Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

Столичная архитектура: от идеи — к практике, как рождались шедевры под открытым небом

Город
Заместитель начальника Казанского вокзала Татьяна Лапченко в специальной комнате вокзала, где находится часовой механизм знаменитых зодиакальных часов по проекту Алексея Щусева
Заместитель начальника Казанского вокзала Татьяна Лапченко в специальной комнате вокзала, где находится часовой механизм знаменитых зодиакальных часов по проекту Алексея Щусева / Фото: Александр Кочубей / Вечерняя Москва

Для многих туристов и не только визитная карточка города — это прежде всего его архитектура. Накануне Дня строителя «Вечерняя Москва» побеседовала с кандидатом исторических наук, замдиректора по науке Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А. В. Щусева Анатолием Оксенюком о том, кому обязана Москва своим неповторимым обликом и как создавались некоторые из ее примечательных построек.

— Анатолий Анатольевич, не секрет, что архитектура, чтобы не остаться лишь красивой идеей своего творца, не может обойтись без строительства. Верно, что когда-то архитектор и строитель были по сути единой профессией?

— Действительно, исторически строительство и архитектура — понятия, в общем-то, неразрывные. Более того, в Средние века, например, на Руси не существовало понятия «архитектор» — были «зодчие», которые создавали всю постройку «под ключ», начиная от идеи и вплоть до оформления ее интерьеров. То есть и проектирование, и согласование с заказчиками, и воплощение утвержденного проекта — все это было единым технологическим процессом, который в ходе промышленной революции и развития массового строительства распался на составляющие — появились и архитекторы, и конструкторы, специалисты по строительным материалам, по коммуникациям. Профессия архитектора постепенно стала обозначать собой специалиста, который в первую очередь отвечает за проект как за идею создания того или иного здания, организации в нем функционального, удобного для людей, эстетичного пространства. А строительство — это зримое воплощение архитектурных идей, которое переводит их из абстракции в практическую плоскость, что тоже требует определенного таланта и опыта.

— Можно ли сказать, что, перестав вникать в детали строительства, архитекторы стали меньше влиять на конечный результат?

— Это не так. Во-первых, при подготовке будущих архитекторов они все так же получают серьезный запас знаний в области строительства, и такое понятие, как архитектурный надзор, никто тоже не отменял. Известно немало случаев в современной истории, когда архитекторы — авторы проектов буквально руководили стройками, вникая во все тонкости строительного процесса. Вот, к примеру, уже этой осенью у нас в Музее архитектуры откроется выставка, посвященная архитектору Иллариону Иванову-Шицу. Сегодня несколько забытый московский архитектор, он очень много строил в нашем городе, начиная с конца XIX века и до своей смерти в 1937 году. Среди самых известных его созданий — Клуб Московского купеческого собрания на Малой Дмитровке (с 1930-х в этом здании размещается Театр «Ленком»), также он руководил архитектурными работами по перестройке Андреевского и Александровского залов Большого Кремлевского дворца в Зал за седаний Верховного Совета СССР. Был награжден орденом Ленина. Но главное, Иванов-Шиц был ярким примером архитектора, который очень хорошо вникал в строительное дело, занимался регулярным практическим проектированием, корректируя в процессе строительные планы, если это было необходимо. Также поступал и Алексей Щусев, автор легендарного проекта Казанского вокзала в Москве, многие практические моменты решая прямо в процессе стройки. Для них это было естественно.

— Какие еще памятные свидетельства о сотрудничестве архитекторов и строителей хранятся сегодня в Музее архитектуры?

— Практически любое знаковое здание — это пример эффективного сотрудничества. Сейчас у нас активно пополняется коллекция предметов, связанных с эпохой советского модернизма, интерес к которому снова растет. Мы получили эскизы и документацию по строительству легендарного Дворца пионеров на Воробьевых горах, связанные с доктором архитектуры Феликсом Новиковым. Кроме того, большой блок материалов относится к наследию народного архитектора РФ, профессора МАРХИ Владимира Кубасова, в том числе его эскизы с вариантами проектов здания МХАТа на Тверском бульваре.

СПРАВКА

В Музее архитектуры имени А. В. Щусева проходит выставка «Времени нет» — первый музейный проект формата творческой лаборатории. На выставке представлен 21 уникальный экспонат, созданный специально для проекта приглашенными архитекторами, художниками и урбанистами. На создание работ авторов вдохновила коллекция музея, а также личные воспоминания, связанные с архитектурой. Выставка-лаборатория включает большую исследовательскую практику, живые дискуссии, занятия со студентами и молодыми специалистами в стенах музея.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.