Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

«Больших идеологий больше нет»: театральные будни и философия режиссера Дмитрия Волкострелова

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Развлечения
«Больших идеологий больше нет»: театральные будни и философия режиссера Дмитрия Волкострелова
Фото: goldenmask.ru

В этом году столичному Центру имени Всеволода Мейерхольда (ЦИМ) исполняется тридцать лет. На днях художественный руководитель ЦИМа Дмитрий Волкострелов поделился с «Вечерней Москвой» планами на юбилейный год. Но поскольку самого худрука критики называют представителем того поколения режиссеров, от которого зависит театральное будущее страны, мы решили познакомиться с ним поближе. И сегодня он — гость нашей страницы.

Дмитрия Волкострелова, ставшего в прошлом году художественным руководителем Центра Мейерхольда (ЦИМ), называют самым молодым худруком Москвы. В 2007 году он окончил курс Льва Додина в Петербургской академии театра, а в 2011-м создал независимый и концептуальный Театр post*, сразу полюбившийся интеллектуальной публике Северной столицы. Критики считают, что Волкострелов — представитель того поколения режиссеров, от которого зависит театральное будущее страны.

...В кабинете с дубовыми столами, кожаными диванами и сурово взирающим с портрета Мейер хольдом худрук кажется актером, забежавшим сюда с капустника. Честно: Волкострелов выглядит как типичный хипстер из сетевых мемов. Он носит очки и бороду, олимпийку и кеды (это в мороз-то!). Его ноутбук обклеен цветными картинками. Не хватает разве что картонного стаканчика с кофе, но это не проблема — кофейня за углом. И если худрук ЦИМа выйдет за кофе — он растворится в толпе таких же бородачей в кедах. Говорят, быть современниками — значит подвергаться одинаковым влияниям. Современники Волкострелова — поколение тридцатилетних. Хипстеры, как называют их родители, или миллениалы, как определяют их социологи. Дмитрий — один из самых ярких представителей миллениалов в театральной сфере.

Мы говорили о возрасте, театре и предназначении. И нельзя не признать: то, что он говорит, во многом совпадает с выводами психологов и социологов о «молодых взрослых» XXI века.

О театре и возрасте

Вадим Радаев, социолог, доктор экономических наук:

— Во взрослый мир миллениалам хочется зайти не снизу по формальным карьерно-бюрократическим лестницам, а как-то сбоку или, еще лучше, вообще не заходить внутрь, а пройти по касательной. Отсюда уже рост интереса среди современной молодежи к индивидуальному предпринимательству, к собственным проектам. Многие молодые взрослые отыскивают занятия, где ты не зависишь от сложившихся структур. Иными словами, они ищут рыночные ниши с низкими издержками входа.

— Дмитрий, после назначения оказалось, что вы реально самый молодой худрук Москвы. Вы не боялись, что коллектив ЦИМа, где есть люди намного старше вас, может вас и не принять?

— Так себе достижение, ну ладно. Нет, страха не было. Я знал команду центра, Елену Ковальскую, курирующую Школу театрального лидера, которую я посещал. Это не чужое для меня место.

— А как сотрудники к вам обращаются: на «ты» или на «вы»?

— По-разному, кому как удобно. У меня нет задачи, чтобы все меня назвали на «вы» и «Дмитрий Евгеньевич».

— Как вы ощущаете свой возраст: вы — «молодой худрук» или маститый театральный режиссер?

— На самом деле я достаточно поздно начал — в 27 лет. Многие режиссеры начинают гораздо раньше. Я ощущаю себя просто режиссером, который делает спектакли. И в этом плане худрук ЦИМа — это особенная история. Если бы мне предложили репертуарный театр с труппой, то я бы, наверное, отказался. У меня уже есть Театр post в Петербурге. И мне его достаточно. А в театрально-культурном центре нет труппы, работают резиденты, поэтому роль худрука здесь несколько иная, чем в репертуарном театре.

— В чем она заключается?

— Вот я и пытаюсь понять. Что делает худрук в обычном театре — я понимаю. ЦИМ существует по другим законам. Интересно разобраться с тем, что ты можешь этому пространству предложить. Центр Мейерхольда жил очень интересной жизнью. Для меня важно, чтобы эта жизнь продолжалась, но при этом хотелось бы добавить к ней чего-нибудь еще.

— Вы год на посту. Удалось ли что-то добавить?

