, / Что испугался встречный поезд».

— Тоже вряд ли обидится — смешно. А Евтушенко? Ну правда, Валентин Иосифович, как же жестоко вы Евгения Александровича приложили: «Уж больно смел, когда не страшно»…

— Да, «умен, когда и так понятно»… Женя был великодушным. Он после появления этой эпиграммы спросил у меня: «Валь, за что?» И я ответил честно, повторив то, что говорил вам: из-за любви. Как еще объяснить? Вот я люблю девушку, а у меня ничего не получается с ней. Злюсь! Из-за ревности написал, да. Женя понял и простил. Я ведь влюбился в него давным-давно, мальчишкой, еще когда он приходил к нам в студию МХАТ — шикарный, красивый, в каких-то красных штанах, купить которые можно было лишь где-то «там». Он читал стихи, и мы балдели. Да, я его любил! И вот такое написал при этом. Я, кстати, не так давно видел картину про шестидесятников.

— «Таинственную страсть», наверное?

— Вроде да. И даже не понял, а что это они такое сделали? Чулпан Хаматова, правда, играет потрясающе. Но вообще бог с ним, с фильмом, главное — не забывать это время, когда вдруг как из ниоткуда появились эти прекрасные птенцы. А Нагибин какой в фильме? Никакой! А я его знал. Он потрясающий был! Острый человек! Он раздевает тебя и убивает, если хочет. Но, кстати, если он пишет плохо, это вовсе не значит, что он так думает. Это… накипь.

— У вас тоже — накипь?

— И у меня накипь… От накипи дышать трудно.

«Звук шаляпинской роли»

— А про театр поговорим?

— Почему нет. Так грустно сейчас. Мы умираем… Олег Табаков, Нинка Дорошина. Ужасно. Не могу в себя прийти. А еще знаете, странное возникает ощущение в последнее время: будто кто-то всем этим там управляет. Не то что я божий человек, нет. Но будто кто-то ставит нас по своей воле, как книги на полку, или снимает. Захотел — взял, снял. Или обратно поставил. Просто потому, что так решил. Страшно.

— Вот о чем вы говорите всерьез. А о стихах своих всерьез не хотите. Почему же вы так к своему творчеству относитесь?

— Честно? Да я просто ужасно боюсь показаться старым идиотом!

— У вас потрясающий сейчас идет спектакль с Саидом Баговым. Вы с ним даже внешне чем-то похожи. Правда, как отец и сын.

— Мне нравится Саид. И мы хорошо вместе работаем. Хотим сделать с ним пьесу по Хармсу. Взять какой-то его материал и сочинить эдакое... недоразумение.

— Хармс вам близок?

— Скорее я хочу, чтобы он был близок. Меня притягивают его нелепость и непонятность. А еще меня удивляет и радует, что на сочиненные мною слова начали петь песни. Игорь Карташев поет их замечательно, а еще Саша Михайлов меня поразил — я и не подозревал, что у него такой голосина!

— А кто же все-таки, Валентин Иосифович, ваш режиссер? Мне казалось, Эфрос…

— Я не был его артистом, хотя он и подписал мне одну книгу удивительно: «Вале Гафту, самому интересному типу, которого я знаю…» Сейчас, с высоты прожитых лет, так сказать, я вообще не уверен, что мне был нужен режиссер. Некий направитель — нужен. Я иногда не знаю, как начать. Режиссер? Даже не Галя Волчек. Хотя она очень удобный человек: у нее феноменальная, уникальная интуиция. Она может подтолкнуть артиста, и он дальше катится сам, в правильном направлении, куда надо. А еще она умеет бытовые вещи превращать в небытовые и знает людей в первой стадии их дыхания. Эфрос... Он гений, конечно. Но в отношениях с ним произошла трещина.

— Почему? Небось, ваш характер опять?

— Да нет. Или да? У Эфроса была артистка любимая, замечательная артистка, кстати, Ольга Яковлева. Я уже работал в «Современнике», когда Анатолий Васильевич мне позвонил и спросил: «Валя, а ты сыграешь за десять дней Отелло?» Я ответил: «С вами — сыграю». На второй день репетиции в зале была пресса, и я потом посмотрел запись — мне самому понравилось! Сцена с платком, еще какая-то… Но Оля мучит партнеров нещадно. Я с ней играл еще в «Ленкоме» пьесу «104 страницы про любовь», сменив Корецкого, так что знал… Она на сцене легко могла шепнуть партнеру на ухо какую-нибудь гадость: не так, мол, играешь, не то делаешь… Ну и все сразу сыплется, вы же понимаете? Но ей все было можно.

