Капотня стала уютнейшим уголком столицы, где весной бывает много отдыхающих
Популярные видеоблогеры на канале «Архитектурные излишества» рассказали об особенностях района Капотня. Авторская видеоэкскурсия по Капотне рассказывает о самобытности района и о роли в развитии района Московского НПЗ, который больше 85 лет снабжает столицу топливом и является важной частью инфраструктуры Москвы.
— В Капотне живет около 32 тысяч человек. Железнодорожной платформы и станции метро тут нет, поэтому создается ощущение тихого советского городка, — рассказывает один из авторов канала Павел Гнилорыбов. — О районе сложилось множество стереотипов. У многих этот район ассоциируется с Московским нефтеперерабатывающим заводом, хотя здесь отнюдь не промзона, а очень уютно и зелено — много спортивных и детских площадок, скверов, есть огромный, вдоль Москвы-реки, парк. Да и завод уже не тот, что раньше, — он прошел глубокую модернизацию.
Район вырос из завода
Становление Капотни тесно связано с заводом, который появился тут в 1930-е годы. Шла индустриализация, стране было нужно топливо, да и на дорогах Москвы становилось все больше автомобилей. И в Капотне появился Московский крекинг-завод № 413, будущий нефтеперерабатывающий. Все 85 лет своей истории завод трудился на благо города, и сейчас он обеспечивает более трети потребностей Москвы в топливе, поставляет керосин для аэропортов Московского авиаузла. Из его битума сделана каждая вторая дорога в городе.
У проходной МНПЗ расположен городской пруд. Он имеет искусственное происхождение — это бывший пожарный водоем. Сейчас пруд играет роль эстетическую — в теплое время года здесь живут белые лебеди, восхищающие туристов и местных жителей. А еще в пруду живут красноухие черепахи, вылезающие в солнечную погоду погреться на берег, прилетают чайки и утки.
— Есть в Капотне что-то и от поселка художников на Соколе, и от старого Курьяново, Кунцево, от поселка Шлюзы и других малоизвестных уголков Москвы, — рассказывает блогер. Здесь даже нет деления на улицы. Вместо них — кварталы.
Всего их пять. В архитектурном плане наиболее интересен второй. Это довоенная застройка. Самые, пожалуй, красивые в Капотне дома — это две четырехэтажки, выстроенные в 1937–1939 годах.
Квартиры в них давали инженерно-техническим работникам и управленцам Московского крекинг-завода. Эти здания — яркий образец переходного периода в советской архитектуре: авангард уже кончился, а сталинский классицизм не начался. Поэтому тут нет пока барельефов, колонн, лепнины, но тяга к помпезности уже заметна. И на фоне довоенных домов ярко смотрится здание 1953 года постройки — когда советский ампир, он же неоклассицизм, достиг своего апогея. Тут розетки в форме цветов, и даже рустовка — имитация каменной кладки первого этажа. Одним словом, архитектурные излишества — как их позднее назвал Хрущев.
Картину идеального советского городка дополняет сквер героев-нефтяников с монументом, установленным в память о 175 рабочих нефтеперерабатывающего завода, погибших на фронтах Великой Отечественной.
Кстати, в руках у солдата — не винтовка, как может показаться, а багор — вполне мирный инструмент, использующийся в нефтедобыче. Этот памятник восстановлен специалистами Московского НПЗ.
Очаг культуры
А еще в Капотне есть очень качественный Дворец культуры, построенный по индивидуальному проекту в 1972 году.
Чего здесь только нет! Спортивный и лекционный залы, кинозал. Здесь же строители предусмотрели отделение почты, универмаг, столовую с диетическим залом и кондитерским цехом, парикмахерскую, аптеку, сберкассу.
Внешне здание выглядит интересно: здесь ленточное остекление, четкие ритмичные фасады, геометричные формы. А еще во Дворце культуры есть зимний сад. У нас не самый теплый климат, поэтому посетителю так хорошо посидеть под раскидистыми тропическими растениями. Главный старожил здесь — фикус, которому уже 65 лет, его высота — 15 метров, он помнит времена Брежнева и даже Хрущева! По сути Дворец культуры — комбинат отдыха, образования и уюта.
Дворец продолжает оставаться центром притяжения жителей Капотни и одновременно ее культурной доминантой. Мероприятия здесь проводятся регулярно. В том числе — в театральном зале, модернизацией которого по самым современным стандартам занимался Московский НПЗ. Завод и сегодня вносит вклад в развитие района: продолжает программы благоустройства и озеленения, поддерживаются спортивные, образовательные, экологические, просветительские проекты.
Уникальный парк
У Капотни долгое время не было связи с Москвой-рекой. Только заболоченное пространство в окружении гаражных кооперативов. Но недавно здесь обустроили многоуровневую набережную по проекту известного архитектурного бюро. Теперь набережная — это длинная череда площадок-амфитеатров, где можно валяться в шезлонгах и смотреть на воду. При этом доступ к реке ничто не прерывает. Берег — не замощен, природа — такая как есть.
А еще здесь можно «возвыситься» над болотом, которое сохранили, пустив сверху пешеходную дорожку с перилами. Кстати, в парке установили обновленные голубятни, выполненные по индивидуальному проекту. Конструкции получились легкими и светлыми. Это лишний раз доказывает, что качественная архитектура может преображать любые объекты и любую среду.
Обустройство набережной возвращает нас во времена, когда столица была меньше, и трава — зеленее. А река была излюбленным местом отдыха жителей Капотни, только что вошедшей в состав Москвы. Тут устраивали пикники, загорали, купались — курорт рядом с домом.
— Хотя Капотня — отдаленная часть Москвы, это в какойто степени положительно влияет на район, — рассказывает автор видеоэкскурсии. — Например, многие знают здесь друг друга если не по имени, то в лицо. Родители спокойно отпускают детей гулять.
А с последними преобразованиями Капотня и вовсе превратилась в оазис с хорошим водно-зеленым каркасом. Тут пока нет предпосылок для появления 40-этажных домов, поэтому мы просто погружаемся в образцовый моногород разных эпох — 1950-х, 70-х и т. д. Как будто коммунизм уже наступил — в отдельно взятом районе. Приезжайте в Капотню покормить лебедей, полюбоваться гигантским фикусом, познакомиться с советской архитектурой и вдоволь нагуляться вдоль Москвы-реки.
КСТАТИ
Один из прошлых символов Капотни — факел над Московским НПЗ, который в шутку называли «вечным огнем», теперь почти не виден. В ходе модернизации предприятия объем попутных газов, которые на предприятии сжигались, резко уменьшился — все они вовлекаются в производство.