Соединяют берега и пешеходные маршруты
Сюжет:
Строим МосквуДо 2026 года в Москве планируется построить семь новых пешеходных мостов. Каждый из них не только сделает удобнее передвижение по городу для москвичей и туристов, но и станет настоящим украшением столицы. Три из этих мостов уже возводят.
Пешеходные мосты в столице зачастую больше, чем сооружение, которое связывает берега и помогает людям перейти через реку. Нередко они становятся настоящими творениями зодчества и пополняют список туристических достопримечательностей города.
— Три самых красивых пешеходных моста в Москве — это Патриарший, Андреевский и имени Богдана Хмельницкого, — считает гид, москвовед Евгений Золотарев. — Такой мост — не только транспортная магистраль для пешеходов, но и место, где можно полюбоваться панорамными видами, увидеть достопримечательности столицы с другого ракурса и сделать красивые снимки. На Пушкинском мосту, например, часто фотографируются молодожены. С Патриаршего моста открывается совершенно открыточный вид на Кремль. Скоро пешеходных мостов в столице станет больше. И каждый из возводимых сейчас и проектируемых мостов, как и упомянутые выше, благодаря своему уникальному проекту способен побороться за звание новой достопримечательности на карте города. Сейчас, например, у станции БКЛ «Нагатинский Затон» строится пешеходный мост в виде полумесяца, который будет украшен теплой архитектурной подсветкой. 216-метровая конструкция свяжет станцию с улицей Речников.
«Велосипедные и пешеходные дорожки будут отделены друг от друга специальной буферной зоной. А отдохнуть и полюбоваться видом на реку можно будет со смотровых площадок с лавочками. Построим и небольшой амфитеатр для проведения мероприятий под открытым небом», — сообщил ранее в своем блоге мэр Сергей Собянин.
Кстати, новый мост позволит создать более удобный пешеходный маршрут для жителей жилого комплекса «Ривер Парк»: они быстрее попадут к торговым центрам и метро. Еще один пешеходный мост уже строится в центре Москвы — в створе 3-го Голутвинского переулка, в районе Якиманки, и ведет на так называемый Золотой остров, где расположены корпуса фабрики «Красный Октябрь».
— Длина моста — 58 метров. В центре сооружения, как предполагается, поставят изогнутую металлическую балку с подсветкой. Она станет разделительной полосой для потока велосипедистов и пешеходов, — сообщили в столичном Департаменте строительства. — А еще пешеходы смогут использовать ее как лавочку.
Благодаря новому прогулочному маршруту можно будет на 10– 15 минут быстрее дойти от памятника Петру Первому и фабрики «Красный Октябрь» в парк искусств «Музеон» и к Новой Третьяковке. Сейчас для этого нужно идти по Болотной набережной до Патриаршего моста и потом свернуть на Якиманскую набережную. А еще по удобной переправе москвичам и туристам будет проще добираться до Дома культуры «ГЭС-2».
Мост станет частью нового пешеходного маршрута длиной шесть километров, который пройдет по центральным набережным Москвы-реки — от Воробьевых гор до острова Балчуг.
Уже строится и велопешеходный мост, который соединит два района — Басманный и Лефортово. Его главным украшением станет смотровая площадка-амфитеатр над водой. Для удобства горожан строители оборудуют спуски к набережным лестницами, пандусами и лифтами.
А еще этот 243-метровый мост соединит один из корпусов МГТУ имени Баумана со строящимся многофункциональным комплексом для студентов университета.
«На Рубцовской набережной он выйдет к одному из корпусов университета, а с противоположной стороны, на Госпитальной набережной, — к строящемуся общежитию», — сообщил ранее мэр Москвы Сергей Собянин в своем телеграм-канале.
Сейчас рабочие продолжают монтировать конструкции из металла и заливают бетон на сходах.
— Любые шаги, увеличивающие связность территории города, имеют чрезвычайно важное значение. Это значение трудно переоценить, — считает директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. — Есть старинное правило, которое знали еще римляне: если я стою на одном мосту, то соседние, справа и слева, должны находиться в пределах видимости. В старых европейских городах это правило более или менее соблюдалось. В центре Москвы с Большого Каменного моста еще можно увидеть другой мост, а вот чуть дальше — уже нет.
Мосты для города, в котором далеко не последнюю роль играет его водная артерия, как считает эксперт, очень важны. Об этом городские планировщики говорили еще с 1970-х годов.
— Сообщение о новых мостах — оптимистичная для понимающих людей новость, — считает Блинкин. — Мосты повышают связанность города. А любая связанность — автомобильная, пешеходная, велосипедная — повышает уровень комфорта городской среды. Его важно создать для всех участников движения.
Президент Союза архитекторов России Николай Шумаков считает, что новые пешеходные мосты столице крайне необходимы.
— Дело в том, что в последние годы у нас наконец-то стало появляться полноценное пешеходное пространство, — пояснил Николай Иванович. — Повышение удобства городской среды требует объединения пешеходных маршрутов — в том числе с помощью мостов. При этом, я считаю, новые мосты, в том числе пешеходные, должны буквально украшать город. Ведь примерно с 1950-х при их проектировке господствовал утилитарный подход. Вот стойка, вот балка — и мост готов. Так не должно быть.
