Одинокие пациенты больниц под особой заботой соцкоординаторов
Служба социальных координаторов работает во всех учреждениях столичного здравоохранения. Они выявляют среди пациентов тех, кому может потребоваться социальная помощь. Среди пациентов бывают и одинокие люди. Без родных и близких, они не оказываются наедине со своей бедой, и в тяжелой ситуации им есть на кого рассчитывать. Служба социальных координаторов уделяет особое внимание одиноким пациентам. С момента госпитализации и до выписки из больницы специалисты оказывают особенно нуждающимся людям всестороннюю поддержку.
Порой болезнь показывает, что человеку без человека не обойтись. После операции или, например, перенесенного инсульта пациенты могут потерять привычные функции и навыки самообслуживания. Социальные координаторы рассказывают о недавних случаях, когда они приходили на помощь одиноким пациентам.
— Наш пациент после инсульта находился в квартире в беспомощном состоянии более суток. Мужчина пытался ползти к двери, стучал, но соседи думали, что идет ремонт. Когда поняли, что человек в беде, вскрыли квартиру с МЧС и вызвали скорую помощь. История напомнила, как важно ценить и сохранять добрые отношения, сочувствовать и сопереживать… Вспомнила, как моя бабушка помогала восстанавливаться подруге после больницы: она организовала других подруг, и все по очереди заботились об одинокой пенсионерке. Старость не должна быть беспризорной. Не сложно дать таблетку пожилому человеку, покормить, поговорить с ним, — делится Светлана Фисак, социальный координатор Городской клинической больницы имени Ф.И. Иноземцева.
Общению с врачами мешала нарушенная речь пациента. Социальные координаторы смогли найти из близких только одноклассницу мужчины. Она обрадовалась нашему звонку, поскольку уже начала переживать, что ее одноклассник пропал со связи: между ними была крепкая дружба. Еще до выписки социальные координаторы организовали социальное обслуживание на дому, а социальные работники привели квартиру в порядок. Сейчас мужчина восстанавливается в реабилитационном центре. После курса восстановления ему будут помогать приходящие социальные работники, в его жизни участвует одноклассница.
Другой случай произошел с гостьей столицы, которая приехала в Москву на консультацию в медицинский центр. В метро пенсионерке стало плохо, она потерялась и не смогла объяснить сотрудникам полиции, кто она и куда едет.
— По скорой помощи к нам в больницу доставили пожилую женщину. Врачам удалось лишь выяснить, что она приехала из Уфы по рекомендации соседки на консультацию в онкологический центр — ее беспокоила опухоль щитовидной железы. Но ни направления, ни записи на прием в медицинский центр мы не нашли. Болезнь повлияла на память и мышление пациентки. Для нахождения родственников мы подключили социальные службы и поисковый отряд «Лиза Алерт» и установили, что в кругу общения женщины имеется только та самая соседка. Было очень жаль женщину, она была одна, слаба и хотела скорее попасть домой, — вспоминает Мария Смирнова, социальный координатор Городской клинической больницы имени Л.А. Ворохобова.
Пациентке оказали медицинскую помощь, а волонтеры сопроводили на вокзал, купили билет на поезд и договорились с проводником, чтобы тот контролировал дезориентированную пассажирку на протяжении всего пути. В Уфе женщину встречали местные отряд «Лиза Алерт» и социальные работники. Сейчас пенсионерка лечится по месту жительства и получает надомное обслуживание.
— Мы все переживали и вздохнули с облегчением, когда женщина оказалась дома, — делится Мария Смирнова.
В Городскую клиническую больницу имени М.П. Кончаловского скорая помощь привезла 77-летнюю москвичку. Она была без сознания, в изорванной одежде и вся в побоях. Ее здоровьем никто не интересовался.
— Ситуация произошла трагическая, тронула до глубины души. Вместе с социальными службами мы выяснили, что год назад заботящийся о пенсионерке сын ушел из жизни. Потом она перенесла ковид, ослабла, отстранилась от соседей, перестала ходить в церковный приход, единственное, что приносило ей успокоение и облегчало страдания, а после с женщиной случился инсульт. В ее квартире социальный работник обнаружил полный разгром. Когда женщина пришла в сознание, от пережитого стресса она не могла говорить, не двигалась и смотрела в одну точку, — рассказывает социальный координатор Евгения Костылева.
Врачи восстанавливали здоровье женщины, а социальные координаторы привлекли психолога, попросили знакомого женщине священнослужителя о встрече с ней. На общение со священнослужителем пенсионерка отреагировала эмоционально, заплакала и начала говорить. Она так и не сказала, кто нанес ей побои и разгромил квартиру, но согласилась на оформление документов для поступления в стационар с социальным обслуживанием.
— Я не могла представить, как беспомощный, одинокий человек сможет жить в разрушенной квартире, поэтому мы предприняли меры, чтобы обеспечить проживание пожилой женщины в социальном учреждении. Сейчас она хорошо себя чувствует и благодарна оказанной помощи. Ее квартира находится под наблюдением полиции и контролем социального работника, — продолжает Евгения Костылева.
В то время, как врачи выполняют свою работу, социальные координаторы занимаются организацией социальной помощи. Помогают восстановить личные документы пациентам, оформляют путевку в реабилитационный или геронтологический центры, социальные дома, если после выписки человеку жить с недугом одному опасно. Бездомных людей определяют в центр социальной адаптации. Часто пожилые люди боятся возвращаться в пустой дом и остаться без помощи. С ними работают психологи, назначается надомное обслуживание. Бывали случаи, когда социальные координаторы находили родственников одиноких пациентов, помогали помириться тем, кто годами не общался друг с другом — близкие соглашались заботиться о выписанном родственнике и забирали к себе.