Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Семен Серзин: Дружба всегда завязана на творчестве

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Развлечения
Семен Серзин: Дружба всегда завязана на творчестве
Режиссер Семен Серзин / Фото: Из личного архива Семена Серзина

Журналист «Вечерки» побеседовала с режиссером и актером Семеном Серзиным о его отношении к столь разным профессиям — режиссера и актера.

— Семен, как вы выбираете, в чем сниматься, что снимать, что ставить в театре?

— Как актер я не особенно серьезно отношусь к выбору ролей — если мне что-то понравилось, зацепило — почему бы нет. Если итоговый результат вдруг разочарует, всегда можно сказать, что ты со своей стороны сделал все, что мог. Как режиссер же я практически не могу себя обмануть и впадаю в депрессию, если что-то получается не так, как должно быть. Здесь уже я несу ответственность за все. Поэтому в том, что касается спектаклей, я максимально стараюсь, чтобы все совпало: театр, тема, артисты. И конечно, чтобы мне самому было интересно.

— С чего начинается постановка? На примере вашей недавней постановки «Киса» в «Приюте комедианта» расскажите, как приходит идея?

— Всегда по-разному. Часто возникает какой-то импульс — тема, книга, человек — все что угодно, что в тебе отзывается. А бывает так, что ты придумал, как круто сделать лишь одну сцену в пьесе, и этого уже достаточно, чтобы начать работать... Так, «Киса» появилась благодаря тому, что папа принес мне книгу «Двенадцать стульев» с главой, которую Ильф и Петров сами когда-то вырезали. Я прочитал ее и подумал про артиста Евгения Перевалова, с которым мы когда-то шутили над тем, что надо поставить этот роман. И тут все совпало.

— Что было самым сложным при постановке?

— Собрать и удержать команду артистов, большая часть из которых — мои друзья, «Невидимый театр». Все они очень заняты в спектаклях и съемках. Мы сделали два состава почти на все роли, чтобы можно было репетировать даже во время пандемии. Поэтому я и взял на себя роль Кисы (во втором составе). Конечно, скорее как тренер, который при необходимости может выйти на замену. Потому что понятно, что играть в своих же спектаклях — не очень хорошо. Ведь нет никого, кто мог бы посмотреть со стороны и сказать, как и что ты делаешь. Разве что твои партнеры-артисты, но ведь для них ты все равно остаешься режиссером...

— Должна спросить про «Невидимый театр», художественным руководителем которого вы являетесь. Что объединяет вас? Есть основной принцип, кредо?

— У нас, пожалуй, есть одно главное правило, которое я применяю и к себе лично, к своей жизни: «Ты должен делать только то, чего тебе по-настоящему хочется». Если не хочешь играть — не играй, не хочешь делать спектакли — не нужно... Потому что, кроме творчества, завязанного на дружбе, у нас в «Невидимом театре» ничего и нет. Хотя еще есть состояние «здесь и сейчас» — понимание, что мы по-честному играем спектакли, говорим со зрителем на равных. Это важно. Но у меня нет иллюзий, что то, чем я занимаюсь, это какие-то новые формы театра, то, чего еще не было.

— Тяжело управлять независимым театром без постоянной площадки?

— Конечно, периодически устаешь от такого непостоянства. Но я уговариваю сам себя, что в этом есть свой смысл — отсутствие косности, когда никто не воспринимает игру как работу, а это для театра важное и ценное ощущение.

— Для вас важно знать актера? Вы часто работаете с друзьями?

— Я никогда не работаю с кем-то только потому, что это мой друг или знакомый. Просто мне неинтересно дружить, общаться с человеком лишь ради... общения. Моя дружба завязана на творчестве. Кроме разве что небольшого круга друзей детства, которые не являются артистами. Для меня в актере важна его личность.

Мне неинтересно работать с теми, которые просто тянут свою лямку, занимаются ремеслом — кто-то лучше, кто-то хуже. Знаете, в театре я всегда работаю с композитором Евгением Серзиным, это мой брат. Раньше я иногда стеснялся этого, пока не понял, что напрасно: ведь он же классный композитор! Ну да, при этом еще и мой брат. И что, из-за этого мне с ним не работать?

— В свой дебютный фильм «Человек из Подольска» на главную роль вы пригласили Вадика Королева, фронтмена группы OQJAV. Его персонаж никак не может вспомнить цвет стен в своем подъезде. А вот вы можете?

