Маршруты большого города: как развивается столичный транспорт
31 июля свой день рождения отмечает ГУП «Мосгортранс» — предприятию Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы исполняется 65 лет. За эти годы Мосгортранс стал крупнейшим оператором городского пассажирского транспорта в стране, который заботится не только о комфорте и безопасности пассажиров, но и об экологии нашего мегаполиса, внедряя самые современные транспортные средства. В Москве внедряют экологичный транспорт. Как развивается движение электробусов, «Вечерней Москве» рассказал генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Николай Асаул.
Мосгортранс сегодня — крупнейший в России оператор наземного городского пассажирского транспорта, который обслуживает около 700 маршрутов, из которых 88 — электробусные. Ими пользуются около 3 миллионов пассажиров ежедневно, парк предприятия включает 6,6 тысячи транспортных средств.
— В структуру нашего предприятия входит 24 эксплуатационные площадки, а также завод СВАРЗ, Северный и Южный речные вокзалы и другие службы. Бесперебойное сообщение, комфорт в пути и постоянное повышение качества перевозок обеспечивают 25 тысяч работников предприятия, из которых порядка 14 тысяч — водители, — рассказал Николай Асаул.
Комфорт и надежность
Главная новация последних лет — современные электробусы, которые пришли на смену дизельным автобусам. По словам Николая Асаула, сегодня в парке ГУП «Мосгортранс» более 1100 электро бусов.
— Мы планомерно идем к полной замене парка дизельных автобусов на экологически чистые электробусы, — отметил он. — Все электробусы — российского производства и обслуживаются по контрактам жизненного цикла. Это означает, что с момента передачи в парк Мосгортранса, в течение 15 лет производитель несет полную ответственность за техническую исправность каждого электробуса.
Генеральный директор предприятия подчеркнул, что электробусы пользуются большой популярностью у пассажиров.
— С момента запуска в 2018 году наши электробусы перевезли уже более 340 миллионов пассажиров, за сутки они перевозят около 430 тысяч пассажиров, — поделился он.
Основное преимущество, которое отмечают пассажиры, — экологичность. И это не пустые слова, а реальная польза для окружающей среды.
— Сегодня замена одного дизельного автобуса на электробус снижает выбросы СО2 в окружающую среду на 60 тонн в год, — сообщил Николай Асаул. — Кроме того, электробус тише автобуса на 30 процентов. Такого показателя удалось достичь благодаря тому, что у этого вида транспорта практически полностью отсутствуют вибрации и шум при движении.
С каждым годом современных электробусов будет все больше. Так, в 2023–2024 годах Мосгортранс получит 1200 новых машин от отечественных производителей ПАО «КАМАЗ» и «Группы ГАЗ». Их главное отличие — увеличенный до 80–90 километров запас хода и электрический отопитель.
— Помимо этого, увеличен передний маршрутоуказатель и сделана новая адаптивная система освещения, — уточнил Николай Асаул.
Новинка тестируется
Помимо больших электробусов, в столице тестируется и экологичный транспорт малого класса. Так, в мае этого года «Группа ГАЗ» передала Москве инновационную ГАЗель e-City. Этот мини-электробус предназначен в первую очередь для маршрутов с узкими дорогами и небольшим пассажиропотоком.
— Мини-электробус вмещает 16 пассажиров. Испытания продлятся до конца февраля 2024 года. Встретить этот новый вид транспорта можно на маршруте № 883 на западе Москвы, — рассказал генеральный директор Мосгортранса.
Парк со всеми удобствами
Первый электробусный парк «Красная Пахра» открылся в Новой Москве в июле 2022 года. Он стал крупнейшим в Европе и вмещает 450 электробусов большого класса. А при необходимости парк способен обслуживать и обычные автобусы особо большой вместимости.
— Благодаря новому городскому транспорту жизнь и передвижения по столице стали удобнее, а экология — лучше. Новый парк позволил увеличить количество городского транспорта на маршрутах, улучшил связь новых округов с Москвой и сократил время ожидания городского транспорта на остановках, — подчеркнул Николай Асаул.
Масштабы дома для электробусов впечатляют. Его площадь составляет более 100 тысяч квадратных метров, на территории расположен самый большой производственный комплекс на 14 тысяч квадратных метров.
— В парке есть помещения для ремонтных бригад и передвижных комплексов фотовидео-фиксации Центра организации дорожного движения. Три линии портальных автобусных моек могут обслуживать весь транспорт парка в ночное время, — отметил гендиректор Мосгортранса, добавив, что этот парк — крупнейший среди всех имеющихся у городского перевозчика.
Сегодня в «Красной Пахре» работают более 400 водителей. За год с начала работы электробусы проехали в ТиНАО более 2,3 миллиона километров и перевезли почти 1,5 миллиона пассажиров.
В этом году ввели в эксплуатацию и второй дом для электробусов, «Митино». Он рассчитан на 300 электробусов большого класса. К концу 2024 года планируется перевести на электробусы 23 маршрута на северо-западе столицы.
