Товар встречают по одежке
Благодаря научному прогрессу сегодня можно все чаще встретить современные технологии даже в недорогих товарах. А чтобы товары были также удобны и привлекательны, необходим промышленный дизайн. Важность этого направления для отечественной индустрии сегодня отмечают на госуровне. Так, на ПМЭФ-2023 был подписан меморандум о развитии промышленного дизайна в Москве мэром столицы, главой Минпромторга и министром культуры РФ. Ранее стартовали профильные курсы для инженерных кадров в «Московской технической школе». Впрочем, уже сейчас столичным предприятиям есть чем гордиться.
Алексей Зобнин, директор по стратегии и развитию продуктов АО «ЭЛВИС-НеоТек»:
— Наша компания разработала устройство социального мониторинга для пожилых людей и всех тех, кто нуждается в особой заботе. В отличие от упрощенного аналога — «тревожной кнопки», которую человеку необходимо самому нажать, чтобы связаться с близкими или службами помощи в экстренной ситуации, — наш гаджет сочетает в себе систему интеллектуального видеонаблюдения и автоматического оповещения. Устройство в режиме реального времени следит за состоянием человека и оценивает его на основе нейроаналитики, чтобы при необходимости вызвать помощь. Учитывая пожилой возраст клиентов, мы внимательно изучили зарубежные рынки, провели опросы в РФ и продумали оптимальный вид продукта, который не будет вызывать отторжения у старшего поколения. Например, у нас есть медиаустройство с колонкой, напоминающее радиоприемник, и есть устройство в виде настенной фоторамки. Так что промышленный дизайн — это в том числе поиск инновационных решений, чтобы сделать продукт максимально удобным и функциональным.
Агнесса Осипова, президент московской фабрики мороженого АО «БРПИ»:
— Мы представили дизайн для мороженого нового поколения BRandICE. Он сочетает в себе современный стиль минимализма, подчеркивая премиальное качество, и натуральные ингредиенты. Наша компания поддерживает здоровый образ жизни и культуру правильного питания, опираясь на многолетний опыт в пищевой индустрии и актуальные брендовые тенденции. Ассортимент предприятия включает сливочные сорта, сорбеты, щербеты, льды, мороженое без сахара, веганское, обогащенное витамином С, кальцием, протеином. Всего у нас около 200 вкусов и почти 2000 рецептур. Специальный штат сотрудников занимается их разработкой. Приятно, что наш проект в категории «Упаковка продуктов питания» завоевал высшую награду и по оценке профессионального жюри, и по результатам народного голосования. Промышленный дизайн — это инструмент прямой открытой коммуникации с покупателем, отражающий вкусовые, качественные и инновационные характеристики продукта (мы всегда выступаем за сочетание формы и содержания). Это возможность расширения географии присутствия российских брендов на внутреннем и международном рынках. Кстати, у нашей страны богатая история в области промдизайна, достаточно вспомнить, какие выдающиеся люди принимали участие в продвижении той же московской продукции: Александр Родченко, Владимир Маяковский.
Владимир Плешаков, начальник отдела инновационного развития и маркетинга АО «106 ЭОМЗ» (экспериментальный оптико-механический завод):
— Мы создали дизайн упаковки жидкого мыла — немного неожиданный для нас продукт. Но он цепляет воображение, удивляет, создает позитивное настроение. В этом особенность проекта — соединить иррациональное (чувства удивления, радости) и рациональное (качество, выгодная цена). Промдизайн — это воплощение фирменного подхода и видения компании, учитывая социокультурный контекст. Нам важно, чтобы продукты были актуальны для использования в различных демографических группах и регионах. Промдизайн охватывает массу нюансов. Так, продуманная упаковка функциональна для транспортировки и хранения, улучшает общее впечатление от продукта, укрепляет имидж бренда. Главное — поиск идеального баланса между формой и функцией, эстетикой и удобством использования, инновациями и традициями.
Алина Мелентьева, руководитель отдела маркетинга компании ЛАССАРД:
— Мы производим российские лазеры и лазерное оборудование — оно помогает аккуратнее и быстрее разрезать, гравировать, приваривать и очищать различные металлические материалы. Этой продукцией пользуются предприятия, чья работа жизненно важна для комфорта горожан: связь и телекоммуникации, медицина, транспорт, микроэлектроника. Например, без нужного оборудования нельзя правильно вырезать детали для двигателя электробуса и обеспечить безопасность пассажиров. Кстати, мы помогаем многим компаниям становиться независимыми, предоставляя альтернативу ушедшим с рынка или очень дорогим зарубежным установкам. А еще мы поставляем станки в технические учреждения (колледжи, вузы) и приглашаем молодежь на практику и на работу, чтобы донести до молодых ребят мысль, что лазерные технологии — это безумно увлекательно, это технологии будущего. И да, оборудование тоже может и должно быть эстетичным. Промышленный дизайн — это еще и эргономика продукта: чтобы продукт был не просто работающим, но и удобным и им хотелось пользоваться. С помощью промышленного дизайна можно сделать своего рода идеальный товар — тот, который будет продавать сам себя.
Еще в 2020 году Минпромторг РФ разработал «дорожную карту» по развитию отечественного инжиниринга и промышленного дизайна на период до 2025 года, которую утвердило правительство. «Дорожная карта» предусматривает создание комплекса мер господдержки индустрии промдизайна, механизмов предоставления налоговых льгот, а также разработку национальных образовательных и профессиональных стандартов в данной сфере. «Реализация «дорожной карты» будет способствовать становлению российской индустрии промдизайна в разных направлениях — от проектирования объектов машиностроения до электроники и биотехнологий», — отмечали в ведомстве.
