Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Тот самый стук колес: столичному трамваю исполняется 124 года

Город
Тот самый стук колес: столичному трамваю исполняется 124 года
Так выглядели пассажиры «Татры Т2», вышедшей на столичные маршруты в конце 50-х / Фото: Александр Кочубей / Вечерняя Москва

Столичному трамваю исполняется 7 апреля 124 года. Это старейший городской транспорт и самый любимый у москвичей. Ко дню рождения «Вечерняя Москва» рассказывает его историю, настоящее и будущее.

Был трамвай ярко-красный
Под палех осенний раскрашен…
Ниоткуда явился,
Он плыл, словно праздник вчерашний…
Мы живем в удивительное время.

Время скорости и больших перемен в общественном транспорте, которые вовсе не мешают с благодарностью и легкой грустинкой вспоминать прочитанные страницы его истории. «Ностальгия», — скажете. Возможно. Однако и сегодня городской трамвай остается той самой ниточкой, связывающей нас воспоминаниями с событиями давно минувших дней. А ярко-красная пузатая «Татра Т2», словно машина времени, готова вновь дарить неподдельные эмоции всем, кто жаждет услышать ее историю.

В марте в Москве возобновились уникальные экскурсии на ретротрамвае. Теперь красоту вечернего города можно наблюдать под стук колес, сидя в отреставрированном салоне исторического трамвая. Эти вагоны впервые вышли на маршрут в 1959 году и сразу покорили москвичей плавностью хода, современным дизайном и теплым салоном. А производили их, по словам руководителя экскурсионного бюро Музея Москвы Андрея Клюева, в Чехословакии. В те времена это был самый современный и комфортный вагон.

— Электрические трамваи начали ходить в Москве в апреле 1899 года. Линия проходила от Бутырской заставы до Петровского парка, — поделился важным фактом истории Андрей Клюев, предложив вспомнить, когда появились первые трамваи и какими они были.

Ответ, пожалуй, знают немногие. Ведь самые первые трамваи были на конной тяге. Так называемые конки можно было увидеть на улицах столицы еще в 1872 году. Тогда на линию от Иверских ворот до Белорусского вокзала вышли первые десять вагонов английского производства. Примечательно, что движение конок в Москве прекратилось лишь спустя 40 лет — в 1912 году.

