Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Рафик Загрутдинов: Создание комфортной среды для жителей — залог процветания столицы

Сюжет: 

Строим Москву
Город
Руководитель Департамента строительства города Москвы Рафик Загрутдинов находит в своем плотном графике время и на то, чтобы почитать прессу, посмотреть, что о работе строителей столицы пишут в средствах массовой информации, в том числе в главной газете города, «Вечерней Москве»
Руководитель Департамента строительства города Москвы Рафик Загрутдинов находит в своем плотном графике время и на то, чтобы почитать прессу, посмотреть, что о работе строителей столицы пишут в средствах массовой информации, в том числе в главной газете города, «Вечерней Москве» / Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

Последние 10–12 лет в Москве происходит настоящий строительный бум. Строится все: жилье, больницы и поликлиники, детсады и школы, ФОКи, дороги, мосты, метро. «Вечерняя Москва» встретилась с руководителем столичного Департамента строительства Рафиком Загрутдиновым, чтобы узнать, какие изменения сегодня происходят в отрасли и как текущие стройки меняют и еще изменят жизнь москвичей.

«Нужны катки — построили катки, попросили бассейны — будут бассейны»

— Рафик Равилович, современная Москва не только «никогда не спит», но еще и беспрерывно строится. А какие программы являются у вас сейчас главными и какие основные задачи они должны решить?

— Главная задача, которую мы решаем с тех самых пор, как начали работать в команде Сергея Семеновича Собянина, — создать лучший город Земли. Необходима во всех смыслах комфортная и безопасная среда и для жителей города, и для гостей столицы. Также нужно создать необходимую инфраструктуру и для привлечения инвестиций. Естественно, здесь не обойтись без стройки. При этом важно, что мы рассматриваем развитие города в комплексе: учитываем и транспортную систему, и социальную инфраструктуру, и жилье...

Например, формирование транспортного каркаса Москвы — одна из основных городских программ. Сюда входит строительство новых дорог и искусственных сооружений, линий метрополитена, наземное метро МЦК и МЦД. В последние 10–12 лет на развитие транспорта выделяется значительный объем бюджета города.

На стыке общественного и личного транспорта стоят городские вокзалы, где можно сделать пересадку. Мэр всегда ставит задачу, чтобы пассажиру было комфортно и не приходилось, скажем, после поездки в метро выходить на ветреный, холодный перрон пригородных электричек, садиться в плохие вагоны. Сергей Семенович установил высокий стандартстанций МЦД — с эскалаторами, турникетами, единой с метрополитеном билетной системой.

Но если бы еще на старте, в 2011– 2012 годах, у мэра не было перспективного видения, как все это организовать — отдельно построили бы метро, отдельно магистрали, железные дороги, они бы не состыковывались и не сложилось бы того комфорта, который мы сейчас имеем.

Уделяется большое внимание и комплексному благоустройству территорий возле станций, остановок транспорта. В итоге у горожан по маршруту движения от дома до остановки все до мелочей продумано. Также с точки зрения жизни в лучшем городе Земли москвичам должны быть обеспечены качественное образование, здравоохранение, безопасность. По этим направлениям мы тоже реализуем масштабные государственные программы, и во главу угла везде ставится человек, его потребности.

Взять поликлиники по новому московскому стандарту — они качественно отличаются от тех, что были раньше. Человек приходит и сразу попадает в комфортную среду. Вместо регистратуры с окошками — открытые стойки. Обустроены удобные зоны ожидания. Если хочется перекусить — пожалуйста, есть буфет. Кабинеты наиболее востребованных специалистов размещены на нижних этажах, а администрация работает на верхних. Это — человекоцентричный подход.

Изменения коснулись и образовательной среды. Дети сейчас совершенно другие, им нужны места для самостоятельных занятий, общения. И теперь московский стандарт школ предполагает новый подход: больше общественных, открытых пространств, стеклянные трансформируемые перегородки, места для проектной работы.

Или возьмем спортивные сооружения.

Да, конечно, мы строим крупные сооружения для спорта высших достижений. Так, скоро в «Лужниках» начнем возводить Ледовый дворец на месте Малой спортивной арены, которая и морально, и технически устарела.

Уже в этом году приступим к ее сносу, а после построим новый объект, современный и с точки зрения строительства, и с точки зрения эксплуатации.

Мэр Москвы Сергей Собянин ставит перед нами задачу обеспечить всем жителям возможность заниматься спортом в шаговой доступности от дома. Построены десятки катков — их же не было раньше. И теперь не нужно ехать через полгорода, чтобы покататься. Катки сдали — на встречах мэра с населением горожане стали просить бассейны. Пожалуйста, в шаговой доступности строим ФОКи с бассейнами.

Так что все городские программы ориентированы на комфорт и благополучие москвичей.