На достигнутом Мосгортранс не останавливается. Сейчас строится уже третий парк экологичного транспорта в районе Новокосино, его планируют открыть уже в этом году.
Уточняется, что с его появлением Мосгортранс запустит новые экологичные маршруты на востоке Москвы.
СПРАВКА
Для подзарядки на конечных станциях маршрутов, а также в парках установлены ультрабыстрые зарядные станции. На данный момент таких станций более 240 штук, до конца 2024 года планируется увеличить их количество до 380. Станции могут эксплуатироваться при температуре от –40 до +40 градусов. При этом подходят для зарядки электробусов разных производителей.
Жители новых округов активно пользуются сервисом перевозок по требованию
Мосгортранс с 2021 года развивает уникальный сервис перевозок по требованию «По пути», он заработал в Новой Москве. Главная его цель — повышение транспортной доступности ТиНАО.
Сервис работает в пяти поселениях: Сосенском, Воскресенском, Филимоновском, Десеновском и Рязановском, а также на территории Инновационного центра «Сколково» — в дополнение к регулярным автобусным маршрутам. На комфортном автобусе можно доехать до станций метро, МЦД и социальных объектов.
— Благодаря переходу на полностью отечественное программное обеспечение мы смогли продолжить развивать сервис и расширять его географию, — отметили в Мосгортрансе.
В пресс-службе предприятия добавили, что жители ТиНАО стали в этом году чаще пользоваться сервисом «По пути». Так, за полгода автобусы перевезли свыше 300 тысяч пассажиров — это на 14 процентов больше, чем за тот же период 2022 года.
Примечательно, что для пенсионеров и школьников действует льготная оплата проезда по карте москвича.
Каждый день автобусы «По пути» перевозят около 2,5 тысячи пассажиров. Среди них — жительница микрорайона Десна Татьяна Козина.
— Я пользуюсь сервисом уже несколько месяцев. Узнала о нем из новостей по телевизору и решила попробовать, — рассказала она.
По словам москвички, использовать сервис «По пути», чтобы добраться до станции метро «Прокшино», оказалось очень удобно.
— Я из дома заказываю машину, вижу время, через которое она приедет, и выхожу из дома к нужному часу. Особенно зимой, в мороз, это очень удобно, замечательно, что не надо мерзнуть на остановке, — поделилась Татьяна Козина.
В Мосгортрансе отмечают, что сервис продолжает расширяться, в том числе по обращениям пассажиров. Например, ранее жители поселения Рязановское могли добраться на автобусах «По пути» до станций Московского центрального диаметра «Щербинка» и «Силикатная». А с 2 марта этого года по их просьбам на маршруте была добавлена новая остановка — у станции метро «Бунинская аллея» Бутовской линии. Теперь автобусы сервиса можно заказать от дома, работы или социальных объектов в этом поселении сразу до метро и обратно, что сильно повысило доступность транспорта для местных жителей.
Работа сплотила семью Дудниковых еще сильнее
В ГУП «Мосгортранс» работает больше 50 трудовых династий. В их числе — семья Дудниковых, общий стаж работы которых превысил 35 лет.
Первым работать в Мосгортранс пришел глава семейства — Николай Андреевич. Вместе с женой и детьми он тогда только переехал в Москву из Сибири.
— В Омске, где мы жили раньше, я больше 15 лет отработал водителем автобуса и в столице искал аналогичную работу. Узнал о Мосгортрансе и решил туда устроиться, — рассказал Николай Дудников.
Прежде всего водителя со стажем привлекли стабильность и надежность предприятия.
— Здесь достойная зарплата, хорошие условия труда, — отмечает он.
В 2013 году по примеру отца в Мосгортранс водителем автобуса устроился младший сын — Андрей Николаевич.
— Папа много рассказывал мне о своей работе, делился историями. Я всегда с интересом слушал его, а однажды решил — хочу работать вместе с ним, — поделился Андрей Дудников.
По его словам, за последние годы в Мосгортрансе многое изменилось в лучшую сторону.
— И условия труда, и зарплата, и, самое главное, автобусы теперь у нас новые, современные. Работа водителя сложная, ответственная, много времени проводим за рулем, поэтому уровень комфорта имеет большое значение, — считает он.
Андрей Николаевич также хотел бы поработать и на электробусах. От коллег из других автопарков слышал много положительных отзывов об этих современных, экологичных транспортных средствах.
Четыре года назад работать в Мосгортранс пришла и супруга Николая Дудникова — Светлана Алексеевна. Она устроилась диспетчером, регистрирует карточки марш рутов.
А в этом году к династии присоединился и старший сын Дудниковых — Евгений Николаевич.
— Посмотрел на родителей и брата и решил, что тоже хочу работать в Мосгортрансе, — рассказал он. — Прошел обучение, получил права нужной категории. Потом была стажировка, и вот уже три недели как я самостоятельно выхожу в рейс.
Дудниковы отмечают, что теперь стали общаться друг с другом еще больше, а работа в Мосгортрансе сплотила их семью.