— Мне удалось стать тут не чужим человеком. Сложность в том, что, когда я начал работу в ЦИМе, как раз всех закрыли. Многие резиденты при ограничении на число зрителей в зале просто не могли играть спектакли, так как те не окупались. Поэтому мы перераспределили бюджет, чтобы поддержать некоторых резидентов. Удалось сделать отличный концерт на открытии фестиваля «Территория». Затем мы в ЦИМе провели Open Call**. Ведь раньше всегда возникал вопрос: «Как попасть в ЦИМ?» А теперь мы открыли почтовый ящик, куда можно присылать заявки на проекты. Мы рассматриваем все предложения, а с авторами понравившихся вступаем в диалог. В результате к нам поступило около 70 заявок. Мы их изучили, отобрали 8 и начали диалог с авторами о возможностях их реализации на нашей площадке.

— Вы рассматриваете заявки втроем: с Еленой Ковальской и Катей Алексеенко?

— Иногда и в расширенном составе. Например, можем обсудить их с отделом маркетинга, потому что маркетологам придется продавать проекты и привлекать зрителя. Но мы процентов на 90 совпадаем. Разногласий еще не было.

— Год назад вы объявили о том, что управлять театром будете коллегиально — с Ковальской, артдиректором и Алексеенко, замом директора. Это удалось? Но ведь это непросто.

— Мне кажется, да. У нас есть внутреннее распределение ролей. Елена еще и директор. Конфликтов не было. Может, не успели друг другу надоесть. А возможно, потому что у меня нет амбиций реализоваться за счет ресурса Центра Мейерхольда. Я реализовываюсь как художник в других местах.

О хорошем ученике

Вадим Радаев:

— Молодые люди хотят, чтобы их нынешнее обучение и будущая работа были осмысленны, они хотят вносить осязаемый вклад, желают, чтобы их оценили (хотя они еще немногое умеют) — и профессионально, и материально, и личностно. А реальные места обучения и работы сплошь и рядом не соответствуют первоначальным ожиданиям.

— В фильме о худшей в истории киноленте главным героям не предлагали съемки, поэтому они решили снять свой фильм. А вы учились на актера, играли немного, потом решили основать театр. Вам не кажется, что эти ситуации чем-то похожи?

— Да, они сняли ужасный фильм «Комната»... Понимаете, курс, на котором я учился, был актерско-режиссерский. И я поступал как режиссер на этот курс. Другое дело, что во время обучения у нас не было никакого разделения, как это обычно бывает. Все вместе занимались романом Гроссмана «Жизнь и судьба». На этом строилось наше обучение. Нестандартный опыт.

А мои амбиции изначально были режиссерскими. Потом я немного снимался. Окончил я и правда с актерским дипломом, но они у всех были актерские. Лев Абрамович говорил, что режиссуре учить нас не будет, потому что он не знает, как это делать. По его словам, его самого режиссуре никто не учил и кто хочет стать режиссером, тот им станет. И он оказался прав!

— А вам не обидно, что вас до сих пор называют учеником Льва Додина, хотя с момента ученичества прошло огромное количество лет?

— Нисколько! Хотя есть китайская мудрость, гласящая, что хороший ученик должен убить в себе своего учителя. Мы с ним занимаемся совершенно разным театром. Делать такой театр, как Додин, может только один человек — он сам. После окончания обучения мне понадобилось года три для того, чтобы найти свое место.

— Три года на убийство Додина в себе?

— Да, в хорошем смысле этого слова (смеется). Помню, что в какой-то момент у меня вдруг перестало получаться на курсе абсолютно все. И в конце четвертого курса во время обсуждения экзамена Лев Абрамович сказал: «Нужно уметь признавать свои ошибки. Дима Волкострелов — это ошибка набора». Травмы от этого не было. Я понимал, что, возможно, я — ошибка набора, но сам по себе я ошибкой не являюсь. Обиды на Льва Абрамовича нет, наоборот: я благодарен полученному опыту.

— После окончания учебы вы с Додиным общались?

— На моих спектаклях он не был, но когда мы с ним пересекаемся на различных мероприятиях или премиях, он говорит, что всегда за всем следит и все читает. Вполне возможно, что так и есть. Однажды я приходил к нему, и мы часа три общались на разные темы. Он с большим интересом расспрашивал про то, чем мы занимаемся в Театре post.

О подмостках и не только

Вадим Радаев:

— Чего же все-таки хочется? Есть смутное, но непреодолимое желание сделать нечто значимое, самореализоваться, хочется кем-то стать, выделиться, доказать свою особенность.

