Несовершеннолетних хотят пустить за руль. Адвокат и автоинструктор обсудили инициативу МВД
В МВД предложили разрешить водить несовершеннолетним, сдавшим экзамен на права. Единственная оговорка — рядом должен находиться опытный водитель. Что скрывается под обтекаемой формулировкой «опытный водитель» и насколько адекватно сажать подростков за руль, «Вечерней Москве» рассказал адвокат, автоюрист Тимур Маршани.
— Сейчас ГИБДД останется только обсуждать различные инициативы, поскольку возможностей для реализации такой поправки на данный момент нет. Прежде всего нужно законодательно внести изменения в нормативные акты, которые позволяют получить права. Сегодня лицо, не достигшее 18 лет, может посещать автошколу, сдавать экзамены в ГАИ, но получить водительское удостоверение у него не выйдет. Должны быть даны четкие критерии, описывающие в том числе и то, давать ли несовершеннолетним управлять автомобилем, вручать ли им права или это будет временное разрешение. Хотя, к слову, в том, чтобы сделать несовершеннолетних молодых людей полноценными участниками дорожного движения, нет ничего плохого. Самое главное ведь не возраст, а скорость восприятия информации, которую обрабатывает мозг. У 15–16-летних подростков он реагирует очень быстро, так что, я считаю, возрастные критерии действительно должны быть пересмотрены.
— Что насчет опытного водителя рядом? Кем должен быть этот человек?
— Неизвестно. Скорее всего, водитель с 10-летним стажем. Хотя это опять же все нужно прописывать. Но здесь важно понимать еще один момент: опытным будет водитель с 10-летним стажем эксплуатации автомобиля, а не просто тот, кто 10 лет назад эти права получил.
Тренер по автоспорту, инструктор по безопасному вождению Алла Захарина также считает, что нет ничего страшного в том, чтобы пустить за руль подростка. Проблема в другом: учить некому.
— Насколько я помню, такая практика уже была в советские времена: молодые люди в 16 лет получали юношеские права и могли садиться за руль рядом с водителем со стажем не менее трех лет. Глобально — если рядом есть хороший тренер, то ничего плохого в этом я не вижу. Другой вопрос, кто будет учить? На самом деле огромная проблема состоит в том, что инструкторы не обладают достаточным количеством навыков для обучения безопасному вождению. Так что менять нужно прежде всего не возраст, а систему. Но, кстати, должна заметить, что самые серьезные аварии происходят чаще всего не с новичками, а с опытными водителями.
— Есть какие-то способы повлиять на эту ситуацию? Улучшить систему обучения вождению?
— Многие компании уделяют много времени курсам переподготовки водителей. И для обычных людей есть много центров водительского мастерства, где учат выходить из непростых ситуаций, безопасному вождению, правилам поведения на дороге. К сожалению, большой популярностью они не пользуются. А было бы здорово, если бы на законодательном уровне раз в определенный период от нас требовали такой переквалификации. Так же и с несовершеннолетними водителями. Если бы сначала они обучались на должном уровне, потом сдавали экзамены и после шли на эти курсы, то, думаю, из них бы получались отличные автолюбители. Начинать учить поведению на дороге лучше вообще со школьного возраста. В некоторых странах, например, такие занятия проводятся наравне с уроками физкультуры: дети ездят на картинге. Даже если впоследствии такой ребенок не станет ответственным водителем, он точно будет ответственным пешеходом, потому что понимает, насколько опасна техника. У нас об этом думают очень немногие. Дети привыкают нарушать правила, не думая об опасности, потому что их так научили: если папа переезжает дорогу на велосипеде, то и я буду, если мама переезжает дорогу на самокате и на красный, то в этом нет ничего страшного. Так что, на самом деле, вопрос не в том, можно ли несовершеннолетним лицам водить, а в том, как их учить.
Читайте также: Ирина Волк рассказала о новых поправках в закон о безопасности дорожного движения