Студенты Московского государственного строительного университета 2023 года получили дипломы о высшем образовании. Выпускники вуза пополняют ряды тех, кто делает наш город удобнее и комфортнее для жителей. Студенты Московского государственного строительного университета 2023 года получили дипломы о высшем образовании. Выпускники вуза пополняют ряды тех, кто делает наш город удобнее и комфортнее для жителей. / Фото: Пресс-служба Департамента строительства города Москвы

У кварталов хрущевской застройки и реновации нет ничего общего

— А в реновации тоже применяется комплексный подход?

— Безусловно. Это глобальная программа. В нее вошли 5175 домов, а ее участниками является миллион жителей.

В свое время Хрущев решил проблему нехватки комфортного по тем меркам жилья. Но у возведенных в 1950–1960-е годы домов есть нормативные сроки. Когда в наши дни началась программа капремонта, специалисты столкнулись с тем, что в «хрущевках» его делать невозможно. Нет возможности даже новые трубы проложить. Поэтому мэром Москвы было принято решение о старте программы реновации.

С момента начала программы в городе была проведена колоссальная работа. Представьте: мы подготовили проекты планировок, провели с жителями публичные слушания, утвердили финансирование программы, стандарты отделки, определили этапы и сроки переселения. Опять-таки нужно было понять, где располагать соцобъекты, как выполнить благоустройство. Чтобы новоселам было комфортно жить в своем доме, дойти до остановки общественного транспорта, чтобы рядом были школа, поликлиника, спортобъекты, чтобы была обеспечена безопасность.

— Вы упомянули жилищную программу Хрущева с ее типовой застройкой. Не похожа ли на нее программа реновации?

— Нет, конечно. Это несравнимые вещи. Каждый квартал, построенный по программе реновации, имеет свое лицо, потому что их проектирование велось с учетом многих факторов: исходя из особенностей местности, истории района, а также с учетом уже существующей застройки. Все дома возводим по индивидуальным проектам. По архитектуре они разные, имеют свою индивидуальность, так что, как в «Иронии судьбы…», Москву с Питером точно не перепутаешь.

Конечно, в связи с ограниченностью места в Москве при строительстве новых зданий часто применяются компактные, оптимизированные планировочные решения. Но при этом современная архитектура и дизайн стараются придавать зданиям индивидуальность и характер, чтобы они сочетались с окружающей средой и придавали ей новый облик.

Новый корпус Больницы имени Логинова позволяет разместить в нем самое современное оборудование. 3) Завершение строительства Южного участка Московского скоростного диаметра стало важным этапом формирования транспортного каркаса столицы. Новый корпус Больницы имени Логинова позволяет разместить в нем самое современное оборудование. 3) Завершение строительства Южного участка Московского скоростного диаметра стало важным этапом формирования транспортного каркаса столицы. / Фото: Пресс-служба Департамента строительства города Москвы

Подтягиваем городскую среду в старых районах до современных требований

— Сегодня основной акцент делается на комплексное развитие территорий. Новоселы сразу получают всю необходимую социальную, транспортную, досуговую инфраструктуру в шаговой доступности. Но есть москвичи, которые долгие годы живут в районах, где таких условий нет. Что делается в этом направлении?

— Мы строим объекты социальной инфраструктуры не только в новых районах, но и в уже давно сформированных. Стоит задача, чтобы у жителей всех районов была возможность посещать новые современные медицинские учреждения, школы, детские сады, объекты спорта.

Чтобы жители всех районов имели возможность получать качественную медпомощь в шаговой доступности от дома, идет активное строительство новых современных поликлиник. Особое внимание уделяется районам, в которых наблюдается острая необходимость в медучреждениях.

При строительстве объектов образования обязательным условием является интеграция проектов в существующую инфраструктуру транспортной и пешей доступности. В частности, предусматриваются изменения маршрутов общественного транспорта с устройством дополнительных остановок в непосредственной близости от объекта.

У нас много проектов по возведению учебных корпусов для действующих школ. То есть строится новый корпус, например, для старшеклассников или средней школы, с ИT-полигоном, мультимедийной библиотекой, оборудованным актовым залом.

И конечно, мы создаем в районах с давно сложившейся застройкой объекты притяжения, строим физкультурно-оздоровительные центры — каждый из них делает спорт более доступным для жителей столицы.

Оцифровали за два года полторы тысячи КамАЗов с бумажной документацией

— Строительство в Москве ведется опережающими темпами. Знаковые объекты часто сдаются гораздо раньше контрактных сроков. За счет чего это происходит и не снижает ли это качество?

— Качество строительства ни в коем случае не снижается. Сократить же сроки во многом удается за счет цифровизации процессов и устранения административных барьеров. Сегодня у нас более 100 объектов, в том числе и по программе реновации, проектируются с применением ТИМ — технологии информационного моделирования.