— Как-то прочла сказанную фразу, которая меня зацепила. Вы сказали, что «театр может не только отражать реальность, а создавать человеческий опыт, который еще в действительности невозможен». Приведете пример такого опыта? Это я так сказал? Странная фраза. Мне кажется важным получать в театре такой опыт, который сложно получить в реальности благодаря театральной оптике, превращающей повседневность в объект искусства. Или важно пережить то, что присутствует в реальности, но ты не обращаешь на это внимания. Важно уметь обратить свое внимание на что-то ничем не примечательное. Нам было бы сложно жить, если бы все вокруг состояло из Эрмитажей. Я предложил актерам пережить этот опыт и пофотографировать ничем не примечательные места. Ребята это сделали. И во время спектакля мы показывали зрителям эти фотографии. И во время спектакля я услышал, как одна девушка другой шепчет: «Смотри, там мой подъезд показали!» Когда ты понимаешь, что твой подъезд, который ты стараешься пробежать, не менее важен для искусства, чем Эрмитаж, — это очень серьезное переживание.

— А мнение, что зрителя надо воспитывать, которое вы не раз высказывали, не изменилось?

— Зрители изменились, факт. А воспитывать или нет... По большому счету, просвещение требуется всем россиянам. Важно понимать, что мы являемся частью европейской цивилизации. Но в силу исторических причин того ХХ века в культуре и искусстве, который случился в Европе, у нас не было. Особенно это коснулось театра и кино, потому что это ресурсоемкие вещи. Для спектакля нужны зал, пространство, зрители... В литературе с этим как-то попроще.

Поэтому литературе и живописи удалось зацепить немного андеграунда, но в таких мизерных количествах, что широкие слои населения его и не заметили. У нас до сих пор возникает вопрос, является ли «Черный квадрат» искусством. Отсутствие этого ХХ века оказало влияние на всех нас. Поэтому зрителям на наших спектаклях бывает тяжело. Но все меняется.

— В Москве и Питере ваши спектакли принимают хорошо. А зрители из маленьких городков?

— В городках тоже нормально. Все меняется. Вообще весь современный театр — история про готовность к диалогу. Если люди готовы к нему, диалог состоится. Но часто бывает, что люди заявляют, что готовы, а на деле выходит, что нет.

— На ваших постановках такое бывало?

— Не часто, но бывало. Люди скандалили, демонстративно уходили со спектаклей. Но ничего страшного. Надо продолжать работать.

О жизни на две столицы

Ирина Архипова, психолог:

— Миллениалы не привязаны к месту. Глобализация дала им возможности для быстрого перемещения из точки в точку, чем они с удовольствием пользуется для работы и личной жизни. Им не свойственен «оседлый» образ жизни родителей. Для них важны движение и постоянная смена обстановки.

— Театр post — продукт Северной столицы. Сейчас вам приходится постоянно работать в Москве. Отличается ли чем-то публика обеих столиц?

— Московская публика более открыта, более непосредственна в реакции. Северное расположение откладывает свой отпечаток на жителях Санкт-Петербурга.

— За что вы цените каждую из столиц?

— Мне близка московская энергия, этот столичный ритм. Когда я гуляю по Питеру с друзьями, я им периодически говорю: «А давайте мы пойдем по-московски», то есть чуть побыстрее. В Питере я в бары хожу чаще, чем в Москве. Столице очень не хватает маленьких и независимых мест, которых полно в Петербурге. Зато в Москве я чаще хожу на работу (смеется). У меня тут кабинет есть...

— Как у большого начальника! Вам это нравится?

— Это сложное переживание. Здание так архитектурно спланировано, что ничего другого в этих стенах и не сделаешь. Мне это не очень близко по духу. Но с другой стороны, надо признать, что здесь удобно проводить встречи, работать.

Дома я работать совершенно не могу! Мне обязательно нужно куда-то поехать для этого. В Петербурге я работаю в кофейнях, мне очень нравится ощущение публичного одиночества. Я думаю, что когда затеем ремонт, то большой кабинет большого начальника можно будет как-то поменять. Но это будет нескоро.