На весь экранПолноэкранный просмотр Пик развития трамвайной сети в Москве — начало 1930-х годов. В 1934 году, когда трамвай был доминирующим видом транспорта, достигнут максимум перевозок пассажиров (2,6 млн человек в день при населении города около 4 млн). На фото: 1930-е годы / Фото: Главархив Москвы
1/17
Пик развития трамвайной сети в Москве — начало 1930-х годов. В 1934 году, когда трамвай был доминирующим видом транспорта, достигнут максимум перевозок пассажиров (2,6 млн человек в день при населении города около 4 млн). На фото: 1930-е годы / Фото: Главархив Москвы
На весь экранПолноэкранный просмотр  25 марта (6 апреля) 1899 года в первый рейс отправился трамвай на электрической тяге от Бутырской Заставы в сторону Петровского парка, а регулярное движение открылось на следующий день 26 марта (7 апреля). На фото: Трамвай у современного метро Чеховская, 1900 год / Фото: public domain
2/17
25 марта (6 апреля) 1899 года в первый рейс отправился трамвай на электрической тяге от Бутырской Заставы в сторону Петровского парка, а регулярное движение открылось на следующий день 26 марта (7 апреля). На фото: Трамвай у современного метро Чеховская, 1900 год / Фото: public domain
На весь экранПолноэкранный просмотр На 2023 год действует 38 маршрутов, которые обслуживаются пятью депо. На фото: Современные трамваи «Витязь-Москва» в трамвайном депо имени Баумана, 2019 год / Фото: РИА Новости
3/17
На 2023 год действует 38 маршрутов, которые обслуживаются пятью депо. На фото: Современные трамваи «Витязь-Москва» в трамвайном депо имени Баумана, 2019 год / Фото: РИА Новости
На весь экранПолноэкранный просмотр С середины 1990-х началась новая волна снятия трамвайных линий, в основном из-за строительства Третьего транспортного кольца. На фото: Трамвайное депо имени Апакова, 1998 год / Фото: РИА Новости
4/17
С середины 1990-х началась новая волна снятия трамвайных линий, в основном из-за строительства Третьего транспортного кольца. На фото: Трамвайное депо имени Апакова, 1998 год / Фото: РИА Новости
На весь экранПолноэкранный просмотр В конце 1990-х трамваем пользовались ежедневно около 150 тысяч человек, в 1990-х — более 800 тысяч. На фото: Жители Москвы участвуют в театрализованном представлении на Чистых прудах, посвященном празднованию 100-летия со дня рождения писателя Михаила Булгакова, 1990 год / Фото: РИА Новости
5/17
В конце 1990-х трамваем пользовались ежедневно около 150 тысяч человек, в 1990-х — более 800 тысяч. На фото: Жители Москвы участвуют в театрализованном представлении на Чистых прудах, посвященном празднованию 100-летия со дня рождения писателя Михаила Булгакова, 1990 год / Фото: РИА Новости
На весь экранПолноэкранный просмотр Были проложены новые линии в районы без метро: Медведково, Чертаново, Хорошево-Мневники, Перово и Новогиреево. На фото: 1977 год / Фото: РИА Новости
6/17
Были проложены новые линии в районы без метро: Медведково, Чертаново, Хорошево-Мневники, Перово и Новогиреево. На фото: 1977 год / Фото: РИА Новости
На весь экранПолноэкранный просмотр В 1960–1970-х годах ликвидировали линии в западной части города и разорвали второе «трамвайное кольцо» вокруг Садового, вслед за Бульварным. На фото: Ломоносовский проспект, 1961 год / Фото: РИА Новости
7/17
В 1960–1970-х годах ликвидировали линии в западной части города и разорвали второе «трамвайное кольцо» вокруг Садового, вслед за Бульварным. На фото: Ломоносовский проспект, 1961 год / Фото: РИА Новости
На весь экранПолноэкранный просмотр В 1940-е годы часть трамвайных маршрутов были заменены на троллейбусные. В1950-х годах с развитием метрополитена была закрыта часть линий, ведущих к окраинам. Также сошли на нет грузовые перевозки. На фото: Послевоенная Москва, май 1945 года / Фото: РИА Новости
8/17
В 1940-е годы часть трамвайных маршрутов были заменены на троллейбусные. В1950-х годах с развитием метрополитена была закрыта часть линий, ведущих к окраинам. Также сошли на нет грузовые перевозки. На фото: Послевоенная Москва, май 1945 года / Фото: РИА Новости
На весь экранПолноэкранный просмотр После открытия в 1935 году первых линий метрополитена были сняты трамвайные линии, совпадающие с ними по направлению. На фото: Театральная площадь, 1935 год / Фото: РИА Новости
9/17
После открытия в 1935 году первых линий метрополитена были сняты трамвайные линии, совпадающие с ними по направлению. На фото: Театральная площадь, 1935 год / Фото: РИА Новости
На весь экранПолноэкранный просмотр Средняя скорость движения трамваев выросла с 7 км/ч в 1918 году до 12 км/ч в 1926 году. На фото: Калужская площадь, 1929 год / Фото: РИА Новости
10/17
Средняя скорость движения трамваев выросла с 7 км/ч в 1918 году до 12 км/ч в 1926 году. На фото: Калужская площадь, 1929 год / Фото: РИА Новости
На весь экранПолноэкранный просмотр Трамвай — исторически второй вид городского пассажирского транспорта Москвы, преемник конки. Первые маршруты электрического трамвая связали окраины Садового кольца с центром и во многом повторяли коночные. На фото: 1925 год / Фото: РИА Новости
11/17
Трамвай — исторически второй вид городского пассажирского транспорта Москвы, преемник конки. Первые маршруты электрического трамвая связали окраины Садового кольца с центром и во многом повторяли коночные. На фото: 1925 год / Фото: РИА Новости
На весь экранПолноэкранный просмотр Билет на весь маршрут стоил 6 копеек. Вагоны курсировали по маршруту с интервалами в 14 минут с 8 утра до 8 вечера. На фото: Улица Охотный ряд, 1907 год / Фото: РИА Новости
12/17
Билет на весь маршрут стоил 6 копеек. Вагоны курсировали по маршруту с интервалами в 14 минут с 8 утра до 8 вечера. На фото: Улица Охотный ряд, 1907 год / Фото: РИА Новости
На весь экранПолноэкранный просмотр Роль трамвая в перевозках постепенно снижалась. На фото: Галина Жилина и инструктор-наставник Ксения Дроздова во время первого рейса на учебном трамвае, 1981 год / Шогин Александр / Фотохроника ТАСС
13/17
Роль трамвая в перевозках постепенно снижалась. На фото: Галина Жилина и инструктор-наставник Ксения Дроздова во время первого рейса на учебном трамвае, 1981 год / Шогин Александр / Фотохроника ТАСС
На весь экранПолноэкранный просмотр В 2018 году общая протяженность путей составила 418 км. На фото: 2019 год / Фото: Антон Новодережкин / ТАСС
14/17
В 2018 году общая протяженность путей составила 418 км. На фото: 2019 год / Фото: Антон Новодережкин / ТАСС
На весь экранПолноэкранный просмотр Последней в 1981–1982 годах была построена линия в Строгине. На фото: Краснопресненское трамвайное депо, 1984 год / Павел Максимов / Фотохроника ТАСС
15/17
Последней в 1981–1982 годах была построена линия в Строгине. На фото: Краснопресненское трамвайное депо, 1984 год / Павел Максимов / Фотохроника ТАСС
На весь экранПолноэкранный просмотр С начала 1980-х годов строительства новых линий не было, однако и ликвидация старых практически не велась. На фото: Трамвай на Чертановской улице, 1982 год / Фото: Борис Кавашкин, Юрий Лизунов / ТАСС
16/17
С начала 1980-х годов строительства новых линий не было, однако и ликвидация старых практически не велась. На фото: Трамвай на Чертановской улице, 1982 год / Фото: Борис Кавашкин, Юрий Лизунов / ТАСС
На весь экранПолноэкранный просмотр Фото: mos.ru / Официальный сайт мэра Москвы
17/17
Фото: mos.ru / Официальный сайт мэра Москвы