Каждый мост должен представлять собой интересное архитектурное решение! Чтобы людям хотелось не только по нему ходить, но и фотографироваться на его фоне.
Интересные в архитектурном отношении мосты в столице есть. Весьма оригинально, например, выглядит Парящий мост в парке «Зарядье» — он уже стал одной из достопримечательностей города. Он не соединяет берега Москвы-реки, то есть не несет утилитарной функции. Зато с него открываются великолепные виды!
Из автомобильных мостов особенно интересен по дизайну Живописный мост — с «летающей тарелкой» над автомагистралью. Его, кстати, спроектировал Николай Шумаков.
Сейчас в стадии проектирования в Москве — еще несколько пешеходных мостов. Каждый из них будет иметь свои яркие архитектурные особенности и станет настоящим украшением тех районов, где их возводят. А главное — каждый из них даст возможность более удобно гулять по Москве, любуясь рекой.
ЦИФРА
40 метров составляет ширина самого широкого моста в Москве — Большого Москворецкого. Это трехпролетное монолитно-железобетонное сооружение. Открыли его более полутора веков назад — в 1870 году.
ПЛАНЫ
Сейчас разрабатываются проекты для семи мостов, которые будут предназначены для проезда автомобилей.
Среди них, например, мост через реку Раменка в створе продления Мосфильмовской улицы, а также через Москву-реку вблизи Новозаводской улицы.
Строительные работы по этим мостам планируется начать в ближайшее время, а завершить до конца 2025-го. Параллельно ведется возведение мостов через реку Битца — в рамках строительства южного направления Московского скоростного диаметра, через Москву-реку в створе Берегового проезда и в районе Мневниковской поймы в створе улицы Мясищева. Кроме того, два моста построят в Новой Москве — через реки Сетунь и Сосенки.
Мосты помогут не только увеличить связанность территорий, но и резко снизить перепробеги автомобилей — водителям не придется делать крюк, чтобы попасть из точки А в точку Б. Снижение перепробегов, в свою очередь, уменьшает выбросы транспорта в атмосферу, потому возведение мостов улучшает еще и экологическую ситуацию в городе.
РЕЙТИНГ
Самый протяженный в Москве мост — Живописный: 1687 метров. А еще это самый высокий вантовый мост в Европе: верхняя точка арки, где расположена подвесная сфера, находится более чем в 100 метрах от земли! На втором месте — Новый Карамышевский мост, построенный в 2019 году. Его длина — 1,4 км. Лужнецкий метромост длиной 1178 метров в этом списке занял третью строчку. Его возвели за рекордно короткий срок — 19 месяцев, к началу VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов.
Следом за ним идет Строгинский мост длиной 995 метров. Он пролегает над Москвой-рекой рядом со Строгинским затоном, соединяя районы Щукино и Строгино. Уникальность моста подчеркивают декоративные черные фонари на въездах. Эти скульптуры стали образцом редкого направления в искусстве — монументального абстракционизма.
НЕОБЫЧНЫЙ ДИЗАЙН
Четыре новых моста для пешеходов и велосипедистов сейчас находятся в стадии проектирования. Так, один велопешеходный мост планируется проложить в сторону парка «Фили» — в 700 метрах от станции метро «Терехово» в районе Крылатское. Его длина, как предполагается, составит 400 метров. Необычная конструкция будет напоминать нить, продетую в игольное ушко, поэтому мост будет выглядеть невесомым. После открытия моста завершится создание прогулочного маршрута между парками «Мневники» и «Фили».
ПРОЕКТЫ
Два из новых пешеходных мостов, которые сейчас находятся в стадии проектирования, будут построены в рамках благоустройства набережной Марка Шагала и затона Новинки — на участке от МЦК до Проектируемого проезда № 4062. Они будут проложены через затон Новинки. Длина одного из них, как планируется, составит 115 метров, второго — 150 метров. Рядом в ходе благоустройства набережной будут проложены терренкурные маршруты и обустроены шесть причалов. На одном из них появится сад водных растений. Начать строительство мостов планируется в следующем году.
Также проектируется велопешеходный мост на Островную улицу на западе столицы. Как ожидается, длина его составит около 500 метров. Он свяжет Мневниковскую пойму с районом Крылатское и Гребным каналом. Здесь появится новый прогулочный маршрут. Мост будет иметь необычную форму в виде круглых наклонных арок-«ворот». В оформлении конструкций будет использован красный цвет — как и на соседнем Живописном мосту.
ПОЕХАЛИ!
Помимо пешеходных в столице сейчас строятся и новые мосты для автомобильного движения, без которых не обойтись в ходе развития транспортной инфраструктуры столицы. В числе проектов этого года, например, возведенный в составе Московского скоростного диаметра (МСД) мост через Москву-реку от Курьяновского бульвара до Кантемировской улицы. Для возведения этой переправы применялась интересная технология навесного монтажа: двухсоттонные краны размещались прямо на строящемся пролете и сооружали следующие секции. Еще один недавно построенный мост соединил северный участок МСД и трассу М-12, связывающую Москву, Нижний Новгород и Казань. Интересно, что его возводили через реку Пехорку, не останавливая движения по эстакаде, которая проходит прямо под ним.