Георгий Миронов, директор по маркетингу и стратегии компании BFS:
— Компания BFS представила линейку российских банкоматов (4 модели) с процессором «Эльбрус» и собственным программным обеспечением на базе операционной системы Linux. В техническом плане банкоматы BFS поддерживают все актуальные для клиентов финансовые операции, оснащены считывателями бесконтактных и транспортных карт, двухмерных штрихкодов и QR-кодов. Также есть биометрическая камера, позволяющая проводить ряд операций без использования карт. Устройства оснащены сенсорным экраном, мультимедийной системой, улучшенной системой защиты от мошенников и вандалов. Цель компании была — сделать «с нуля» лучший и эстетически привлекательный банкомат на рынке. При разработке новых устройств мы учитываем пожелания коллег из банков, лучший мировой опыт и обязательно проводим различные тесты и фокусгруппы с участием обычных клиентов, которые пользуются банкоматами. Промышленный дизайн — это создание функционального, удобного в использовании продукта, не только отвечающего потребностям клиентов, но и формирующего новую культуру и восприятие привычных для нас вещей.
Владимир Крикушенко, генеральный директор ООО «Некс-Т», ТМ NexTouch:
— Наша умная остановка на солнечных панелях NexTstation заняла первые места в категории «Городской дизайн» в номинациях «Дизайн-продукт» и «Народный выбор» премии «Лучший промышленный дизайн России». Автономная умная остановка помогает решать важнейшие задачи по преобразованию городской жизни в сторону инноваций. В основе проекта — экраны и многочисленные датчики для проведения круглосуточного мониторинга экологической ситуации (загрязнение воздуха, уровень газов, температура, влажность на 3 уровнях, электромагнитное загрязнение, воздействие шума и т.д.), передачи данных в городские ситуационные центры для отслеживания, поддержания комфорта и безопасности москвичей. Большое внимание уделено дизайну, эргономике и комфорту пассажира, он сможет получить всю информацию о маршрутах, афишу городских мероприятий, посмотреть, какие вокруг есть достопримечательности, или зарядить гаджет в ожидании транспорта. Промышленный дизайн — это не только привлекательный внешний вид, но и важнейший элемент любого инновационного продукта, без которого невозможно создавать конкурентные товары. Внутренний дизайн компонентов, микроэлектроники, используемые материалы, программное обеспечение и его интерфейс, многомесячная работа отделов разработки, дизайна, тестирования и еще множество факторов — все это в совокупности позволяет произвести оптимальный промышленный продукт.
Юрий Черненко, директор Центра стиля ФГУП «НАМИ»:
— Наш научный центр известен разработкой автомобилей представительского и высшего класса, которые используются для перевозки и сопровождения первых лиц государства. В рамках премии мы представили проект для широкой аудитории — первый отечественный внедорожник класса люкс AURUS-Komendant. Это самобытный российский внедорожник без единой иностранной «молекулы». Наши дизайнеры разработали дизайн экстерьера и дизайн графики интерфейсов (то, что видит водитель на приборной панели, мульти медиаэкранах). Промдизайн — это наше будущее, это красота, удобство, комфорт, настроение и гордость за то, что мы можем самостоятельно делать красивые вещи, не копируя иностранцев. У нас в команде много талантливых, работоспособных специалистов, которые способны закрыть все вопросы по промышленному дизайну.
Андрей Давидюк, гендиректор «Моторика»:
— С 2016 года более 6000 человек из 17 стран воспользовались нашей продукцией. Мы создаем протезы двух типов: активные тяговые (в них используется лишь сила пользователя — протез работает с помощью тяги тросов мышцами конечности) и бионические. В этом случае выполнять жесты помогают моторчики, при этом датчики считывают движения, реагируя на сокращения мышц человека. Премию выиграла бионическая модель Manifesto Fingers — протез кисти или 3–4 пальцев. Помимо сжатия/разжатия кисти протез умеет показывать предварительно программируемые движения, которые меняются с помощью приложения смартфона. Подобный тип протезов делает еще лишь одна компания в мире. Мы продолжаем работать с ИИ, чтобы сделать управление рукой таким же естественным, интуитивным, как будто у человека нет травмы. Промдизайн — это функциональность, безопасность, экологичность, оптимизация продукта с точки зрения конструкции и процесса производства. Так, мы применяем: 3D-печать, интернет-вещей, ИИ-управление, есть своя дизайн-студия.
Кто еще попал в число победителей от Москвы?
- Компания «Аэромакс» с экспериментальным образцом первого беспилотного вертолета SH-750 с водородным двигателем, грузоподъемностью до 300 кг и максимальной скоростью до 200 км/ч.
- Компания «ЭМ Ти Прод» с зарядной станцией для электромобилей и других видов транспорта. Ее можно установить на автозаправках, городских парковках и магистралях. Станция сама определяет тип подключенного транспортного средства и предлагает оптимальную мощность для быстрого и эффективного заряда.
- «Систэм Электрик» с серией розеток и зарядок с большими клавишами для удобства, в том числе пожилых и слабовидящих пользователей.
- ООО «Медитроника Фут Системс» с проектом легкого и прочного протеза стопы для каждодневного использования с возможностью регулировки высоты каблука.
- Компания «Фаберлик» с дизайном биогеля для стирки 3 в 1 концентрированным с экологичным биоразлагаемым комплексообразователем, смягчающим воду.
- ООО «Все краски» с упаковкой лакокрасочной продукции.
- Компания «Оргспейс консалтинг» с системой функциональных стильных столов.