— Я не знала, что раньше трамваи запрягали лошадьми. Этот факт поразил меня и заставил задуматься, насколько интересна история транспорта, — отметила москвичка Алина Маркина.

Пока «Татра Т2» неспешно движется по городу, можно рассмотреть ее салон. Выглядит он новым. Но чтобы его восстановить, ушло немало времени и сил. В глаза бросается необычный агрегат в центре вагона.

— Это билетная касса, — с улыбкой поясняет Клюев. — В отверстие надо положить монеты, а затем самостоятельно оторвать билет.

Для современного человека увидеть такую кассу крайне непривычно. Сейчас вообще оплата проезда происходит одним касанием смартфона.

— Среди необычных моделей трамваев в нашей истории — моторный вагон Ф. Его так прозвали из-за фонарей на крыше, которые освещали салон естественным светом. В вагоне было 19 мест для пассажиров. Передвигался трамвай со скоростью до 40 километров в час. Модель была самой распространенной в дореволюционной столице, однако до наших дней сохранилось лишь два экземпляра, — отметил экскурсовод.

Более современный дизайн можно встретить уже у трамвая «Татра Т7Б5», который был специально спроектирован для Москвы, оборудован 40 сиденьями и мог развивать скорость до 65 километров в час.

С трамваями связана жизнь практически каждого москвича. Кто в детстве не любил садиться у окна и смотреть на машины, дома, прохожих? Характерный стук, безвозвратно уйдя в прошлое, навсегда отложился в памяти. Нынешние «Витязи» сильно отличаются от своих предшественников. Они гораздо тише, имеют плавный ход и эргономичный дизайн. Есть даже бесплатный wi-fi, можно зарядить гаджет через usb-разъем. И все-таки именно ретротранспорт мы любим всем сердцем.

— Когда мне было семь лет, мы с папой часто ездили на трамвае от станции метро «Университет» до Черемушкинского рынка. Однажды вместо обычного приехал деревянный состав! Помню, как папа был рад вновь прокатиться на трамвае своей молодости, — поделился москвич Дмитрий Второв.

Сегодня встретить ретровагон — редкость. Видимо, поэтому, стоило нашей «Татре» притормозить у Чистых прудов, как ее сразу обступили случайные прохожие, что подчеркивает интерес горожан к истории транспорта в общем и трамвая в частности.

Вдаль умчался трамвай
В синеватом, магическом звоне…
Этот сон забывай!
И трамвай — не последний в сезоне!*

*— При написании статьи были использованы фрагменты стихотворения Татьяны Ровицкой «Трамвай»

ФАКТЫ

Вагон «Коломенский моторный» снимался в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Покровские ворота» и «Холодное лето пятьдесят третьего». Состав модели «Татра Т2» был участником художественного фильма 1963 года «Приходите завтра».

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ТРАМВАИ СТОЛИЦЫ

  • 1899 год. Falkenried A.
  • 1906 год. Двухосный моторный вагон Brush.
  • 1929 год. «Сокольнический прицепной» (С).
  • 1938 год. Голубой вагон (М-38).
  • 1947 год. «Коробочка» (МТВ-82).
  • 1963 год. «Татра» (Т3SU).
  • 1985 год. «Нолик» (T6B5).1990 год. «Ящик» (71–608К).
  • 2003 год. «Красная стрела» (71–134А).
  • 2013 год. «Морковка» (71–623–02).
  • 2017 год. «Витязь-Москва» (71–931М2).
Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.