О реальной жизни

Вадим Радаев:

— Еще одно разительное отличие — отсутствие у нынешней молодежи такого качества, как трудоголизм. Миллениалы трудятся, но при этом они хотят какого-то другого, более здорового и правильного, как они считают, баланса между трудом и жизнью, работой и семьей. Наряду с работой, где хочется не только зарабатывать, но и самореализовываться, должен быть полноценный досуг, где также нужно самореализовываться. Хочется поддерживать нормальный work-life balance. Отсюда проистекает важный сдвиг жизненных ориентиров — меньшая привязанность к профессиональной карьере, зарабатыванию денег.

— Почему ваш аккаунт в «Инстаграме» состоит из изображений кругов? А селфи где?

— История с этими круглыми формами как-то случайно в голову пришла. Сначала я сфотографировал один круглый предмет, потом другой, затем меня это увлекло. Честно говоря, от этих кругов я уже устал. Решил, что дойду до тысячи и закончу с ними. Пока там 800 публикаций.

— Присутствует ли в вашей жизни что-то из «Инстаграма» «здорового человека»: спорт, коты, красивые женщины, пляжи? Или только круги и театр?

— Присутствует, я же не маньяк какой-то (смеется). Я, например, кино очень люблю, причем разные фильмы, могу и блокбастер посмотреть, вроде Marvel, а могу и что-то более интеллектуальное. Очень люблю смотреть фильмы с субтитрами, и мне обидно, что их мало у нас в стране.

— По вашим словам, современный театр должен осмысливать реальность, а не «пьесы Шекспира». Вы сами-то успеваете ее осмыслить?

— Стараюсь. Я знаю, что «Дом-2» закрылся, «Тикток» у меня на телефоне есть. «Ютьюб» я смотрю, новости читаю.

— Успокоили...

— Нет-нет, Театр post — это не скит или монастырь, где мы занимаемся исключительно священным искусством.

О будущем

Вадим Радаев:

— Миллениалы привыкли все ставить под сомнение. Такими людьми труднее управлять, их сложнее подчинить, поставить в строй, загнать в очередной комсомол. При этом их сложнее мотивировать, у них слабее реакция на традиционные стимулы. Им не хочется ничего доказывать, прыгать выше других (они же и так «лучшие»). Еще сложнее завоевать их лояльность, задержать надолго. И в этом росте индивидуализма заключается немалое преимущество молодого поколения.

Игорь Столяров, предприниматель:

— Миллениалам проходка по головам не интересна, для них успешная карьера — это гармония с собой и рабочим местом, получение удовольствия от работы.

— Кем вы себя видите через десять лет?

— Какой-то глобальной цели у меня нет. Мне интересно поучаствовать в опере «Евгений Онегин», которую мы будем ставить осенью. Я ни разу не работал с таким большим классическим произведением, поэтому хотелось бы этого. Мне интересно поработать за границей — на другом языке. При этом остаться там я бы не хотел. Потому что язык для меня — важная составляющая.

Я хоть плохо, но владею какими-то иностранными языками и понимаю, что, даже если ты в совершенстве ими овладел, это иная коммуникация... А таких масштабных амбиций, как, например, стать министром культуры, у меня нет.

— А кино?

— Просто снимать кино я не хочу. Хочу найти свой язык. В театре мне это удалось. А чтобы найти его в кино, нужно на год бросить театр и не снимать, а размышлять об этом. Чтобы сделать что-то не поточно-сериальное. Интерес не в том, чтобы снять хорошо, а в том, чтобы снять свое.

А хотелось бы стать в театре персоной того же уровня, что Лев Додин? Мне кажется, культ больших мастеров, таких как Додин, уходит. Говорят, большой мастер предполагает под собой большую идеологию. Проблема в том, что большие идеологии ХХ веком очень скомпрометированы, люди наелись ими. Поэтому сегодня так много говорят про горизонтальные связи и способы производства искусства. Поэтому такое желание не отвечает сегодняшнему времени.

ДОСЬЕ

Дмитрий Волкострелов родился 17 августа 1982 года в Москве. В 2002 году окончил МГУКИ (кафедра режиссуры и мастерства актера). В 2007 году окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, курс-студию под руководством Л. А. Додина. В 2006–2007 годах работал в АМДТ — Театре Европы. С 2007 года снимается в кино. В 2008-м сыграл главную роль в фантастическом фильме «Мы из будущего». В 2011 году в Санкт-Петербурге основал Театр post — независимую театральную команду, не имеющую своей площадки. Дважды лауреат специального приза жюри Национальной театральной премии «Золотая маска». В 2020 году назначен художественным руководителем Центра имени Вс. Мейерхольда.

Читайте также: Какой он — театр будущего

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.