Чтобы возвести только одно здание, надо пройти порядка 3 тысяч бизнес-процессов! А оно состоит из тысячи элементов, и все их надо спроектировать, собрать и построить. Это же не только фундамент, стены, крыша, это еще тысячи километров инженерных сетей — кабели, водопровод, канализация. И по каждому параметру строители должны отчитаться перед заказчиком: предъявить проект, выполненную работу. По каждой мелочи — отдельный документ, который заказчик должен подписать. Мы перевели эту исполнительную документацию в цифровой вид, и это дало серьезный эффект. Представьте: мы посчитали объем исполнительной документации, который перевели в цифру за последние два года по строящимся объектам, это 250 тысяч пакетов документов. Этот объем можно уместить в 1,5 тысячи КамАЗов, и если выстроить их в ряд, то их протяженность — 9,5 километра — можно сопоставить с Бульварным кольцом Москвы!

Уже сегодня Москва занимает лидирующие позиции по оцифровке стройки не только в России, но и в мире. Теперь мэром Москвы поставлена задача оцифровать все бизнес-процессы, связанные со строительством.

Через три года планируем создать строительную площадку будущего. Так, еще когда строили «Лужники», мы оцифровали все чертежи и ввели их в одну информационную систему. И машина обнаружила несколько тысяч несостыковок, которые могли проявиться уже в стадии реализации. С помощью автоматизации удалось устранить проблемы еще до их появления.

Сейчас идет работа над созданием системы управления инженерными данными (СУИД). Она будет аккумулировать данные из информационных систем всех участников процесса, будь то проектировщики, застройщики или надзорные органы в сфере строительства. Вот, представьте, вместо кондиционеров одной фирмы выбрали другие. А это значит — другая нагрузка, другие розетки, другие разъемы для проводов. И надо все это поменять. А в здании таких кондиционеров штук 50 или даже 500. Если делать все это вручную, уйдет много времени и сил. А в СУИД при изменении одного параметра остальные пересчитаются автоматически.

Сегодня мы применяем ТИМ не только в ходе строительства, но и для обеспечения последующей эффективной эксплуатации зданий. Ведь затраты на их обслуживание в разы выше, чем затраты на само строительство. В клинике, которую мы построили на территории медкластера в «Сколково», апробируется информационно-аналитический продукт, который помогает в управлении объектом и позволяет сократить затраты на обслуживание на 20–25 процентов. Все датчики, расположенные в здании, выводятся на единый пульт, а искусственный интеллект следит за состоянием инженерных систем, управляет ими и предупреждает, если что-то функционирует неправильно или, допустим, какие-то из комплектующих требуют замены. Причем система не только сигнализирует, что пришло время поменять, допустим, фильтры в принудительной вентиляции, а сразу выдает всю необходимую информацию: цена такая-то, поставка такая-то, показатели такие-то, купить там-то. То есть это такой большой умный дом. И я уверен, что за подобными высокотехнологичными решениями — будущее.

Завершение строительства Южного участка Московского скоростного диаметра стало важным этапом формирования транспортного каркаса столицы. Завершение строительства Южного участка Московского скоростного диаметра стало важным этапом формирования транспортного каркаса столицы. / Фото: Пресс-служба Департамента строительства города Москвы

Инновации в деле: геосинтетика и перегородки-трансформеры

— А непосредственно на стройке какие достижения науки и техники применяются?

— Инновационные технологии используются при строительстве всех наших объектов. Так, при возведении мостовых сооружений применяются современные технологии сборки, которые позволяют оптимизировать работу и сократить ее сроки. В дорожном строительстве используется современная спецтехника, которая тоже дает возможность сократить сроки строительства. Среди инноваций в дорожном строительстве можно отметить новые материалы, которые мы применяем.

Это геосинтетика, полимеры, эмульгаторы, резина, пластик. Их использование позволяет при необходимости уменьшать толщину дороги, повысить ее прочность, равномерно распределить нагрузки, снизить расходы на эксплуатацию, уменьшить вероятность появления колейности.

Новые школы и детские сады оснащаем трансформируемыми перегородками, что позволяет использовать большие помещения в разной конфигурации: например, проводить в спортивном зале занятия физкультурой сразу у двух классов или отделять помещения спальной зоны от зоны игр в детских садиках.

Есть и технология укрупненной сборки зданий, и у нас уже есть такие пилотные проекты — школы, поликлиники, дома по реновации. Например, модульный дом можно собрать сразу на площадке из блоков буквально за пару месяцев, душевые кабины также уже приходят готовые.

Такой подход значительно ускоряет процесс: стройка практически не зависит от сезонности, да и брака почти не образуется, ведь люди собирают такие модули в теплых, обустроенных помещениях на заводе, а не на ветру и на морозе.

