Top.Mail.Ru
- Город

Специалисты рассказали, как истории Астрид Линдгрен влияют на детей

Фестиваль «Путешествие в Рождество» стартовал в столице

Евросоюз заявил о продлении санкций против России

Крупный пожар произошел на складе тканей на Варшавском шоссе

«А у нас газопровод»: Зеленский спустя два дня ответил на реплику Путина о газе

Москвичи собрали 43 тонны продуктов для пенсионеров

«Человек, чье имя стало символом эпохи»: Москва простилась с Лужковым

Спасти еду, чтобы спасти людей

Дедушка убитой студентки РУДН раскрыл подробности трагедии

Топ-5 грехов новой Мосгордумы

Каких специалистов ценят в столице больше всего

«Я очень по вам скучала»: София Ротару выступила в Москве

Как распознать редкие и дорогие монеты в своем кошельке

Назван главный цвет 2020 года

Диетологи рассказали, какие блюда и напитки должны быть на новогоднем столе

Личные вещи Людмилы Зыкиной продадут на аукционе в Москве

Специалисты рассказали, как истории Астрид Линдгрен влияют на детей

14 ноября исполняется 112 лет со дня рождения писателя Астрид Линдгрен

ФОТО: Скриншот с видео youtube / Телеканал Культура/ https://www.youtube.com/watch?v=lVkekODnX8g

14 ноября исполняется 112 лет со дня рождения Астрид Линдгрен — писателя, которая подарила многим поколениям детей прекрасный мир. О том, как влияют ее книги на современных детей, «Вечерке» рассказали специалисты.

В книгах Линдгрен тонко отражены сложности в выражении эмоций, считает детский психолог Полина Малахова.

— Персонажи Астрид Линдгрен точно отражают душевные переживания, которые детям трудно выразить, а иногда даже сформулировать самим себе, — поделилась психолог. — И когда ребенок читает в книге о ком-то, кто чувствовал что-то очень похожее на его желания, тревоги, страхи, волнения, радости, он перестает быть одиноким в своих переживаниях. Его чувства обретают выражение, форму, название, символическое воплощение, а это важное условие для развития здоровой психики у ребенка.

Успех персонажей писательницы — в том, что каждый из читающих находит среди героев книги себя, уверен Сергей Переслегин, литературный критик.

— Книги Астрид Линдгрен рассказывают детям о них самих же, о том, как идет их взросление, — рассказал эксперт. — У Линдгрен довольно широкий «выбор» персонажей: от детей-героев вроде Калле Блюмквиста до Карлсона, который не прочь пошалить. Ее герои любят и умеют думать — это подкупает.

Факты из жизни писательницы

— В 1980-е годы Линдгрен, будучи пенсионеркой, открыла и спонсировала центр реабилитации детей-инвалидов.

 — Была первой шведской писательницей, которой установили памятник при жизни.

— При поддержке Линдгрен в Швеции был принят закон о защите животных.

— Незадолго до смерти писатель была провозглашена в Швеции Человеком года.

— Первые детские произведения писательница сочиняла на коммерческой основе.

Не только Карлсон и Пеппи Длинныйчулок

Калле Блюмквист

Герой трилогии детективов скучает на каникулах и ищет приключений. Они находят его сами, и вместе с двумя друзьями и верной собакой Калле Блюмквист ловит опасного преступника. Читайте с детьми и вспоминайте о своих детских мечтах быть важным и нужным.

Мадикен Энгстрем

Маленькая Мадикен еще не понимает, каким она растет честным и порядочным человеком. Она шалит с сестрой, заводит дружбу с девочкой из «неблагополучной» семьи, влюбляется в соседа. Читайте детям, чтобы объяснить, что проступки — это часть детства, а настоящая дружба не знает предрассудков.

Эмиль Свенсон

Маленький сорванец из шведской провинции не только расскажет о том, как управляться с деньгами, но и поможет понять, что детей любят не за хорошие отметки и идеальное послушание. Прочитайте детям, а заодно расскажите им, что и сами не были идеальным ребенком. И это было прекрасно.

Дети из Бюллербю

Простые детские радости, которые нам, взрослым, уже не по статусу, но так остро отзывающиеся в сердце. Ловить раков, лазать друг к другу в окна, организовать тайное общество, искать сокровища, устроить пир на сеновале... Читайте с детьми и помните, что мы все родом из детства.

РЕПЛИКА

Правда о сказочнице

Михаил Бударагин, обозреватель

Астрид Линдгрен — писатель настолько великий, что говорить о ней без придыхания невозможно.

