Главное
Истории
Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Премии

Премии

Питер ФМ

Питер ФМ

Cарафан

Cарафан

Бальзам звездочка

Бальзам звездочка

Мияги

Мияги

Летнее чтение

Летнее чтение

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Секрет успеха. Наталья Павлова. Блиц

Подвиг народа. Этот день мы приближали как могли

Город
Сотрудницы фабрики «Парижская Коммуна» за изготовлением сапог для солдат Красной армии. В годы войны предприятие внедрило метод горячей вулканизации для крепления резиновой подошвы к кирзовым сапогам, благодаря чему советские воины получили влагоустойчивую и износостойкую обувь
Сотрудницы фабрики «Парижская Коммуна» за изготовлением сапог для солдат Красной армии. В годы войны предприятие внедрило метод горячей вулканизации для крепления резиновой подошвы к кирзовым сапогам, благодаря чему советские воины получили влагоустойчивую и износостойкую обувь / Фото: Пресс-служба Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы

Москва шла к Победе 9 мая 1945-го не только те 1418 дней и ночей, что длилась самая страшная в истории страны война. Это была Победа духа, оружия и экономики СССР, которая создавалась в предшествующие годы.

В истории мировой экономики занимает особое место изучение советской промышленности в годы Великой Отечественной войны и ее роли в Победе СССР над Германией, — говорит «ВМ» заведующий научно-методическим отделом Музея Победы академик Валерий Куличков. — Когда можно победить? Когда в стране налажено конструирование и производство вооружения и военной техники, в том числе проведение необходимых заводских испытаний. Не надо забывать, что многие виды вооружений впервые появились в ХХ веке. Если морская пехота и грузовые суда были известны человечеству со времен Древнего Египта, то первый самолет — это всего лишь 1903 год.

Как же удалось в совсем молодом Советском Союзе подчас с нуля создавать конструкторские бюро, организовывать крупносерийное производство, а в годы войны даже повышать производственные планы для предприятий? Например, в 1941-м, когда Москва оказалась на осадном положении и надо было эвакуировать промышленность, чтобы ее сохранить. При этом московские заводы выпускали не только вооружение, но и все необходимое для жизни — одежду, лекарства, продукты питания.

Все пути ведут в Москву

К началу Великой Отечественной войны Москва являлась не только политическим, но и научным и промышленным центром Советского Союза. Индустриализация уже к 1937 году вывела страну на второе место в мире по объемам промпроизводства. За три неполных пятилетки, с 1928 по 1941 годы, в разных частях СССР были построены металлургические, тракторные, нефтеперерабатывающие заводы, создавались целые новые отрасли (химическая, электротехническая и пр.), заработала крупнейшая гидроэлектростанция Европы.

В Москве к 1941 году насчитывалось две тысячи предприятий. Из них порядка 500 заводов и фабрик относились к разряду крупных, были и такие гиганты, где работали десятки тысяч человек.

Бурному развитию столицы способствовал ряд обстоятельств, прежде всего советская Москва — крупнейший город СССР и «порт пяти морей» благодаря новым каналам.

— Москва оказалась тем, как сейчас говорят, логистическим центром, который позволял перебрасывать огромное количество грузов как по железной дороге, так и по речным артериям. Это было удобно в условиях индустриализации, — отмечает Валерий Куличков. — Через Москву доставляли даже подводные лодки на Балтику, Каспий и на Север.

Однако задачи сконцентрировать в столице все отрасли не было. Так, еще до войны главные центры по производству бронетехники сложились в Сталинграде, Нижнем Тагиле и других городах. Морское судостроение располагалось, в частности, в Ленинграде (хотя в Москве строили речные суда, а московские баржи сослужили огромную службу в эвакуации людей и предприятий в 1941-м — это отдельная страница героизма экипажей, которые под покровом ночи шли по извилистым руслам рек).

Зато среди первых в Москве начали возводить станкостроительные предприятия. Почему? «Производство средств производства» — то, без чего не сможет работать ни один завод или фабрика.

Другим важнейшим направлением стало проектирование и строительство авиации в столице. Сами авиазаводы, как уточняет эксперт, были в основном не новые.

Например, известный завод «Дукс», изготавливавший сначала велосипеды, потом автомобили, был основан еще в 1893 году, и самолеты тоже начал выпускать до революции. Но одно дело — собирать из деревянного полотна «этажерки», как на заре авиации называли аэропланы, совсем другое — цельнометаллические летающие машины. Поэтому, поясняет Куличков, для авиаотрасли надо было создавать новые цеха, конструкторские бюро. И Москва в этом преуспела. (Подробнее см. стр. II–III.)

В 1941 году фашисты, ставившие задачей взять под контроль советские ресурсы на Украине и на Кавказе, особое место отвели захвату Москвы.

Мобилизация экономики

Как спасать предприятия и переводить на выпуск продукции для фронта в случае военных действий — все это страны учитывали еще в мирное время, в разработке мобилизационных планов экономики. И СССР не был исключением (на предприятиях внедрялись технологии двойного назначения, для организаций военно-промышленного комплекса вводились обязательные запасы материалов и оборудования и др.). Ведь после Первой мировой войны противоречия между государствами нарастали.

— Другое дело, что трагическое начало Великой Отечественной войны превзошло масштабы предполагаемых угроз, — говорит «Вечерней Москве» Валерий Куличков. — Через несколько дней после начала войны было принято постановление «О порядке вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества». Сначала эвакуация затронула западные регионы СССР, вывозили целые заводы с людьми. Объемы — колоссальные: за год на Урал, в Поволжье, Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан было переброшено 2,5 тысячи промышленных предприятий и 10 миллионов специалистов. Для этого потребовалось 1,5 миллиона железнодорожных вагонов.