— Новые технологии, используемые в строительстве, — это отечественные разработки?

— Что касается разработок, софта, то да — они на 100 процентов отечественные. Здесь нам, как ни странно, очень помогли санкции. Наши ребята десятилетиями работали над проектами, аналогичными зарубежным. И теперь их разработки начали активно выкупать, а они, в свою очередь, начали совершенствовать свои программные продукты. Да, есть продукты по БИМ-проектированию, которые требуют доработок. Зато в некоторых моментах по управлению строительством мы уже даже опережаем мировые аналоги, а некоторые наши вещи вообще аналогов в мире не имеют.

Есть, конечно, моменты, в которых мы зависим от импорта. Тут надо понимать: мир стал глобальным, нет ни одной страны, чтобы все на 100 процентов производилось там. Даже в Китае, где больше миллиарда потребителей. Но вот, например, ту же электронику, чипы для техники, которые всего две-три страны в мире производят, в России опять начинают собирать. И развитие продолжается.

— А что можете сказать про используемые материалы?

— Стройка — одна из самых «домашних» отраслей российской экономики. Почти все, что касается строительства, производится внутри России. Кирпич, газобетон, арматура, песок, цемент — отечественные. Пластик весь российского производства, кровля, окна, двери. Отделочные материалы, плитка, керамогранит — наши компании уже давно конкурируют с иностранными производителями.

Так что примерно на 90–95 процентов мы полностью закрыты производством внутри России. Есть ряд компонентов, опять же, в первую очередь это системы электроники и управления производством, которые мы импортировали. Сейчас рассматриваем разные варианты, в том числе перенаправление наших заказов, например, в КНР. Часть производства будет развернута в Российской Федерации — отечественные производители активно развиваются и производят продукцию, показатели которой по многим параметрам превышают используемые ранее импортные аналоги.

И снова: из чего строить — у нас есть. Есть и много заводов, которые производят все необходимое. А вот станки на этих заводах в большинстве своем импортные. Конечно, запас прочности есть, запчасти легко меняются на китайские аналоги. Но и нам нужно поднимать станкостроение.

Рафик Загрутдинов: Создание комфортной среды для жителей — залог процветания столицы

Взялись за кадры системно

— При таком огромном объеме строительства, как сегодня, хватает ли рабочих рук? Есть ли профессии, которые сейчас в дефиците? И как решаете этот вопрос?

— Технологии движутся вперед, а цифровая трансформация невозможна без специальной подготовки кадров. Этой работой мы занимаемся уже более пяти лет. На базе Московского государственного строительного университета с 2021 года реализуем образовательную программу «Цифровой инженер ПТО», где студенты смогут ознакомиться с деятельностью нашего департамента и подведомственных организаций, изучить особенности работы с исполнительной документацией в цифровом формате, а также проверить на практике полученные навыки работы с новейшими ИT-продуктами от российских разработчиков. На базе МГУУ Правительства Москвы мы проводим программы обучения и повышения квалификации для наших сотрудников. За это время было разработано и проведено более 50 программ обучения.

Что касается рабочих специальностей, сегодня на наших площадках работают порядка 60 тысяч человек, но нам всегда не хватает еще около 10 тысяч сотрудников, тем более что объемы стройки растут. Сейчас хотим построить в Москве строительный колледж, ориентированный на изучение передовых материалов и технологий.

Еще стараемся создавать привлекательные условия труда для специалистов. Приходит человек на стройку — ему нужно обеспечить безопасность, накормить, хорошо одеть, зарплату достойную платить. И он будет работать. Нужно возрождать и статус профессии. Люди с гордостью должны говорить: я — строитель. Всем этим надо заниматься системно. Ведь даже если есть новые проекты и деньги на их реализацию, без людей ничего не построишь.

— В Москве в последние годы построено много знаковых объектов, которые получили в том числе и мировое признание. Есть ли среди них такие, которые для вас особенно значимы и дороги?

— Мне нравятся все объекты. Получаю огромное удовольствие, когда приезжаю в «Лужники». Ведь мы не только стадион — 160 гектаров всего комплекса привели в порядок. Когда вижу, как сейчас там родители с детьми гуляют, спортсмены тренируются, конечно, это приятно. Больницу имени Логинова сделали так, чтобы даже у пациентов не было ощущения пространства, связанного с болезнями. Достаточно по переходу, который связывает корпуса, перейти из новой части больницы в старую, и почувствуете разницу.

Пользуясь общественным транспортом, горжусь, что у нас такая инфраструктура в Москве: метро, МЦК, МЦД, вся эта система — хорошая, продуманная до мелочей. Думаю, у каждого москвича есть свой список любимых новых мест, для этого мы и работаем!

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.