Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Умер писатель Александр Кабаков

Развлечения
Умер писатель Александр Кабаков
Интеллигент в нулевом поколении, Кабаков рос в много читающем доме / Фото: Эмиль Матвеев/ ТАСС

Он ушел на 77-м году жизни после долгой болезни.

Александр Кабаков родился в 1943 году в Новосибирске — будущий представитель уникальной сибирской плеяды писателей, которую вполне можно назвать феноменом. Когда-нибудь кто-то все же найдет ответ на вопрос, почему в середине ХХ века именно в Сибири и на Дальнем Востоке так ярко расцвело разнотравье таких разных, но фантастически сильных литераторов. Кабаков был одним из них.

Интеллигент в нулевом поколении, он рос в много читающем доме, хотя не столько запойно читал, сколько запойно переживал в голове прочитанное. Сашино детство — ракетный полигон Капустин Яр, закрытое сообщество, летние каникулы в подмосковной Электростали у дяди с тетей, где нелюбовь местных детей также обрекала его на чтение. Как он говорил позже, склонный к подробностям Жюль Верн увлек его своими «каталогами», бесконечным описанием предметов, и потом в своих собственных произведениях он ощущал это влияние классика, «греша» уже своими «бесконечными каталогами». О писательстве речи тогда не было: Кабаков получил математическое образование, работал инженером на заводе… Но уже к началу 1970-х стало ясно, что это не его стезя, и он, приехав в Москву, отправился работать в «Гудок», в чем тоже было нечто символическое, поскольку эта газета выпестовала многих ярких литераторов. Потом были «Московские новости» — именно в то время, когда за этим изданием выстраивались очереди длиннее, чем за колбасой в эпоху дефицита, «Коммерсант» и «Столичная вечерняя газета», далее — «Новый очевидец»…

Дар Кабакова как колумниста был особенным. Немногословный Александр Абрамович обладал способностью к созданию абсолютно воздушных афоризмов. Он писал, будто нанизывая слова-бусины на прочную нить логики. Из этого ожерелья нельзя было вытащить ни бусинки, все тут же рассыпалось. При этом он крайне скептически относился и к своему несомненному дару, и вообще не считал профессию писателя чем-то исключительным. С присущей ему самоиронией он говорил, что писатели точно так же могут кончаться, как это возможно в случае со слесарями или учеными. Правда, он сам — не кончался. Возможно, именно потому, что не считал себя уникумом…

В отличие от многих писателей, пришедших в литературу из журналистики и простившихся с ней, Александр Кабаков органично существовал в двух плоскостях: и как писатель, и как журналист. И начиная с 1980-х его имя начало греметь — и по-журналистски, и по-писательски, а уж после антиутопии «Невозвращенец»… Кстати, ему не раз задавали вопрос, отчего он, еврей, не уехал. Ответ был неизменен: «Я — русский писатель». И это было правдой. Кабаков, убежденный монархист, с великим пиететом относился к Российской империи и считал, что делением по национальному признаку под страну подложили мину. И его отношение к еврейскому вопросу не раз вызывало критику и даже оскорбления со стороны: он говорил, что его часто «несут и называют выкрестом», но он ни под кого не подлаживался, не старался заслужить одобрения, быть хорошим для всех и не менял убеждений. Будучи человеком огромной внутренней свободы, даже не всегда им самим осознаваемой, он с почтением признавал право на разные точки зрения и жгуче не любил только советский строй. И когда в интервью, которых, кстати, было в жизни скромного интеллигента Кабакова не так много, его спрашивали о «текущем моменте», неизменно говорил, что нынешняя «комичная, пошлая и тупая жизнь» ему все равно милее, чем советские времена.