На развертывание производств на новых местах отводилось в среднем 1,5–2 месяца. В Москве на второй день войны, 23 июня 1941 года, был взят курс на перевод всех предприятий города на военный режим. Задания по выпуску военной продукции получили в том числе фабрики легкой и пищевой промышленности. «Парижская Коммуна» шила кирзовые сапоги, Гознак печатал продуктовые карточки и наградные документы…

Ситуация осложнялась тем, что только за первые три дня Великой Отечественной со столичных предприятий ушли на фронт свыше 71 тысячи человек. А всего — 600 тысяч мужчин. Мужей и отцов в заводских цехах заменили их жены и дети. Новичкам, многие из которых не имели никакой квалификации, приходилось буквально на рабочем месте осваивать профессии. Тем не менее производственные планы, поначалу казавшиеся некоторым нереальными, не просто выполнялись, а регулярно перевыполнялись. Рационализаторские предложения, испытание и внедрение в производство новых технологий, в том числе организация поточных линий позволили совершить технологический рывок в советской промышленности в военное время.

Однако большая часть столичных предприятий — полторы тысячи — в период Битвы за Москву еще оставалась в городе, уточняет историк. Перемещено в восточные районы страны было только 498 предприятий.

А уже в 1942 году, когда стало ясно, что немцев отогнали, начали возвращаться уехавшие заводы.

В годы войны именно московские предприятия стали одними из главных поставщиков боеприпасов для фронта: заводские линии обустраивали даже в метро и в депо. Также столица сыграла ведущую роль в ремонте и выпуске автотехники, разработке военной авиации и других средств противовоздушной обороны (ПВО).

— Хлынувший в начале войны на фронт поток работников стал испытанием для экономики, — говорит заведующий научно-методическим отделом Музея Победы Валерий Куличков. — Даже некоторые серьезные ученые оказались на линии фронта. Неслучайно таких людей потом стали возвращать. В частности, молодого физика-ядерщика Георгия Флерова, будущего лауреата Сталинских, Ленинской и госпремий, в 1943-м включили в работу над советским атомным проектом под научным руководством Игоря Васильевича Курчатова. Благодаря запуску этого проекта во время войны СССР смог испытать ядерное оружие уже в 1949-м и пресечь ядерный шантаж Запада. Базой для развития атомного проекта стали также и московские предприятия.

В ТЕМУ

— Нельзя было победить, если бы Советский Союз не превзошел бы немцев в качестве военной техники и в ее количестве, — резюмирует заведующий научно-методическим отделом Музея Победы Валерий Куличков. — Советская экономика справилась с этими задачами, несмотря на то что ей противостояла объединенная западная экономика. Фашистская Германия имела под контролем практически всю Западную Европу с ее заводами и людскими ресурсами, кроме Британии. На Гитлера работали австрийцы, поляки, чехи, словаки и прочие, прочие, прочие (мало кто знает, что часть танковых дивизий, наступавших на Москву в ходе операции «Тайфун», были полностью укомплектованы чешскими танками). Французы сотнями тысяч делали для немцев автомобили, тысячи орудий, корабли и катера... Вроде бы нейтральная Швеция поставляла Гитлеру все, что только могла, включая железную руду.

И все-таки мы выстояли. На врага обрушились миллионы тонн советских снарядов, десятки тысячи боевых самолетов, танков, самоходных артиллерийских установок. Как написали в газете «Красная Башкирия» незадолго до 9 мая 1945 года: никогда не победят тот народ, в котором люди в большинстве своем узнали, почувствовали и увидели, что они отстаивают дело, победа которого «им и их детям обеспечит возможность пользоваться всеми благами культуры, всеми созданиями человеческого труда». Москва внесла свой вклад в экономическую победу страны: НИИ и КБ обеспечили научно-технологический прорыв, вузы и училища подготовили надежные кадры. Даже эвакуация заводов дала импульс для послевоенного развития новых отраслей на Урале, в Поволжье и др.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

  • Вражеская авиация регулярно наносила удары по производственным объектам в Москве. Рабочие маскировали предприятия, строили отвлекающие фальш-макеты. За первые полгода войны фашисты смогли серьезно разрушить свыше 20 заводов, но рабочий процесс не прекращался.
  • После решения 14 октября 1941 года об эвакуации на восток всех оборонных заводов Москвы и области почти два месяца из города непрерывным потоком шли эшелоны: вывозили станки, сырье, сотрудников с семьями.
  • Предприятия, не попавшие в план эвакуации, должны были взять на себя выпуск новой военной продукции (бомб, мин, боеприпасов) и восполнить возникшие пробелы. К зиме 1941-го производственные планы московских заводов выросли вдвое.
  • В годы войны трудовые смены на московских заводах длились по 12–18 часов, многим работникам не было и 14 лет. Дети трудились наравне со взрослыми, в разы перевыполняли план, прерываясь только на еду и сон, ночевали нередко прямо в цехах. Помимо вахты у станка рабочие выезжали рыть окопы и противотанковые рвы под Москвой, трудились на лесозаготовках, гасили зажигательные бомбы на постах ПВО, дежурили в госпиталях и записывались в ряды доноров, отдавали часть заработка в Фонд обороны Красной армии.
  • После провала плана «молниеносной войны» отброшенный от Москвы враг в панике бросал бронетехнику на поле боя. Танки и самоходки передали на столичные заводы. Там их модернизировали и вернули на фронт — бить немцев.
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.