Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Запущен третий маршрут регулярного речного электротранспорта: что на нем можно увидеть

Город
Запуск третьего маршрута речного электрического транспорта от причала «Новоспасский»
Запуск третьего маршрута речного электрического транспорта от причала «Новоспасский» / Фото: Дмитрий Дубинский / Вечерняя Москва

Запущен третий маршрут речного регулярного электрического транспорта. Корреспондент «Вечерней Москвы» отправилась на прогулку по реке и узнала, какие достопримечательности встречаются по пути.

От причала «Новоспасский», который находится в десяти минутах ходьбы от станции метро «Пролетарская», электросудно отплывает строго по расписанию. На борту — полная посадка. Яркое солнце щедро одаривает теплом, так что кондиционер в салоне включен на полную мощность, даря приятную прохладу.

— Отсчет истории Москвы-реки мы ведем с начала ее укрощения, которое связано с Екатериной II. В 1775 году императрица издала указ о создании первого прожектированного плана Москвы и его предместий. Говоря современным языком, это был первый генплан, который среди прочего устанавливал новые границы города, линии улиц. По этому плану позднее был построен водоотводный канал, — рассказывает руководитель научной службы Музея транспорта Москвы Никита Голованов, уточняя, что примерно от устья этого канала и начинается третий маршрут электротранспорта.

Тем временем электросудно прибывает на первую остановку — «Дербеневская набережная».

— До того как река обрела тот вид, который мы сегодня видим — с набережными и высокими мостами, — все грузовые суда причаливали к Кремлю. Никаких специальных портов не было, — продолжает погружать в историю развития Москвы-реки Голованов.

Товарооборот рос, и на одной набережной баржам становилось тесно. Поэтому постепенно вся река — от Кремля до нынешнего причала «Новоспасский» и дальше по ходу третьего маршрута — была отдана под стихийные пристани.

— Например, по правому берегу Москвы-реки выгружали бумагу, сено. А еще крупные точки были возле монастырей. Мы начали путь от Новоспасского монастыря, затем прошли мимо Симонового монастыря и далее встретим Крутицкое подворье — все они были когда-то важными точками грузооборота Москвы, — добавил эксперт.

Прибываем к остановке «Торпедо». Неподалеку от нее находится одноименный стадион, который был построен в 1959 году как тренировочное поле для футбольной команды завода имени Лихачева. Сейчас стадион на реконструкции.

Прогулочное речное пассажирское сообщение началось в конце XIX века. Тогда появились небольшие катера-пароходы, которые за деньги катали людей от Кремля к Перерве. Первое упоминание об этом встречается в путеводителях по Москве 1870-х годов.

— Тогда, до революции, этим заправляли частные товарищества. Никакого государственного судодвижения не было, но все меняется в 1931 году. Появился первый речной вокзал — в районе современного Большого Краснохолмского моста, рядом с Новоспасским монастырем, — рассказывает Никита Голованов.

А еще в этом же году были запущены первые речные внутригородские маршруты. Фактически предки нынешних электросудов, которые регулярно ходили по Москве-реке, и стали частью транспортной инфраструктуры города.

По словам эксперта, первый маршрут речных пассажирских судов начинался практически там же, откуда стартует сегодня третий маршрут электросудов — от Шлюзовой набережной.

Наше электросудно швартуется у остановки «Автозаводский мост». На правом берегу Москвы-реки, сразу после моста, можно увидеть промышленный комплекс, который легко узнать по характерному для дореволюционной промышленной архитектуры красному кирпичу. Здесь сохранилось здание тюлево-кружевной фабрики Томаса Флетчера. В 1926 году в этом здании разместилась карандашная фабрика имени Красина — первая и единственная карандашная фабрика полного цикла в России. Кстати, в глубине квартала находится здание гончарно-изразцового завода братьев Власовых, который с 1933 года стал называться московским керамико-плиточным заводом имени Булганина.

Глава научного отдела Музея транспорта Москвы отмечает, что новый виток развития речного судоходства начался после Великой Отечественной войны. Тогда в столице появился теплоход типа «Москвич». Разработали его в Санкт-Петербурге, а производили на Московском судоремонтном заводе в Нагатине.

— Своего пика московское речное пароходство достигло в середине 1970-х годов, когда ежегодный пассажирооборот достигал 20 миллионов человек, — добавил эксперт.

А потом, уточняет Никита Голованов, случились 90-е. И всем стало не до речного транспорта, который затем долгие годы не развивался.

Тем временем мы подплываем к конечной остановке «ЗИЛ». Слева от причала видно красно-кирпичное здание с надстроенной сверху современной частью. Это Даниловская мануфактура. В 1867 году купец Василий Мещерин приобрел красильную фабрику в Даниловской слободе и основал мануфактуру. Он превратил ее в крупное предприятие с полным циклом. Фабрика даже имела собственную инфраструктуру: больницу, жилье, театр, пекарни.

До наших дней сохранилось здание конторы, а также котельная в стиле фабричного модерна и водомерная башня. Часть зданий отреставрирована с сохранением внутренней планировки бывших цехов и используется под офисы.

Сегодня ситуация на Москве-реке кардинально изменилась. Пока мы плыли на электросудне, мимо нас прошли десятки речных судов. Речной транспорт вновь обрел популярность. И на этом его развитие не прекращается. До конца года парк речного транспорта увеличится в 1,5 раза — его пополнят еще четыре новых электросудна в дополнение к шести запущенным на третьем маршруте. Всего же флот составит 31 электросудно, а интервал движения в час пик — 15–18 минут.

Где проходит третий маршрут речного регулярного электрического транспорта

ЦЕНЫ

Рабочие дни / Выходные и праздники

  • Тариф «Кошелек» по карте «Тройка» — 300 руб. / 450 руб.;
  • Банковская карта — 350 руб. / 500 руб.;
  • При оплате по биометрии — 200 руб. / 350 руб..

Бесплатно

  • По карте «Тройка» с билетом «Единый» на 30, 90 или 365 дней;
  • Детям до 7 лет (в сопровождении взрослого).

КСТАТИ

На всех причалах и судах 3-го маршрута регулярного речного электротранспорта сделали еще более заметную и удобную для восприятия навигацию.

Установили:

  • флаги, которые подсказывают номера маршрутов и названия причалов речного транспорта;
  • цифровые стелы с расписанием электросудов;
  • указатели с названиями ближайших улиц и номерами швартовочных мест;
  • медиаэкраны со схемой движения судов и тарифами.

До этого мэр Москвы Сергей Собянин рассказал о продолжении развития речного транспорта в столице. По его словам, к 2030 году новые маршруты свяжут Печатники с парком «Фили».

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.