— Потому что очень ценима была Эфросом?

— Он ее очень любил... Мы сыграли спектакль несколько раз, все нормально. А потом ждем-ждем начала, уже третий звонок был... Невозможное ожидание. Я психанул — сказал, мол, то да се и что башку потом всем оторву. А Оля мне говорит: «Валя, нам сейчас любовь играть, а ты тут матом…» Ну я ей ответил. Погрызлись. Пошли играть — я злой, и она, мною заведенная. И на сцене она мне отомстила. Я ее по сценарию должен был на руках держать, так она крутилась как рыба! У меня поясница с тех пор болит. Левка Дуров играл Яго, он видел, что «наш герой пал духом и сил подняться нет». А еще мне сообщили, что, как на зло, в зале полно непростой публики: Сергей Герасимов пришел, Симонов. Да еще и Эфрос, который был в театре всегда — с утра до позднего вечера, — в этот день не пришел!

Валентин Гафт: Мы умираем…Ужасно. Будто кто-то всем этим там управляет Фото: Агентство городских новостей «Москва»

— Закон подлости...

— Да! Когда спектакль закончился, я пошел к Оле в гримерку уже расслабленный. Я тогда, кстати, понял, что играть надо именно так, расслабленно. Тогда все получается. Дверь рванул и говорю: «Я с вами больше никогда ничего играть не буду!» А она сидит, грим с лица снимает: «Это я с вами — не буду!» Я сказал потом Эфросу: «Она, Анатолий Васильевич, погубит и вас, и театр!» А он мне ответил: «Валя, Валя, ну что ты. Она — прекрасна... И всех вас любит. Просто у нее болит печень. Ей плохо...» Но потом он со мной не здоровался какое-то время.

— Наверное, версии скандала были разными.

— Скорее всего. Сейчас я понимаю, что глупо было потерять Эфроса. Глупо! И жаль. Я дурак был тогда, но Яковлеву просто ненавидел! Хотя она зря написала в своей книге, что я ходил куда-то и жаловался, что мне не дают ролей и все такое. Бред это — не было такого. Жаль... Я ведь тогда почти подошел к разгадке секрета Эфроса. Он учил играть не спеша. Играть — открывая дорогу к тому, что говоришь… Как он поставил Мольера, например!

— А ваш любимый спектакль все же…?

—Уф-ф... Может быть, «Женитьба Фигаро» в «Сатире». Меня на нее Андрюша Миронов подбил. Я Альмавиву играл совсем не так, как потом Ширвиндт. У меня была задача сложная: мой граф любил свою жену! Но попал в ситуацию, влип, так сказать. Жену любит, но тут стоит перед ним Сюзанна и… Шаляпинская была роль!

— «Шаляпинская» — потому что о страстях?

— Что-то похожее, да. У нее был звук шаляпинской роли.

— Вы и с Гончаровым работали.

— У, зверский человек! Когда ты уходил из театра, тебе казалось, что ты выпит. Гончаров приучал к мысли, что есть только театр и ничего другого. Но и результаты были — сами знаете.

— Когда вышел фильм «Чародеи», я, тогда подросток, вашего Сатанеева так возненавидела, что гордо заявила родителям: увижу Гафта и ударю. Вот — сила искусства! Скольких же мерзавцев вы переиграли! Это что, карма?

— Сатанеев? О ужас. Молчите, молчите лучше! Зарабатывать надо было. Но мерзавцев много играл, правда. Только Воланд мой — не мерзавец! И попробуйте поспорить. Я играл благороднейшего человека, который был послан на землю, где люди отказались от веры. Таким и голову оторвать приятно. Отрезать трамваем. Не хуже, чем Басилашвили, сыграл, мне кажется.

— Ваш Воланд просто совсем другой. А вообще у нас потрясающие все-таки актеры. Почему, как думаете? Школа?

— Школа. «Играем — разрешает Бог». Не жить, так играть в хорошую жизнь!

— Вот вы какой. Раз — и афоризм. «Не жить, так играть».