— Да. У меня они белые. Но, мне кажется, здесь дело вовсе не в цвете стен, а в том, как важно, чтобы иногда ты отдавал себе отчет в том, что находишься «здесь и сейчас», живешь в настоящем. Это, пожалуй, самое сложное — концентрировать внимание на том, что происходит с тобой в этот конкретный миг, не вспоминая, что случилось чуть раньше, и не думая, что будет происходить чуть позже. Это довольно простой актерский тренинг, который нам давали в институте, — замечать красивое вокруг. Когда ты его выполняешь, тем самым ты приближаешь себя к реальности, к тому, что происходит в данную секунду. Вот что важно. А какого цвета стены в подъезде, значения не имеет.

— Этот фильм — комедия абсурда. Она получилась яркой, со множеством отсылок и смыслов — как ее разгадывать?

— Я думаю, здесь все просто. Если тебе интересно то, что ты видишь, то ты начинаешь вглядываться в это и все понимаешь. В «Человеке из Подольска» нет никакого «кода да Винчи» — на самом деле все предельно ясно. Хотя, конечно, после выхода в мир произведение начинает жить своей жизнью, и люди часто находят в нем то, чего ты как режиссер не закладывал. И это здорово, когда то, что ты сделал, таким образом откликается у зрителей. Еще мне очень нравится, что у людей на тему, затронутую в фильме, радикально разные, полярные точки зрения: от абсолютного принятия до полного отторжения. Когда такой разброс в отзывах и мнениях, значит, кино работает.

— Для какого зрителя вы снимали свое кино? Кому его адресуете?

— Хотелось бы надеяться, что думающим и чувствующим людям. Вряд ли кто-то захочет адресовать то, что делает, людям, которым это неинтересно.

— Но вам важно, чтобы результат вашей работы нравился зрителю?

— С одной стороны, я не ставлю перед собой цели создать кассовый продукт. Но с другой — не хочу делать какой-то невероятный артхаус, который будет понятен лишь мне самому. Я бы сказал так: то, что я делаю, — это арт-мейнстрим. Потому что для меня важно, чтобы люди это смотрели. Ведь без зрителя театр, например, вообще невозможен. Кино в этом плане, скажем так, более мертвая история — когда оно уже снято, то может существовать даже для одного человека...

— А сериалы? Недавно вы сыграли роль мужа главной героини в проекте «Настя, соберись!».

— Мой персонаж там не главный — он нужен, чтобы с его помощью показать, как воспринимает мир героиня (главную роль в сериале исполнила Любовь Аксенова. — «ВМ»). В сериалах всегда определяющее решение — продюсерское. И зачастую убедить продюсера в чем-то — очень трудоемкий процесс. Иногда на это просто не хватает времени. Ведь в сериальной индустрии, особенно связанной с онлайн-платформами, которые сейчас выдают невероятное количество новых проектов, все вечно спешат успеть удивить зрителя. Полнометражные фильмы, особенно авторские, в этом плане уже как вымирающие мамонты.

— Скажите, а когда вы сами даете оценку своей работе, из чего исходите, что для вас главное?

— Я всегда задаю себе вопрос: мне самому хочется это смотреть или нет? Если вдруг не хочется — это ужасно. А когда хочется — радостно!

— У вас никогда не возникает желания что-то изменить, сделать иначе в прошлых своих работах? Ну, если бы была возможность...

— Что касается постановок, наверное, если бы я сейчас брался за них, то сделал бы совершенно по-другому. Но я об этом не думаю. Потому что после выхода спектакль уже живет своей жизнью. А если отвечать на вопрос в широком смысле, имея в виду мое прошлое, то в нем бы я ничего не менял. Мне нравится все, что было в жизни, даже набитые мною шишки.

— А какой город вы сегодня считаете своим — Москву или Санкт-Петербург?

— У меня пока нет ощущения, что я столичный житель, хотя последние три года живу в Москве, а в Санкт-Петербурге прожил лет двенадцать.

У меня вообще нет ощущения принадлежности к какому-то конкретному городу. Мне кажется, я все время живу в пути, перемещаюсь из города в город, так я устроен. Хотя, после того как у меня появилась дочь, все чаще хочется подольше побыть дома.

— А что вам необходимо, чтобы чувствовать гармонию с окружающим миром?

— Мне нужно периодически находить некое душевное равновесие, но и непременно терять его время от времени. Важно чувствовать почву под ногами, но при этом не врасти в нее корнями.

ДОСЬЕ

Семен Николаевич Серзин родился в 1987 году в Мурманске. Театральный режиссер, актер. Автор многих театральных постановок, московскому зрителю он известен как режиссер спектаклей в Театре им. А.С.Пушкина: «Гардения», «С_училища», «РОК. Дневник Анны Франк». В актерской фильмографии Серзина около десяти работ. В конце прошлого года на экраны вышла представленная на фестивале «Кинотавр» его комедийная драма «Человек из Подольска».

Читайте также: Василий Лановой: Мое поколение — дети войны. Для нас все, что тогда было, осталось главным в жизни

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.