Она родилась 14 ноября 1907 года в маленьком шведском городке Виммербю, а умерла в Стокгольме, в статусе одного из самых читаемых авторов.

Как так вышло? Что в Линдгрен такого? Давайте честно. Казалось бы, детские истории, вот уж невидаль.

Да, отчаянный врун Карлсон, да, лихая Пеппи Длинныйчулок, но мало ли за XX век было написано о детях и для детей?

У Линдгрен была бешеная конкуренция, низкие стартовые позиции (она все-таки не пила коктейли в барах Монмартра и не переписывалась со стариной Хэмом), но это не помешало. Даже отношение с национал-социалистами (Линдгрен в юности голосовала за эту партию) не бросили на нее тень. Любого другого писателя один этот факт закопал бы навсегда, но ей — что с гуся вода.

Загадка? Ответ лежит на поверхности. Любой текст Линдгрен по-настоящему убедителен. Писателю дозволено многое: бурные романы, странная с обывательской точки зрения жизнь, длинноты и занудства, политические взгляды любой степени радикальности (уж в русской литературе позапрошлого века радикалов хватало — и ничего, читаем-с) и так далее. Одного писателю нельзя — врать. Придумывать, воображать, конструировать миры, вольно обращаться с историческими фактами — можно, а врать — ни в коем случае. В чем разница? Писательское вранье — это когда автор вымучивает героя, чтобы понравиться читателю, чтобы потрафить вкусу, чтобы попасть на полки магазинов. Картонный персонаж, неубедительные диалоги, провисающий сюжет — все это вранье.

И тут не так важен объем написанного. Соврать можно и в коротком рассказе, а убедительным стать и на масштабном полотне (как Александр Дюма-старший, скажем, который всю жизнь писал охотно и много).

А Линдгрен не врала. Карлсон появляется в мировой литературе, как подлинное воплощение лукавого бога Локи, обманщика, разрушителя, хвастуна, но ему веришь от первого взмаха лопастей пропеллера до последней шалости.

Малыш, этот немного аутичный ребенок, ищущий тепла, Фрекен Бок, строгая, но одинокая тоскующая женщина в расцвете лет, жулики Филле и Рулле — каждый персонаж создан так, что не поверить в него нельзя.

То же и с Пеппи, то же и Расмусом-бродягой...

Правда, Астрид Линдгрен проста: она, человек с блестящим воображением и выдающимися способностями, сумела влюбиться во всех них, в нелепых, странных, в простых и сложных, в ловких бандитов и добропорядочных бюргеров, — в своих героев.

Пеппи ругает скучных взрослых, и Астрид Линдгрен ругает их вместе с ней, но одновременно — автору такое позволено — она невозможно сильно любит этот скучный шведский мирок, где растет среди ровных домиков такая вот Пеппи.

Карлсон тоже бунтарь в своем роде, но разве есть что-то более честное, чем рассказ о бабушке и носочках.

«— Делать было нечего, — сказал Карлсон. — Пришлось переодевать, иначе она нипочем не отвязалась бы. Высоко-высоко на дереве я кое-как примостился на тоненьком сучке и, рискуя жизнью, переодел носки.

<...> Карлсон засучил штаны и показал свои маленькие толстенькие ножки в полосатых носках: — А это что такое? Может, не носки? Два, если не ошибаюсь, носочка? А почему это я не мог сидеть на сучке и переодевать их: носок с левой ноги надевать на правую, а с правой — на левую? Что, по-твоему, я не мог это сделать, чтобы угодить бабушке?» И действительно, что не сделаешь, чтобы угодить бабушке. Каждый из нас был немного этим Карлсоном, лукавым маленьким человечком.

Вот и весь ответ.

Читайте также: Юрий Поляков: Не всем нравится чужой успех

Новости СМИ2

Сергей Лесков

Как проходила эволюция галактик

Антон Крылов

Во всем виноват Сталин

Алиса Янина

Новогодние подарки — дорого и глупо

Ольга Маховская, психолог

Как справиться со страхом экокатастроф

Георгий Бовт

Закон не правят на коленке

Виктория Федотова

Когда «хорошая девочка» — смертельный приговор

Олег Капранов

Смартфон у ребенка отбирать нельзя. Тем более в школе

Генерал Мороз был предателем. Правда и мифы о Битве за Москву

Построили стену из кирпичей собственного производства

Правильно распределяйте свое время на экзамене

Чтобы попасть в мишень нужны не глаза, а чувства