В 1991 году вышел фильм по его роману «Невозвращенец», тут же став бомбой, как и почти одновременно с ним вышедшая драма «Десять лет без права переписки». Прогремели и его «Московские сказки» — необычные, «кабаковские», пахнущие кардамоном, без вопросов ставшие «Книгой года». Но он, лишенный фанаберии, продолжал оставаться предельно скромным человеком, мироощущение которого не зависело ни от премий, ни от общественного признания, а только от чувства довольства или недовольства собой и высокой личной планки. «Признаться, я не думаю, что литература может что-то улучшить или ухудшить. Для писателя — это род невроза, для читателя — еда», — сказал он как-то.

Общество странным образом без бурной реакции встретило его роман «Все поправимо», хотя, по идее, он мог остро отозваться в душах очень многих. Одно из жесточайших по сути литературных произведений, истинно философское произведение о состоянии советской интеллигенции эпохи общей, и в том числе моральной, стагнации было практически не замечено критиками. Может быть, потому, что требовалась уже несколько иная «еда»? А может быть, роман так философски бескомпромиссно вскрывал колоссальный пласт внутренних проблем самой элитной части советского общества, что его не хотелось принимать — как не хочется иногда смотреться в зеркало, чтобы не видеть воочию зримых и необратимых изменений… К тому же он объяснял, что произошло с интеллигенцией потом, а это было неприятное откровение. Кабаков замечал, что «знает интеллигенцию до последнего волоска», но со временем уже с позиции отстраненного философа наблюдал за ее трансформацией, замечая, как люди перестают принимать Достоевского, отдавая предпочтение Бегбедеру. Он исследовал общество, и, поняв, что поколение «манагеров» не способно погрузиться в чтение-размышлизмы, издал облегченное для восприятия, адаптированное к современности произведение-проект «Рассказы на ночь», где предстал как мастер тонкого юмора и изысканного сарказма.

Самоирония по отношению к себе никогда не мешала Александру Кабакову высоко оценивать других. Он мог бы вести специальный авторский курс по технологии создания текстов, поскольку и классиков, и современников читал именно так — препарируя их произведения хирургически, исследуя «технологию работы». Источниками, от которых он питался сам, были Бунин и Трифонов, а также Булгаков и Аксенов. Однако Кабаков всегда стоял отдельно ото всех и не способен был стать подражателем. После того, как вышла книга воспоминаний об Аксенове, написанная Кабаковым вместе с Евгением Поповым, и запущенного ими в оборот слова «подаксеновики», многие сочли, что они — наследники аксеновского жанра. Нет, нет и еще раз нет. Можно не верить в абсолютную самобытность писателей на современном этапе, но она была и есть — и в творчестве Кабакова, и в творчестве Попова.

Человек со своим глубочайшим внутренним миром, своими взглядами и философией, Кабаков верил в то, что книги и чтение никуда не уйдут из нашей жизни, какие бы трансформации она ни претерпевала. Он не говорил о себе с гордостью, как о великом писателе или стилисте, грустил оттого, что упал уровень большинства прозаических текстов, и был во всех смыслах ненавязчив — не доказывал с жаром своей правоты, был интеллигентен даже в жарких спорах. Уже после его ухода кто-то из его знакомых обронил фразу, и она кажется максимально точной при всей своей простоте: «Кабаков был разным, но подлым — никогда». В прощальные дни его уход не раз назовут невосполнимой потерей, над чем он наверняка поиронизировал бы. Увы, этого мы не услышим. Его негромкий голос с типично «кабаковскими» интонациями теперь слышен только со страниц его замечательных книг, истинное место которых в литературе еще будет пересмотрено.

СПРАВКА «ВМ»

Александр Кабаков — писатель, журналист, главный редактор журнала «Саквояж СВ», публикуется в периодике как публицист и колумнист. Лауреат многих премий. Председатель жюри премии «Русский Букер-2006». Автор книг: «Заведомо ложные измышления», «Невозвращенец», «Поход Кристаповича», «Сочинитель», «Похождения настоящего мужчины», «Самозванец», «Последний герой», «Поздний гость», «Все поправимо», «Московские сказки», «Старик и ангел» и многие другие.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.