— По поводу играть — жить… Когда-то давно мы были в Италии. Денег не было, я перед спектаклем купил себе бутылку молока. Возвращаюсь из магазинчика, стоит Галя Волчек, а рядом — Марчелло Мастрояни. Он приходил к нам на «Ревизора». Не пошел потом, к слову. Никогда не забуду, с какой уничтожающей жалостью он на меня посмотрел. Вердикт был прост: «Хороший артист перед спектаклем молоко не пьет». А потом он замахал головой: пошли, мол. И были короткие посиделки, капучино и коньяк в блюдце. Потом он сел в свою малолитражку, развернулся с визгом, разбил фару, другой машине заехал в бок и — исчез. Такой вот артист... Великий, между прочим. Но взгляд его не забыть.

Немного о разном

— Что вы читаете сейчас? Когда не пишите?

— Я читаю, признаться, немного. А когда читаю, то старые книжки. В них больше можно понять. Понимаете, о чем я? Себя читаю. Оцениваю. Маркеса. Когда я побывал в Колумбии и Бразилии, остро понял, что он совершенно ничего не выдумал. Чехова. Читаю Чехова. Он колоссален! Я девять его рассказов записал. «Смерть чиновника» не дотянул, остальные сделал хорошо.

— Как чтец?

— Ага, получился диск. Поражаешься, насколько рассказы эти современны. Вот кино бы снять по ним! Думаете я — сумасшедший? Да Чехов — прелесть! Он всегда так просто начинается. Все в нем прозрачно… Может, это потому, что было другое время? Одно время заканчивалось, другое начиналось. В Чехове столько жизни! Если бы не Книппер, все вообще могло бы сложиться иначе, мне кажется. Как он мог отдать ей роль в своей гениальной пьесе?! Пока Станиславский там допирал до чего-то, она взяла да испортила роль. Не люблю ее.

— Вы чего так завелись-то?

— Да потому что раздражает она! Я много думаю о природе человека и человеческих отношений. Пытаюсь анализировать. Или хотя бы что-то пытаюсь понять. Жена одного известного поэта, например, ушла от него, когда он в сталинские времена сел, а потом вернулась к нему в день его возвращения. Это сейчас я «Истопника» Александра Купера читаю. Вот что за этим? И как это можно не анализировать?

—Может, мне кажется, но поправьте, если не так: вы вряд ли были тихим пионером. Хулиганили?

— Форма была, и галстук был, но хулиганом я хотел быть страшно! Я хотел походить на ребят из своего двора. А еще мне очень нравился поэт Борис Рыжий. Наверное, совпади мы во времени, я хотел бы походить на него. Отчасти все, что со мной происходило, было нормальным выходом энергии, отчасти — я жил и боялся, что когда-нибудь услышу: «Ты, жидовская морда».

— Услышали?

— Конечно!

— И…?

— Я бил этого человека, как сильно я его бил! И вообще, я долго переживал из-за своей внешности. А когда поступал, мне советовали как-то замять вопрос о национальности: то-се, родился, живет — быстренько все пробормотать. А потом на первом курсе оказалось столько евреев, что мама дорогая. И ничего!

— Валентин Иосифович, вы немало назвали фигур-титанов. А вам не кажется, что все как-то мельчает? Если да, то почему?

— Как сказать… Современные — они... не там идут. Там, где они пытаются пройти, ничего не найдешь. Там и нет ничего. Там тайна материализована другим существом. Вы замечали, что в последнее время многих спасает религия? Но религия эта рассудочна. Вера — рассудочна. Задумайтесь, как это страшно! Ведь в разумную веру обязательно входит цинизм. Она опасна. Она сидит уже не в сердце, а в печени, почках. Где захотите, там и будет. Люди сами все извращают! Посмотрите, сколько в мире страшного оружия и какие истуканы им владеют! Или вот дети, которые теперь везде у нас на шоу. Детские мысли... Они же самые замечательные! Но и их превращают в продукт, над которым можно гоготать. Так происходит, когда они рассуждают о том, чего не понимают, взрослым на забаву. Дети в их руках становятся мартышками — пусть даже прекрасными и непосредственными, но маленькими и с детства предельно зависимыми мартышками. Зависимыми от условий, в которых живут, денег, положения родителей, еще массы всего. Это пугает.

— И это грустно. Ну а что вам мешает больше всего?

—Хм! Дураки очень мешают жить! Когда появляются. А появляются они всегда.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.